Американцы обращаются к классике в гибридной войне с Россией
Помимо чисто силовой и экономической составляющих давления на Россию в американских кругах прорабатывается возможность более активного использования инструментов «мягкой силы».
Американский портал Washington Examiner обнародовал информацию о том, что в США предлагается создать целое федеральное агентство «по борьбе с российской и китайской пропагандой». Инициатором консолидации агитпропа против основных геополитических конкурентов выступил член Конгресса от Республиканской партии Адам Китцингер.
«Создание соответствующего агентства даст США уникальную возможность направить мощный поток правды, обеспечивая мировую стабильность и предотвращая конфликты», — убеждён политик.
В законопроекте отмечается, что Россия и Китай используют многочисленные инструменты пропаганды, чтобы снизить мировое влияние США. Согласно документу, в Госдепе США предполагается создать Центр информационного анализа и реагирования, который бы «противостоял иностранной пропаганде и дезинформации». Основное внимание будет уделено пропаганде, направленной против национальной безопасности США, — обосновал свою затею г-н Китцингер, — Россия извергает свою дезинформацию, подрывая интересы Соединенных Штатов на Украине, и способствует распространению нестабильности в ряде стран. Создание соответствующего агентства даст США уникальную возможность направить мощный поток правды, обеспечивая мировую стабильность и предотвращая конфликты".
Соавтор законопроекта Тед Лью добавляет, что иностранная пропаганда не только распространяет антизападные настроения, но и, ни много ни мало, манипулирует общественным восприятием, ниспровергает демократию и подрывает интересы США. Пока за создание «оруэлловского министерства правды» подписались 10 конгрессменов от обеих партий. Видимо, под ниспровержением «завоеваний демократий» конгрессмены США имеют в виду приостановленную ВКС РФ бойню в Сирии, которую вели местные кланы, натовские войска и террористы, развязанную США кровавую междоусобицу в Ираке, или Афганистан, превращённый ставленниками «цитадели демократии» в «наркотический притон».
Пока трудно сказать, чем будет отличаться «функционал» нового ведомства, создаваемого по лекалам «доктора Геббельса», от уже существующих в 20 странах НАТО аналогов. Три из них располагаются в Прибалтике: Эстония занимается кибербезопасностью, Литва — энергетической безопасностью, Латвия — стратегической коммуникацией НАТО.
Главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» РИСИ Аждар Куртов считает, что речь идёт не о банальном распиле бюджетных средств.
— Даже, если предположить, что это так, то в американских масштабах объём финансов, брошенных на информационное освоение, не слишком велик. На оборонных заказах «оприходовать» можно куда большие средства.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что американцы, создававшие во главе западного мира информационное оружие против СССР, сегодня вынуждены признать, что оно не работает. При всех колоссальных расходах наших противников по «информационной войне» по линии USAID, «Голос Америки» и т. д. российские визави при меньших затратах получают гораздо больший эффект.
Можно вспомнить нервную реакцию западных политиков, которые пытались чуть-ли не арестовать счета или лишить аккредитации российских журналистов из Russia Today. Андрей Бабицкий, проработавший на американском радио «Свобода» порядка 25 лет, был отстранен от работы за неосторожные слова в поддержку российского Крыма, высказанные в личном блоге на сайте «Эхо Кавказа».
В странах Прибалтики нашим журналистам часто отказывают в аккредитации. Я уж не говорю об убийствах или политическом преследовании представителей этой профессии на Украине. Не далее как сегодня, 12 мая, здесь вынесли приговор журналисту Руслану Коцабе, который в январе прошлого года записал обращение к украинским властям. В нем он выступил против мобилизации, после чего Коцабу обвинили в шпионаже и государственной измене. Кстати говоря, геополитические конкуренты из соседних стран не брезгуют такими приемами, как использование ботов из соседних стран, которые готовы за копейки поливать Россию грязью на наших же форумах.
— Чем объясняется более высокий КПД российских массмедиа, работающих в режиме «иновещания», при минимальных вложениях?
— Человеку свойственно стремиться получать альтернативную точку зрения. А в США и на Западе в целом, ещё в годы первой холодной войны публику «перекормили» продукцией агитпропа. RT воспользовалась этой ситуацией, привлекла, в том числе западных специалистов, чтобы полностью устранить языковой барьер. Как показывают соцопросы, аудитория этой компании и Sputnik имеет тенденцию к расширению. Что, в общем, подтверждает та жёсткая реакция, с которой мы сталкиваемся.
Возникает парадоксальная ситуация, когда медийные «легковесы» побеждают «финансовых тяжеловесов».
— Стоит ли приписывать себе в заслугу изменение общественного сознания европейцев, которые голосуют за правые партии и всё больше дрейфуют в направлении «Европы государств», саботируя принятие выгодного США Трансатлантического торгового и инвестиционного партнёрства?
— Мне представляется, что это естественный процесс. К тому же тезис о свободе распространения информации в демократическом обществе постоянно эксплуатировали не мы, а сами европейцы. При этом евробюрократы легко готовы нарушать собственные ценности в угоду своим геополитическим амбициям. Мы знаем, что немецкому журналисту, который позволил себе непочтительно высказаться о президенте Турции Эрдогане, грозит до трёх лет тюрьмы. Медиа-сообщество возмущается, но пока лидеры западного мира не демонстрируют желания ослабить давление на прессу.
— Казалось бы, евроатлантическая машина на кадровом уровне не даёт сбоев, что этому можно противопоставить?
— Понятно, что в эпоху информационной открытости невозможно держать полностью закрытыми шлюзы, как во времена первой редакции холодной войны. С другой стороны, праздновать информационную победу, будем честны, пока рано. Очевидно, что мир меняется. Тотальное господство Запада в информационном пространстве на протяжении постсоветских десятилетий сыграло с ним дурную шутку, привив привычку почивать на лаврах.
— Как отреагирует Китай на жёсткий информационный «наезд» со стороны США?
— В стране проживают более 1,5 млрд. человек. При этом около 50 млн. человек находятся за рубежом. Против КНР не ведётся санкционная война, более того, это привилегированный торговый партнёр США. При этом, обратите внимание, с кем делали стэндапы на полях концерта в Пальмире. Это были, в том числе, китайские журналисты. Пекин активно вкладывается в «мягкую силу» — создаёт корпункты по всему миру, переводит собственные СМИ на иностранные языки. «Жэньминь жибао», «Синьхуа» и другие ведущие китайские агентства переведены на многие языки.
Да, китайцы предпочитают не ввязываться в открытое информационное противостояние. Зато они весьма жёстко действовуют внутри страны. В этом плане они сохранили «железный занавес» — их сайты «чистят» гораздо активнее, чем в России, у них нет аналогов хорошо известных в нашей стране СМИ либерального толка. В Китае нет чисто американских медийных проектов как в России.
Время играет на Россию и Китай, но это не означает, что можно бездействовать — необходимо активно готовить носителей языка (включая места для иностранцев, которые выделяются в российских вузах). Плюс нужно мотивировать бизнес открывать курсы и предоставлять гранты журналистам-иностранцам. Чем постоянно занимаются западники.
— Как вы относитесь к закону об иностранных агентах среди НКО, получающих иностранное финансирование и занимающихся политической деятельностью на территории РФ?
— Информационные войны — это часть гибридных войн. И сегодня они приобретают всё большее значение. Если не понимать, что это составная часть нашей национальной безопасности, мы будем постоянно пропускать удары. Считаю, что закон правильный и своевременный, а жёсткая реакция на него была связана с тем, что определённая часть нашего общества привыкла жировать на те суммы, которые ей выделяли на работу с общественным мнением в РФ из Брюсселя и Вашингтона.
«Оруэлл жив», — так отреагировал директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов на предложение прокомментировать очередную инициативу Конгресса США.
— По сути, это и есть то самое «министерство правды», о котором писал великий писатель в своей антиутопии. Кстати говоря, такой сценарий развития событий был описан в 1949 году. Между прочим, в это время был создан альянс НАТО, учреждён Совет Европы. А в политическом сознании западного мира было сформировано блоковое мышление.
— Казалось бы, давно нет СССР, а вместе с ним и блокового мышления…
— Тем не менее, западные элиты продолжают до сих пор эксплуатировать эту тему. У нас любят в ироническом ключе использовать слово «скрепы». А это их «скрепы», это и Голливуд, и образ жизни, который Запад навязывает всему миру, и информационный центр НАТО в Риге. На Россию оказывают беспрецедентное давление, но у нас консолидация общества только растёт. Взять хотя бы недавнее мероприятие - люди вышли для того, чтобы принять участие в международной общественной акции «Бессмертный полк».
Западные политики думают, что нужно создавать «антискрепы» в стиле «русские идут!» или «о, ужас — китайская угроза!». Хотя все эти образы врага отдают нафталином, поскольку уже не одно десятилетие эксплуатируются массмедиа. Так что, я не вижу ничего удивительного в том, что какой-то конгрессмен пытается под топот ног уходящей администрации, выбить энное количество бюджетных средств на противостояние с мнимой угрозой. Это нормальный лоббизм, узаконенный в Конгрессе США.
Более того, американцы даже не скрывают таких вещей — достаточно посмотреть их политические сериалы вроде «Карточного домика», где наглядно препарируется и показывается, кто и на чём зарабатывает огромные деньги.
С другой стороны, если бы инопланетная угроза в западном медийном пространстве выглядела бы страшнее, чем агрессия со стороны России и Китая, местные СМИ говорили бы о нашествии инопланетной цивилизации.
Василий Ваньков
Фото: AP/ ТАСС
Читайте нас: