В 1712 году указом Петра I был основан Тульский оружейный завод. В своем указе государь повелевал: "...для лучшего в том ружейном деле способу, при той оружейной слободе, изыскав удобное место, построить заводы, на которых бы можно ружья, фузеи, пистолеты сверлить и оттирать, а палаши и ножи точить водою". С 1706 года здесь уже существовал оружейный двор с кузницами и работными избами, тульским оружием были вооружены русские войска под Полтавой. Указом дело ставилось на государственную основу, а оружейный двор был превращен в казенное предприятие.
А в такой же день 1721 года все тот же Петр I подписал второй из своих археологических указов, в которых говорилось о необходимости собирания древностей. В изданном еще в 1718 году указе о собирании вещей для Кунсткамеры говорилось: «Ежели кто найдет в земле, или в воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть, или и такие, да зело велики или малы перед обыкновенным; также какие старые подписи на каменьях, железе или меди, или какое старое, необыкновенное ружье, посуду и прочее всё, что зело старо и необыкновенно, — такожь бы приносили за что давана будет довольная дача» (то есть вознаграждение).
В другом указе, подписанном 26 февраля 1721 года, Петр уже требовал при обнаружении находок «всему делать чертежи». Этот указ далеко опережал запросы западноевропейских коллекционеров, довольствовавшихся древностями, представляющими собой случайно появившиеся на рынке произведения искусства. Извлеченные из земли старая посуда и старое оружие, на которые обращают внимание петровские указы, в Западной Европе еще никого не интересовали. Петр предвосхитил требования современной археологии и в том, что в России, помещая такие древности в государственный музей, признавали их ценность. В требовании «всему делать чертежи» можно усмотреть предвосхищение современного правила описания обстоятельств находки и отдаленное родство с требованием составления полевой документации.
Тот же указ 1721 года запрещал переливать «куриозные» драгоценные вещи, предписывая отсылать их в Петербург. Этот указ имел в виду прежде всего Сибирь, где найденные золотые и серебряные изделия часто переплавляли.
Так в России впервые проявилась забота о сохранности древностей. В целях поощрения археологических поисков Петр I отдал особое распоряжение о вознаграждении за археологические находки.
Ввиду того, что еще до этих распоряжений царю присылали коллекции древностей из Киева и из Сибири, полагают, что петровским указам предшествовали устные указания о собирании древностей.
В начале 18 века прослеживаются и первые попытки государственной реставрации памятников истории. Так, при посещении развалин древнего города Булгара в Поволжье Петр I, «приметивши притом, что оные памятники столь славных некогда Булгар весьма уже много повреждены были временем и впоследствии совсем могут истребиться... прислал... повеление отправить немедленно к останкам разоренного города Булгар несколько каменщиков с довольным количеством извести для починки поврежденных и грозящих упадком строений и монументов». Беспокоясь «о сохранении оных», царь также распорядился «всякий год посылать туда кого-нибудь осматривать для предупреждения дальнейшего вреда».
Не следует, конечно, считать Петра I первым археологом. Археология оформилась в науку позже. Мысль о возможности собирания древностей путем специальных раскопок еще не была высказана, но мысль о ценности древних вещей родилась именно тогда. Именно тогда появился научный интерес к археологическим памятникам. И произошло это во многом благодаря Петру.
В 1797 году состоялась торжественная закладка в Петербурге Михайловского замка - будущей императорской резиденции. Согласно легенде, однажды часовому, стоявшему в карауле у деревянного летнего дворца Елизаветы Петровны, явился весь в сиянии юноша необычайной красоты. Юноша назвался архангелом Михаилом и потребовал сообщить царю именно это место для возведения храма во имя архангела Михаила. Когда императору Павлу Первому донесли о чудесном видении, тот ответил, что ему уже известно желание архангела, и воля его будет исполнена. Он поручил Василию Баженову соорудить новый дворец и при нём церковь архангела Михаила. Когда у императора спросили: "Какого цвета будет замок?", Павел без слов протянул красную перчатку своей дамы сердца Анны Лопухиной-Гагариной.
В 1914 году выдающийся государственный деятель, бывший директор департамента полиции и министр внутренних дел, лидер группы правых в Госсовете Петр Николаевич Дурново представил Николаю II записку, которая теперь, ретроспективно оценивается как наиболее точное предвидение того, что произошло с Россией. Дурново сделал попытку предостеречь царя от вступления в войну, близость которой ощущалась уже многими. Вот основные разделы этой записки: трудно уловить какие-либо выгоды от сотрудничества России с Англией; жизненные интересы России и Германии нигде не сталкиваются; борьба России с Германией нежелательна для обеих сторон, так как приведет к ослаблению монархического начала. Дурново указывал на искусственность Антанты (тройственного союза Франции, Англии и России), предупреждал, что основная тяжесть войны ляжет на Россию, и она будет воевать за англо-французские интересы. Военные трудности, доказывал он, приведут к росту оппозиционных и революционных настроений. «В результате, - завершал Дурново свой анализ, - Россия будет ввергнута в беспросветную анархию, исход которой не поддается даже предвидению». Как отнесся к этому документу Николай II, неизвестно.
Дата его рождения неизвестна, есть дата крещения - 26 февраля 1564 года. Кристофер Марло - великий английский драматург, реформатор английского театра. До него на сцене громоздились кровавые события и вульгарные шутовские эпизоды. Он первым сумел придать драме внутреннюю стройность и психологическое единство и преобразил её стихотворную ткань введением белого стиха. Кристофер Марло видел подлинные истоки трагического не во внешних обстоятельствах, а во внутренних противоречиях, которые раздирают титаническую личность, поднявшуюся над обыденностью. Он прожил очень короткую и необычайно яркую жизнь, и сам был плоть от плоти своих персонажей.
В 1802 году родился поэт, драматург, романист Виктор Гюго.
Он вступил в жизнь роялистом. В 20 лет получил пожизненную ежемесячную пенсию от двора и стал республиканцем, демократом, гуманистом, противником смертной казни, защитником бедных и отверженных. В 68 лет во время осады Парижа прусской армией писатель записался в национальную гвардию и нес караульную службу.
В своем завещании Гюго написал: "Я отказываюсь от проповеди всех церквей; я требую молитвы за все души ".
Грандиозная церемония его похорон не имела себе равных - около двух миллионов человек выстроились вдоль пути следования катафалка с площади Звезды в Пантеон. По словам Мориса Барреса, хоронили "поэта-пророка, который своими утопиями заставлял трепетать сердца".
В такой же день родился Оноре Домье - французский литограф, скульптор и живописец.
Он появился на свет 26 февраля 1808 года в Марселе. Семья будущего художника переехала в Париж, когда он был еще ребенком.
Посыльный у юриста и книготорговец, он брал уроки рисования и изучал античную скульптуру в Лувре. Беспощадная карикатура на короля Луи Филиппа сделала имя Оноре Домье знаменитым, но стоила ему штрафа и шести месяцев тюрьмы. Выставлявшиеся в витринах его литографии становились событием, а все их персонажи мгновенно узнавались современниками. Он работал очень быстро и обладал невероятно точной зрительной памятью, поэтому созданные им образы кажутся взятыми прямо из жизни. Великий труженик, оставивший после себя около четырех тысяч листов графики, триста живописных полотен, произведения скульптуры, при жизни Домье не был оценен по достоинству. Коро, восхищавшийся его гением, спас старого мастера от конфискации имущества по суду. Домье умер в полной нищете в пригороде Парижа в феврале 1879 года. Однако его творчество оказало огромное влияние на художников XX столетия.
В 1842 году родился Камиль Фламмарион – французский астроном и просветитель, автор книги «Популярная астрономия», удостоенный высочайшего звания Командора Почетного Легиона.
«Если астрономия, - восклицал он, - наиболее прекрасная и пленительная из наук, то это оттого, что небо - это вместилище жизни, всеобщей, распространенной повсюду и вечной… Современным народам, вместо того, чтобы соперничать между собой в изготовлении пушек, не лучше ли было хотя сотую часть этих средств посвятить на опыты, имеющие целью открыть нам дивные тайны природы».
Сегодня принимает поздравления с днем рождения артист театра и кино Евгений Жариков. В сознании большинства зрителей имя этого актера ассоциируется с образом милиционера, созданного им в телевизионной романтической эпопее "Рожденная революцией". Роль Николая Кондратьева стала для него поистине звездной. Впрочем, не менее любимы зрителем его работы в фильмах «Иваново детство», «Три плюс два» и многих других.
Дорогие читатели, хотелось бы порекомендовать послушать Вам известного американского певца и гитариста Джонни Кэша, ибо есть повод - Джонни родился в такой же день 1932 года. К моменту его появления на свет родители так и не смогли договориться, какое имя дать сыну. В результате в свидетельстве о рождении были вписаны только инициалы, на которые согласились оба родителя. Потом уже из инициалов родилось имя.
Читайте нас: