Дивизия со Знаменем Победы
В этом году руководство Министерства обороны России не устаёт повторять, что к концу года в стране будут сформированы целых четыре дивизии в трёх военных округах: две в Западном, одна в Южном, одна в Центральном. Но хорошо известно, что соединения Центрального военного округа по планам, по опыту учений, в реальных операциях по развёртыванию крупных сил (например, на украинском направлении в 2014 году) используются для усиления Западного округа. Таким образом, на западном стратегическом направлении и появятся те самые три дивизии, о которых заявил С. Шойгу.
К декабрю все четыре новые соединения должны быть сформированы и размещены. Сейчас идёт интенсивное строительство объектов в их будущих расположениях. Формируются они на базе бригад, которые были созданы незадолго до этого или же существовали ранее.
Из четырёх создаваемых дивизий две будут танковые: 10‑я гвардейская Уральско-Львовская дивизия в Богучаре (20-я армия) и 7-я гвардейская Киевско-Берлинская в Чебаркуле. И две мотострелковые: 144‑я гвардейская Ельнинская и не существовавшая в составе ВС СССР с 1946 г. 150-я гвардейская Идрицко-Берлинская в Новочеркасске.
Последняя знаменита тем, что именно её штурмовой флаг, будучи водружённым над рейхстагом, официально стал Знаменем Победы. Зачем сейчас достали из музейного архива регалии столь известного соединения, остаётся только гадать. Возможно, в Москве хотят, чтобы к почётным наименованиям дивизии добавилось «Киевская»?
Продолжается и формирование бригад. Например, на Западном направлении это мотострелковая бригада в Валуйках на Белгородчине. А также целый ряд бригад армейского комплекта для недавно сформированной 1-й гвардейской танковой армии и переформированной 20-й гвардейской армии.
Такие меры принимаются в ответ на продвижение к нашим границам американской военной инфраструктуры в Восточной Европе. Хотя для этого есть и другие причины. Ведь формирование армий и дивизий с бригадами как ответ на размещение комплекта техники одной бригады НАТО (или даже двух) выглядит перебором. С другой стороны, кому, собственно, какое дело, что Россия формирует на своей территории и для чего? Кремль не связывают в этом никакие соглашения – договор об обычных вооружениях в Европе для России уже давно ничего не значит.
Новинки на брусчатке и над ней
В Параде Победы в этом году примут участие более 10 тыс. человек, 135 единиц военной техники и 71 летательный аппарат (ЛА). В неюбилейные годы число пролетающих ЛА обычно равно числу прошедших после Победы лет. Прошлогодний парад был, конечно, куда масштабнее. Именно на нём впервые были показаны новейшие образцы техники, которые в ближайшем будущем начнут массово поступать в серию. Почти всё из показанного тогда проедет и в этом году, но в меньших количествах и в иных порядках.
Но будут и новинки. Например, впервые зрители увидят бронеавтомобили «Тигр-М» с боевыми дистанционно-управляемыми модулями «Арбалет-ДМ». Серийные машины с ними только-только пошли в войска. Вроде бы и не бог весть какая новинка, но это не так.
Критики уже давно посмеивались над тем, что разведчикам-спецназовцам (а именно им идут «Тигры»), стреляя из пулемётов, приходится торчать из люков. «Арбалет» же позволяет стрелять из 12,7‑мм пулемёта «Корд», крутя джойстиком перед монитором, причём целясь ночью и в тумане через тепловизор. Да, в США и многих других странах такие лёгкие дистанционно-управляемые боевые модули существуют уже достаточно давно. Но у нас ранее приоритет был сделан на разработку более серьёзных боевых модулей для «Армат», «Курганцев» и «Бумерангов». Однако сейчас появились сразу несколько моделей лёгких модулей. «Арбалет» может устанавливаться не только на «Тигре», но и других бронемашинах.
На брусчатке премьер более не ожидается. Не будет даже ожидаемых новинок в области систем ПВО. Возможно, мы увидим их в 2017 году. Хотя премьерой пешей части парада можно считать «коробку» из прелестных «валькирий в форме». До этого у нас сводных женских подразделений по Красной площади не проходило. Эту «изюминку» организаторы, видимо, почерпнули у китайских друзей. Правда, в Поднебесной вместо настоящих военных используют моделей одинаковых типажа и роста.
Зато в воздухе новинки будут. Это один из первых серийных новейших военно-транспортных самолётов Ил-76МД-90А. Также он известен как Ил-476. Пролетят и модернизированные тяжёлые стратегические бомбардировщики Ту-160М. Именно они работали по «чёрным» и «зелёным» бандитам в Сирии новейшими крылатыми ракетами (КР) Х-101. Будут на параде и тяжёлые Ту-95МСМ,способные нести те же Х-101 и ядерные Х-102, и средние ракетоносцы Ту-22М3М.
По сути, этот воздушный парад можно считать парадом «героев Сирии». Ведь Су-24М «Гефест», Су-34, Су-35С, Су-30СМ, Су-25СМ и вертолёты Ми-35М, Ка-52 и Ми-28Н – все они работали и продолжают работать на сирийской войне. А вот новейший истребитель Т-50 до парадов пока не добрался.
Что сделано за год
А что с новинками прошлого года, каково состояние этих программ?
Ближе всего к принятию на вооружение находится САУ «Коалиция-СВ».«Коалиция» в настоящий момент размещена на сильно переделанном шасси танка Т-90А, а не «Арматы». Возможно, поэтому её доводят быстрее других. Первые два дивизиона (до 36 САУ) вскоре поступят в формируемую артбригаду 1-й гвардейской танковой армии. Эта армия станет лидером в сухопутных войсках по освоению новинок бронетанковой техники.
Одновременно для «Коалиции» идут испытания новых боеприпасов. Например, снаряда с увеличенной до 70 км дальностью. А также снаряда с дальностью 50 км с корректируемым разбросом – в полёте РЛС на САУ измеряет начальную скорость снаряда, система производит расчёт примерного отклонения и передаёт на снаряд величину поправки, которую должна внести система управления для её компенсации. А вот про колёсный вариант «Коалиции» пока ничего не слышно, хотя работы над ним идут.
Танки Т-14 «Армата» и тяжёлая боевая машина пехоты (ТБМП) Т-15 находятся сейчас в опытно-войсковой эксплуатации в войсках числом более двух десятков. В её ходе устраняются найденные недостатки и недоделки, конструкция постепенно доводится до кондиции, необходимой для успешного прохождения госиспытаний, которые скоро начнутся.
Уже заключены контракты на поставки более крупных партий Т-14 и Т-15 и тяжёлой бронированной ремонтно-эвакуационной машины Т-16 для войсковых испытаний. Танков, в частности, законтрактовано около сотни. Ранее планировалось, что их крупносерийные поставки начнутся уже с 2017–2018 гг., но в реальности крупная серия начнётся где-то к концу 2018 года. А на нужный темп в несколько сотен машин в год УВЗ выйдет, наверное, к концу десятилетия. Конечно, при условии соответствующего финансирования.
Кстати, параллельно идёт процесс дальнейшего развития «Армат». Для Т-14 прорабатывается двухместная компоновка с резким увеличением мощной бронезащиты и новые пушки 125-мм и 152-мм калибров. В том числе и электротермохимические. В них используются и пороховые, и электромагнитные технологии. Не забыта и дальнейшая роботизация машины.
Для Т-15 готовится новый боевой модуль с 57-мм автоматической пушкой. Ведутся работы и по новым машинам ряда «Армата» – большой артиллерийской (штурмовому танку), машине огневой поддержки танков, инженерной машине разграждения, мостоукладчику и другим. Всего до 28 моделей на одной базе!
Программа средних гусеничных платформ «Курганец-25» в настоящий момент находится на сходной с «Арматой» стадии, но чуть ближе к серии. А вот семейству защищённых бронеавтомобилей «Тайфун» и повезло, и не повезло одновременно. С одной стороны, они уже имеются в соединениях специального назначения числом более сотни штук. С другой – слишком высокий технический уровень сильно повлиял на цену. МО РФ сейчас склоняется к серьёзному уменьшению числа закупаемых «Тайфунов», которые в основном останутся «бронеавтобусами спецназа». Против «Тайфуна-К» играет также приличная доля импортных агрегатов, от которых на КамАЗе избавляются далеко не так быстро, как хотелось бы.
Замыкать колонну боевых машин будут БМП К-17 «Бумеранг». Замыкать, вероятно, они будут и очередь принимаемой на вооружение техники. Обладающий впечатляющей яркой внешностью бронетранспортёр остаётся наименее известной машиной из всего нового семейства. По состоянию этой программы почти нет информации. Да и изготовлено таких боевых машин меньше всего – вряд ли больше 8–9 штук.
Известно, что к предварительным испытаниям они также приступили совсем недавно. Поговаривают, что программу «сдвинули» из-за неготовности или меньшей в ней нужды в сравнении с остальными. Но «Бумеранг» также нужен нашей армии – от поезда попавших на вооружение он уж точно не отстанет.
Читайте нас: