Летать так летать
Об инциденте с американским эсминцем стало известно 13 апреля, когда о нем сообщил телеканал CNN. По его информации, которая впоследствии подтвердилась, самолеты Су-24 (со снятым вооружением) и вертолет Ка-27 пролетали в непосредственной близости от корабля. Более того, источник в европейском командовании США (поскольку портом приписки Donald Cook является испанская Рота) заявил, что «российский самолёт имитировал атаку и не отвечал на предупреждения о безопасности на русском и английском языках», и в этот момент приближался к палубе на микроскопическое для авиации 20-метровое расстояние. Вертолет же, как сообщается, вел фотосъемку, а один из облетов помешал подняться его польскому собрату, который находился на палубе эсминца.
С резкими заявлениями в адрес России выступили официальный представитель Белого дома Джош Эрнест и госсекретарь Джон Керри. Последний даже заявил, что самолет мог быть сбит. Трудно сказать, чего в этой фразе было больше — опасений за горячность моряков, которые могли поспешными действиями спровоцировать конфликт, или косвенной угрозы в адрес Минобороны РФ.
В свою очередь, российские военные настаивают на том, что авиация выполняла плановые тренировочные полеты в том же районе и, «обнаружив корабль в зоне визуальной видимости, российские летчики совершили отворот от него с соблюдением всех мер безопасности». Вместе с тем, имитацию атаки они не отрицали (а это довольно распространенный прием демонстрации силы, к которому, разумеется, прибегают и другие страны) и намекнули, что нахождение боевого корабля НАТО «примерно в 70 км от российской военно-морской базы» — не самый дружественный жест.
Конечно, формально он ничего не нарушил, поскольку территориальные воды государства составляют лишь 12 морских миль (22,2 км) от берега. Но, как справедливо заметил спикер Минобороны генерал-майор Игорь Конашенков, «принцип свободы судоходства эсминца ВМС США вовсе не отменяет принцип свободы воздухоплавания российских воздушных судов».
В годы холодной войны подобные инциденты происходили с завидной регулярностью, что вполне отражало биполярный характер мироустройства. С распадом СССР активность российского воздушного патрулирования сократилась, однако в нулевые виртуальные воздушно-морские бои вновь вернулись на театры военных действий.
Поймай меня, если сможешь
Один из наиболее примечательных эпизодов вполне в духе известного технотриллера Клинта Иствуда«Огненный лис» (про новейший на момент съемок истребитель-перехватчик МиГ-31) произошел в 2000 году. В ходе российской операции два самолета морской разведки Су-24МР в сопровождении звена истребителей Су-27 прошли прямо над мостиком авианосца Kitty Hawk в Корейском проливе. Задачей являлась аэрофотосъемка в разведывательных целях.
Американцы, видимо, успевшие расслабиться за благословенные для них 90-е, были совершенно не готовы к такому. Они подумали, что производится атака и начали в панике перерубать топливные коммуникации заправлявшего авианосец танкера, чтобы избежать крупного пожара, однако из-за нестыковок в приказах на перехват не были немедленно подняты палубные истребители F/A-18. Вместо этого через какое-то время в воздух поднялся единственный самолет радиоэлектронной борьбы ЕА-6В. Только после второго захода нашей авиации в небе появились F/A-18, однако Су-27 увели их в сторону, что позволило разведчикам совершить еще несколько облетов.
В довершение издевательства на веб-сайт авианосца пришло электронное письмо от неизвестного отправителя с парой снимков палубы и короткой припиской на русском языке, которую Пентагон во время покаянной пресс-конференции отказался озвучить.
Апокалипсис сегодня
Еще один показательный боевой вылет был осуществлен в феврале 2008 года. Четыре стратегических бомбардировщика Ту-95МС, предназначенные для несения ядерных крылатых ракет, получили задание условно уничтожить авианосец Nimitz. Отыскав ударную группу во главе с ним к югу от Японии, две из машин начали приближаться.
В этот раз американцы спохватились немного быстрее — F/A-18 были отправлены на перехват, когда Ту-95МС оставалось около 800 км до цели. Да вот незадача — дальность пуска стоящих на вооружении бомбардировщика ракет Х-55 составляет 2-3,5 тыс. км в зависимости от модификации. То есть, при желании красу и гордость американского флота можно было без проблем превратить в гигантский ядерный шар. Но и это еще не все. Пока один из Ту-95МС отвлек на себя внимание истребителей, второй благополучно добрался до корабля и дважды прошел над его палубой на высоте 600 метров.
Игра мускулами
В 2009 году несколько противолодочных самолетов Ил-38 пролетели на малой высоте (150-600 метров) над кораблями США, тренировавшимися в Японском море, в том числе — над авианосцем John C. Stennis и кораблем управления Blue Ridge, который является флагманом Седьмого флота. Похожий инцидент произошел годом позже в Баренцевом море, причем расстояние между патрульным Ил-38 и американским фрегатом УРО Taylor сократилось до 45 метров — правда, это произошло в стороне от корабля, а не над ним. Впрочем, и над его палубой российский самолет успел полетать.
В сентябре 2014 года российские Су-24 и Ан-26 напугали экипаж канадского фрегата Toronto, который находился в Черном море на военных учениях Sea Breeze – 2014. А чуть ранее, в середине апреля того же года, условной атаке подвергся все тот же многострадальный Donald Cook.
Здесь уже обошлось без лишних сантиментов. Поскольку эсминец решил заняться в Черном море тем, что на профессиональном жаргоне называется демонстрацией флага, и произошло это вскоре после крымских событий, наш Су-24 несколько раз сымитировал заход на бомбардировку.
Последняя история обросла слухами — говорилось о подавлении радиоэлектроники корабля, выведении из строя его радаров и чуть ли не о перехвате управления над оборудованием с территории Крыма. Одно несомненно: сразу же после этого инцидента эсминец ушел в румынский порт Констанцу и вскоре покинул акваторию Черного моря. Сообщается, что почти три десятка моряков подали рапорты об увольнении, не выдержав психологического стресса.
Читайте нас: