В 1977 году в результате пожара в гостинице «Россия» погибли 42 человека, многие получили ожоги и увечья различной степени тяжести.
Первое сообщение о пожаре диспетчер получил в 21.24. А затем обрушился шквал звонков – только в течение первых двух-трех минут их поступило более пятидесяти.
Прибывшим к месту происшествия пожарным открылась жуткая картина: в чреве северного корпуса по всей длине фасада, выходящего на улицу Разина, мерцали всполохи, из окон валил бурый дым. Слышались крики людей. Судя по цвету дыма, горела синтетика, что было плохим знаком – огонь в таких условиях движется со скоростью 8 метров в минуту. Учитывая, что пожар длился уже 10-15 минут, легко было представить его масштабы и то, что будет дальше.
Вскоре у «России» было сосредоточено 35 автоцистерн, 61 автонасос, 8 машин газодымозащитной службы, 20 специальных автоходов. На борьбу с огнем было брошено 1400 человек, но одолеть его никак не удавалось.
На этажах, где бушевало пламя, люди лихорадочно метались в поиске выхода. Многие выбегали из номеров на лестницы и в коридоры и там падали замертво, задохнувшись дымом. Другие, отчаявшись найти спасение, связывали простыни и пытались спуститься по ним вниз. Но, поскольку узлы вязались в панике, на скорую руку, они развязывались и люди разбивались.
Только к 11 часам вечера огонь удалось локализовать. До глубокой ночи машины «Скорой помощи» и военные спецмашины увозили от гостиницы раненных и трупы. Из 42 погибших в тот вечер 23 были пожарными…
В 1717 году, вернувшись из своей второй поездки в Западную Европу, Петр I приступил к городскому переустройству. Перед мысленным взором императора стоял призрак образцового западного города, когда он начал с того, что запретил нищим появляться на улицах российских городов. А в дату нашего обзора - 25 февраля 1718 года - вышел ещё один государев указ - запрещающий подавать милостыню в руки и повелевавший отсылать её в богадельни, устроенные по его же приказу. С тех, кто нарушал сей указ, взимали штраф.
В 1917 году директор императорских театров Владимир Теляковский записал в своем дневнике свои впечатления о февральских событиях в России: «Из всех разговоров с русскими людьми в Москве, я твердо убежден, что не может долго просуществовать наш прогнивший до мозга костей строй. Никакой Вильгельм не мог бы сделать стране столько зла, сколько ей сделал царь, допустивший себя морочить кучке проходимцев. Это даже не правые и не крайние правые, а просто наполовину дураки и наполовину нечестные люди, которые очень дешево покупают и продают отечество и Россию...»
И в этот же день в своей газете "Утро России" предприниматель и миллионер Павел Рябушинский, словно отвечая Теляковскому, заявляет: «Мы вот теперь говорим, что страна стоит перед пропастью. Но переберите историю: нет такого дня, чтобы эта страна не стояла перед пропастью. И все стоит».
В 1986 году на Филиппинах завершилось правление Фердинанда Маркоса.
С ноября 1965 года он занимал пост президента, а в 1972 ввел в стране военное положение и правил как диктатор. Невиданный размах в этот период приобрели коррупция и преследование политических противников. После состоявшихся 7 февраля 1986 года выборов Маркос был объявлен победителем, но подтасовка результатов была столь очевидна, что министр обороны и начальник генштаба подали в отставку, потребовав ухода Маркоса с политической арены. Днем должна была пройти церемония инаугурации президента, но процедуру бойкотировал даже премьер-министр, и ее телетрансляция была прервана. Вечером сторонники лидера оппозиции Корасон Акино штурмовали президентский дворец. США, до последнего момента поддерживавшие Маркоса, вывезли его семью на четырех вертолетах на Гавайи. Присягу в качестве нового президента страны принесла Карасон Акино. Одним из первых ее шагов на посту главы государства стало освобождение политических заключенных. В феврале следующего, 1987 года, на Филиппинах была принята новая конституция. Военные и сторонники Маркоса предприняли как минимум семь попыток государственного переворота, но все они были подавлены.
Акино решила не выставлять свою кандидатуру на следующих выборах и объявила своим преемником министра обороны Фиделя Рамоса. В мае 1992 года Рамос был избран президентом, и Акино ушла в отставку с намерением заняться частной жизнью. К тому времени Фердинанда Маркоса уже почти три года как не было в живых, он скончался на Гавайях в 1989 году.
В 1999 году в этот день французская певица, пианистка и автор песен Вероник Сансон (Veronique Sanson), к сожалению не слишком известная у нас, но пользующаяся заслуженным успехом на родине, лучшая певица Франции 1992 года, выпустила очередной студийный альбом. Он получил название «7» и содержал много ярких, интересных композиций.
В 1707 году в Венеции родился итальянский драматург, реформатор театра, создатель национальной комедии Карло Гольдони.
Сущность реформы Гольдони состояла в замене импровизированной комедии масок драматургией с устойчивым текстом и реальными человеческими характерами. Ее принципы изложены в его комедии-манифесте «Комический театр» и «Мемуарах».
«Трактирщица», «Слуга двух господ» - эти и некоторые другие пьесы Гольдони с успехом идут и на современной сцене. Всего же им создано более двухсот пьес.
В 1822 году родился поэт и переводчик Лев Александрович Мей, как пишут в учебниках, типичный представитель "чистого" искусства XIX века.
В восприятии современников Мей был своего рода русским Шиллером - беззаботным идеалистом, верующим в добро и красоту, человеком богемы и бессребреником, истинным смыслом жизни которого была лишь поэзия.
Он переводил произведения Анакреонта и Феокрита, Байрона и Гейне, Мицкевича и Шевченко. Мастерство Мея проявилось и в стихотворных произведениях, созданных по мотивам русского фольклора и летописных сказаний ("Песня про боярина Евпатия Коловрата", например). Многие его произведения положены на музыку и стали популярными романсами. А на основе его исторических драм "Царская невеста" и "Псковитянка" Николай Римский-Корсаков создал одноименные оперы.
Мей был сыном обрусевшего немца-офицера, раненного под Бородином и рано умершего; мать поэта была русская. Семья жила в большой нужде. Учился Лев Александрович сначала в Московском дворянском институте, потом был переведен в Царскосельский лицей, по окончании которого поступил в канцелярию московского генерал-губернатора и прослужил в ней 10 лет, не сделав карьеры. Примкнув в конце 1840-х годов к так называемой "молодой редакции" погодинского "Москвитянина", он стал деятельным сотрудником журнала и заведовал в нем русским и иностранным литературным отделом. В начале 50-х только что женившийся Мей получил место инспектора 2-й московской гимназии, но интриги сослуживцев, невзлюбивших кроткого поэта за привязанность к нему учеников, вскоре заставили его бросить педагогическую деятельность и перебраться в Петербург. Здесь, только числясь в археографической комиссии, он полностью отдался литературной деятельности, принимая участие в "Библиотеке для Чтения", "Отечественных Записках", "Сыне Отечества", "Русском Слове" и других периодических изданиях.
Крайне безалаберный и детски-нерасчетливый, Мей жил беспорядочной жизнью литературной «богемы». Еще из Лицея, а больше всего из дружеских собраний «молодой редакции» «Москвитянина» он вынес болезненное пристрастие к вину. В Петербурге на одном из собраний у графа Кушелева-Безбородко, когда Льва Александровича попросили выдать какой-нибудь экспромт, прямодушный поэт горько над собою посмеялся четверостишием: «Графы и графини, счастье вам во всем, мне же лишь в графине, и притом в большом». Большие графины расшатывали здоровье Мея и порой доводили его до совершенной нищеты. Однажды дошло до того, что, забрав во всех редакциях авансы и задолжав всем приятелям, он сидел в лютый мороз в нетопленой квартире и, чтобы согреться, разрубил на дрова дорогой шкаф жены. Беспорядочная жизнь подорвала крепкий от природы организм поэта. Он умер в сорокалетнем возрасте, 16 мая 1862 года.
По определению Аполлона Григорьева, Лев Мей принадлежит к «литературным явлениям, пропущенным критикой». И при жизни, и после смерти поэта им мало интересовались и критика, и публика.
В 1871 году родилась известная украинская писательница Леся Украинка. Она - автор сборников и циклов лирико-философских стихов, драматических поэм «Вавилонский полон», «В катакомбах», «Осенняя сказка», драмы-феерии «Лесная песня» на основе волынского фольклора, множества критических статей. Произведения Леси Украинки, написанные преимущественно на исторические и мифологические сюжеты, проникнуты идеями гуманизма и борьбы с деспотизмом.
В такой же день родился Джордж Харрисон.
«Знаете, что меня раздражает в современной музыке? - говорил он. - В ней всё начинается с большой буквы "Я"».
Его называли "тихим битлом". Самый молодой в легендарной четверке, он всегда предпочитал оставаться музыкантом, а не звездой. И всегда искал покой, говоря, что их группу погубили кричащие поклонницы, фотографы, лимузины и толпы, бегущие за этими лимузинами.
Тем не менее именно Харрисон стал первым "битлом", достигшим популярности в сольной карьере: выпущенный в 1970-м году сингл "My sweet lord» возглавил и британские, и американские чарты.
Что же касается Битлз… Последним альбомом, над которым они работали все вместе, стал «Abbey road». Примечательно, что работа эта началась 25 февраля 1969 года, в день, когда Джорджу исполнилось 26. Это была их лебединая песня. Две композиции для «Abbey road» написал Джордж Харрисон: «Here comes the sun» - это надежда и ожидание чуда и «Something» - одна из величайших песен о любви.
Читайте нас: