Юлиан II, статуя в парижском музее Cluny
В
Цезарь Юлиан против августа Констанция II
Успехи Юлиана очень встревожили императора Констанция II. Тем более что у него самого дела на Востоке шли неважно. Чтобы ослабить армию Юлиана, он под предлогом намечавшегося похода против Персии потребовал передать ему часть армии. Его посланник трибун Деценций, прибывший к Юлиану в январе 360 года, намеревался забрать по 300 солдат из каждого легиона и лучших воинов из вспомогательных отрядов галлов, батавов и герулов. Таким образом армия Юлиана уменьшалась почти в 2 раза.
Юлиан был настроен выполнить этот приказ, но тут взбунтовались его собственные воины. Выйдя к окружившим его дворец войскам, чтобы попытаться успокоить их, Юлиан был провозглашен солдатами императором. По утверждению Марцеллина, Юлиан пытался отказаться от столь опасного звания, однако
«его поставили на щит из тех, которые носят пехотинцы, и подняли высоко. Раздался единодушный крик, в котором Юлиан был провозглашен августом. Требовали диадему, и на его заявление, что такой он никогда не имел, – какого-нибудь шейного или головного украшения его супруги. На его замечание, что женское украшение было бы неподходящей приметой… стали искать конской фалеры… Но когда он отверг и это как неподобающее, то некто, по имени Мавр… сорвал с себя цепь, которую носил как знаменосец, и дерзко возложил ее на голову Юлиана. Чувствуя шаткость своего положения… Юлиан обещал всем солдатам по пяти золотых и по фунту серебра».
Р. Олтяну. Провозглашение Юлиана августом
Среди легионеров, видимо, преобладали язычники, потому что, как сообщает Марцеллин, в верности Юлиану они клялись отнюдь не именем Христа:
«Солдаты, приблизив мечи к своим шеям, клялись по формуле со страшными заклятиями переносить за него (Юлиана) всякие беды до последнего издыхания... после солдат офицеры и все ближайшие к государю чины клялись ему в верности с подобными религиозными обрядами».
Юлиан попытался договориться с Констанцием, отправив ему письмо, в котором обещал, как и прежде, признавать его старшинство. Однако император, который давно подозревал Юлиана в желании стать независимым правителем, решил расправиться с дерзким претендентом.
Целый год он и Юлиан готовились к войне, и летом 361 года армия Юлиана двинулась в сторону Балкан. Навстречу ей из Антиохии выступила армия Констанция. Трудно сказать, как закончилась бы эта война, однако по дороге Констанций тяжело заболел и умер 5 октября 361 года. Утверждают, что перед смертью своим преемником он назвал мятежного Юлиана. Особого выбора у Констанция II и не было – после многочисленных убийств в семье Константина Великого, двоюродный брат Юлиан оказался его единственным родственником мужского пола.
Август Юлиан II
Монета императора Юлиана II
По своим взглядам новый император был близок к неоплатоникам, образцом для подражания для него стал Марк Аврелий, которого называли «философом на троне».
Придя к власти, Юлиан сразу же амнистировал всех христиан, осужденных по обвинениям в ереси. Среди них были и христиане Никейского толка, и ариане. Одним из амнистированных стал бывший учитель императора – Аэций, который был рукоположен в епископы и получил от Юлиана в подарок имение на острове Лесбос.
Но самым резонансным шагом стало объявление о возвращении свободного поклонения старым богам. Исповедование христианства также не запрещалось, Юлиан говорил:
«Пусть галилеяне веруют в своих мертвецов, мы не будем силой привлекать их к культу богов».
Но каковы же были меры, предпринятые императором-отступником, против христиан?
Притеснениями некоторые считают лишение клириков привилегий, предоставленных им Константином Великим и Констанцием II, а также требование возвратить самовольно захваченные ранее языческие храмы, превращенные в церкви, и компенсировать материальные потери, понесенные язычниками в результате разграбления и разрушения их святынь. Интересно, что наряду с восстановлением разрушенных языческих храмов, Юлиан собирался заново отстроить иудейский Иерусалимский храм.
Поверившими было в свою безнаказанность христианскими епископами эти вполне справедливые требования воспринимались как вопиющий произвол.
Кроме того, были уволены христиане, занимавшие высокие должности в армии и на государственной службе. Сделано это было на том основании, что
«закон повелевает им не употреблять меча для наказания людей, заслуживших своими преступлениями смерть».
Лабарум Константина Великого (крест и монограмма Христа) и его изображения на воинских знаменах по приказу Юлиана были уничтожены: их заменили прежние римские орлы.
Лабарум Константина Великого
А 17 июня 362 года Юлиан опубликовал эдикт, запрещающий христианам преподавать риторику и грамматику. Учителям-христанам предлагалось вместо этих «языческих» дисциплин толковать Евангелия и преподавать закон Божий.
Однако все же Юлиан гораздо охотнее действовал «не кнутом, а пряником». Читавшие предыдущую статью должны помнить, что Святой Иероним называл деятельность Юлиана
«преследованием ласковым, которое скорее манило, чем принуждало к жертвоприношению».
И Сократ Схоластик сообщает:
«Многих располагал Юлиан к приношению жертв ласками и подарками, и тут-то, как в горниле, открылось перед всеми, кто был истинный христианин и кто мнимый».
Однако без эксцессов все же не обошлось, но инициатива расправ с христианами, которые произошли, например в палестинской Газе, исходила не от императора, а от местных язычников.
При этом император-отступник попытался реформировать языческие культы, взяв от христианства все лучшее. Например, он требовал, чтобы жрецы старых богов в нравственном отношении были примером для своих прихожан, продвигал идеи благотворительности, требовал давать в храмах приют неимущим путникам. Юлиан и сам лично раздавал хлеб и вино беднякам.
Однако время язычников уже ушло и, в отличие от церквей, храмы старых богов были пусты – их можно было сравнить с красивыми амфорами, из которых уже давно вылили масло, вино или воду. Активные пассионарные люди теперь выбирали своей религией христианство.
А равнодушные обыватели, не ставшие христианами, не демонстрировали и религиозного рвения в старой вере. Они даже смеялись над лично совершающим жертвоприношения императором и называли его «вомолохом» – это презрительная кличка нищих и маргиналов, которые выпрашивали в храмах куски мяса жертвенных животных, иногда это слово переводят как «подъедала».
Юлиан же, если верить некоторым авторам, не находя новых верующих в храмах старых богов, шел на хитрости. Например, говорят, будто он, чтобы заставить христиан кланяться языческим богам, распорядился изображать себя на картинах с их статуями. Отказ поклониться им, в этом случае можно было трактовать, как непочтительность к императору. Юлиан якобы приказывал освящать жертвенной кровью все товары, продаваемые на рынках. А солдаты, получая жалованье, будто бы должны были бросать в огонь ладан – не зная, что за ширмой стоят статуи языческих богов.
Честно говоря, все эти сведения очень похожи на городские сплетни, вроде московской легенды о том, что религиозные фанатики топят людей, купающихся в бассейне, построенном на месте храма Христа Спасителя. Особенно смешным кажется последнее свидетельство о щепетильных и принципиальных воинах-христианах: сообщается будто они, узнав, что при получении жалованья «курили ладан» языческим богам, тут же бросали «оскверненные» монеты на землю.
Уж, как хотите, но человек, хоть немного представляющий себе настоящих римских солдат, поверить в такую чушь не может. Деньги, как известно, «не пахнут», и излишней брезгливостью ни в армии, ни на гражданской службе никто никогда не страдал.
Последний поход Юлиана Отступника
Император Констанций II так и не смог устранить угрозу со стороны Персии, где в то время правил шаханшах Шапур II. Теперь в поход против него собирался Юлиан. Осенью 362 года новый император перебрался в Антиохию, где формировалась новая армия, в которую вошли и его галльские легионы. Римская армия, насчитывавшая до 83 тысяч человек, отправилась в конце марта 363 года.
Поначалу дела шли неплохо: римляне переправились через Евфрат и, пройдя через Месопотамию, достигли берегов Тигра. По правому берегу этой реки они двинулись на юг, одержали несколько побед и захватили довольно много персидских крепостей. Переправившись через Тигр, в мае 363 года римская армия подошла к столице Персии – городу Ктесифону. У его стен Юлиану удалось выиграть ещё одно сражение, но взять этот хорошо укрепленный город ему не удалось. Не дождался он здесь и отрядов своих армянских союзников.
В надежде разбить основные силы противника и вынудить шаханшаха заключить выгодный Риму мирный договор, Юлиан повел свою армию на восток. Он опрометчиво доверился какому-то благообразному персу, который произвел на него хорошее впечатление и обещал стать проводником. Юлиан приказал сжечь корабли, стоявшие на реке Тигр, а также излишки продовольствия. Перс обманул римлян и завел их армию в безводную Карманитскую пустыню.
На обратном пути римские войска сильно страдали от недостатка воды, продовольствия и фуража, к тому же их постоянно тревожили своими атаками конные отряды персов. Порой эти столкновения перерастали в серьезные сражения – как 26 июня 363 года. Именно тогда в битве при Маранге Юлиан и получил три раны. Одна из них стала смертельной.
Причиной этой трагедии стала неосторожность Юлиана: он мог избежать гибели, но, торопясь возглавить контратаку, не стал надевать панцирь.
Находившийся в армии Юлиана Марцеллин сообщает:
«Неизвестно откуда внезапно ударило его кавалерийское копье, рассекло кожу на руке, пробило ребра и застряло в нижней части печени. Пытаясь вырвать его правой рукой, он почувствовал, что разрезал себе острым с обеих сторон лезвием жилы пальцев, и упал с лошади».
В горячке боя после перевязки Юлиан хотел вернуться к войскам, но быстро ослабел. Этой же ночью император умер.
Марцеллин утверждает, что свою смерть Юлиан встретил мужественно, до последней минуты ведя беседу
«с философами Максимом и Приском о высоких свойствах духа человеческого. Но вдруг шире раскрылась рана на его пробитом боку, от усилившегося кровотечения он впал в забытье, а в самую полночь потребовал холодной воды и, утолив жажду, легко расстался с жизнью».
Останки императора Юлиана были захоронены в городе Тарсе.
О гибели Юлиана его враги написали множество небылиц. Некоторые утверждали, что император, убедившись в тщетности своих попыток возродить язычество, сам искал смерти. Другие, будто «убийцею был его же воин, доведенный до отчаяния голодом и трудностью похода в пустыне».
Здесь надо заметить, что это далеко не самая лучшая идея – в такой ситуации убивать своего полководца, который не прячется за спинами подчинённых и разделяет с ними все трудности и опасности похода. И вполне можно доверять Марцеллину, который сообщает, что солдаты, узнав о смерти Юлиана, «разразились скорбными стенаниями и слезами».
Третьи авторы и вовсе утверждали, что Юлиана поразила «невидимая сила», которая, впрочем, позже «материализовалась» в облике святого Меркурия. Причем убийство Юлиана этот святой скифский киллер с языческим именем совершил по личной просьбе другого святого – Василия Великого. После молитвы будущего отца Церкви Меркурий исчез с иконы, а потом появился на ней с окровавленным копьём – и в тот же час якобы получил смертельное ранение император Юлиан.
Коптская икона «Святой Меркурий убивает Юлиана Отступника»
Средневековая французская миниатюра из «Омилий Григория Назианзина» (879–882). Париж, Национальная Библиотека Франции: Наступление Юлиана, Василий Великий спасается от Юлиана (на самом деле никаким преследованиям со стороны императора он не подвергался), смерть Юлиана от копья святого Меркурия
Кстати, святой Дмитрий Солунский, если верить «Житию», в 1207 году тоже «принял заказ» от жителей города Салоники и убил болгарского царя Калояна.
Дмитрий Солунский, греческая икона XIII века, написана в полном соответствии с каноном. Частная коллекция епархии, Верия
Обратите внимание: святой Дмитрий Солунский убивает спящего царя. А вот на русской иконе начала XVII века мы видим, как этот святой сразил царя в рыцарском поединке (но это явный отход от канона).
Многие авторы, которые, в отличие от того же Марцеллина, не участвовали в Персидском походе Юлиана, излагают в своих трудах поздние сплетни, либо выдают за действительность свои фантазии (которые, к сожалению, бездумно переписываются из статьи в статью). Блаженный Феодорит Кирский, родившийся в лучшем случае через 60 лет после битвы при Маранге, уверяет, что смертельно раненный император сказал:
«Ты победил, Галилеянин!»
Созомен в написанной примерно через 100 лет после гибели Юлиана «Церковной
«Говорят, что когда рана была нанесена, он (Юлиан) собрал с нее кровь и, как бы смотря на явившегося себе Христа и обвиняя Его в убиении себя, бросил ее на воздух».
Созомен, кстати, сообщает и об угрозах Юлиана христианам, которые император якобы высказывал перед походом на персов – сведения, не находящие подтверждения ни в одном источнике. Намерение расправиться с христианами после возвращения в Киев будут приписывать и Святославу Игоревичу – это расхожий и часто повторяющийся сюжет.
На следующий день после смерти Юлиана его преемником неожиданно был выбран командир императорских телохранителей Флавий Клавдий Иовиан.
Солид императора Иовиана, отчеканенный в Антиохии
У Хархи римское войско было окружено и прижато к Тигру. В обмен на право свободного прохода Шапур II потребовал уступить ему пять областей в Мессопотамии, на территории которых находились 15 крепостей, и римские города Нисибис, Сингара и Кастра Маврорум. Кроме того, римляне должны были отказаться от союза с Арменией.
Многие порицали Иовиана за этот договор, утверждая, что армия ещё могла вырваться из окружения, тем более что 500 галльских воинов уже переправились через Тигр и захватили плацдарм на другом берегу.
Иовиан восстановил первенствующее положение христианства в империи и привилегии духовенства, хотя не предпринимал никаких мер по гонению на языческих жрецов. Особого следа в истории он не оставил, так как правил всего семь с половиной месяцев.
Рыжов В. А.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: