База продолжает работу
Под ногами начинает дрожать земля. Это разгоняется Су-34 на российской авиабазе Хмеймим в сирийской Латакии. Самолет, обвешанный ракетами и бомбами, выглядит довольно внушительно. В какой-то момент приходится зажимать уши, потому что выносить жуткий грохот двигателя, стоя в каких-то 30 м от взлетно-посадочной полосы, становится невозможно. Таких машин в небо уходит не одна, а добрый десяток. В этот момент начинаешь понимать, почему уцелевшие после бомбежек боевики в истерике кричат на камеру: «Ат-тайаран ар-русий!» («Российская авиация!»).
Самолеты летят на боевое задание. После начальник управления пресс-службы и информации Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков сообщит журналистам, что летчики работали по целям в провинциях Ракка и Дейр-эз-Зор. Атакам подвергались боевики ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в России). При этом — видимо, прежде всего для иностранных журналистов, коих здесь в избытке, — Конашенков добавил, что в провинции Алеппо российские ВКС не действуют.
Российская авиабаза Хмеймим, несмотря на вывод основной части авиационной группировки, работает в штатном режиме. По словам военных, сейчас значительно сократилось число вылетов. Причина этого кроется прежде всего в том, что всё большее число населенных пунктов и вооруженных группировок присоединяется к режиму прекращения огня.
По состоянию на 4 мая, согласно сведениям Министерства обороны России, количество населенных пунктов, присоединившихся к перемирию, достигло 91. Кроме того, 52 вооруженных формирования согласились прекратить огонь. Между тем стало известно о продлении ранее объявленного режима тишины в Алеппо еще на 24 часа. Аналогичный режим действует в пригороде Дамаска и в провинции Латакия.
Несмотря на всё это, работы на базе Хмеймим хватает. Еще в феврале здесь открылся Центр по примирению враждующих сторон, который действует на постоянной основе. Наверное, у многих могло сложиться представление, что это огромный комплекс, напичканный самым современным оборудованием. На деле выяснилось, что это небольшая комнатка, вмещающая от силы 15 сотрудников.
Как рассказал начальник Центра примирения Сергей Кураленко, здесь происходит сбор, обработка информации и ее последующая передача, в том числе в Женеву, где с переменным успехом ведутся переговоры об урегулировании конфликта. Вместе с тем значительная часть работы, по его словам, ведется не на базе Хмеймим, а непосредственно в провинциях Сирии, где особые группы собирают информацию о нарушениях режима прекращения огня.
В Сирии не забывают про 9 Мая
Работа — это, конечно, важно, но и про праздники забывать нельзя, тем более такие значимые. Россияне готовятся отпраздновать День Победы в Великой Отечественной войне. Подготовительные мероприятия ведутся и на базе Хмеймим.
Планируется, что здесь 9 Мая пройдет свой парад. Пока — репетиция. Стройным шагом по плацу маршируют российские солдаты. Честь принять участие в смотре предоставили и сирийцам. Правда, до российской выправки им далековато. И шаг не настолько четкий, и строй держат не так хорошо. Впрочем, это армия, которая вот уже пять с лишним лет ведет борьбу с терроризмом, а потому такого рода промахи можно простить. Вслед за солдатами проезжает техника. Конечно же, танков, как в Москве, здесь нет. Зато есть бронеавтомобили «Тигр» и «КамАЗы».
Потехе час...
Многие из российских военнослужащих отправляются на авиабазу Хмеймим на три месяца. На первый взгляд, этот срок не является слишком уж большим. Тем не менее пребывание за рубежом, в непривычных условиях накладывает свой отпечаток. В Минобороны постарались максимально снизить психологическую нагрузку на военных, проходящих службу в Сирии.
Так, на авиабазе с 8 утра и до 10 вечера открыт «Пункт психологической работы», представляющий собой палатку относительно небольших размеров. Внутри мягкие кресла, спокойная музыка, на стенах картины с российскими пейзажами, в том числе зимними, что более чем актуально, когда на улице +30, а то и выше, — всё здесь сделано, чтобы солдаты и офицеры могли максимально расслабиться. К тому же с ними работают профессиональные психологи, которые на ранних стадиях выявляют проблемы и оперативно помогают их решить.
Как сказал «Известиям» начальник Группы психологической работы капитан Максим Лаптев, изначально сюда приходило не так много людей, однако сейчас их количество увеличилось. Тут же интересуюсь, значит ли это, что у солдат и офицеров стало больше внутренних проблем.
— Нет, — отвечает Максим Лаптев, — просто приходившие ранее стали делиться своими впечатлениями с теми, кто сомневался. И сейчас многие считают, что это самое лучшее место на базе, где можно отдохнуть телом и душой.
Неподалеку — еще одна палатка. Здесь можно посмотреть телевизор. Благодаря «тарелке» по нему показывают российские каналы. Рядом на столе лежат сегодняшние газеты. Вдоль стен стоят шкафы с книгами о России. А в уголке — макет, очевидно, изображающий взятие Берлина в 1945 году советскими войсками. Сделала его 11-летняя Елизавета Сорокоумова для участия в конкурсе рисунков и поделок детей офицеров Службы безопасности президента РФ, посвященном Дню защитника Отечества.
Напротив этих двух палаток расположилась спортивная площадка. Здесь солдаты и офицеры играют в баскетбол и волейбол, занимаются на тренажерах, бьют грушу и соревнуются в армрестлинге.
Кроме того, как рассказал «Известиям» один из российских офицеров, на авиабазе открыт переговорный пункт. Каждый военнослужащий может позвонить домой в Россию, причем бесплатно. Правда, длительность разговоров приходится ограничивать. Но связано это далеко не с тем, что армия экономит на связи. Просто желающих пообщаться с родными и близкими очень много.
Текст и фото: Андрей Онтиков
Читайте нас: