Военно-морская стратегия России, как показывает деятельность ВМФ РФ, заявления специалистов и бюджетные средства, выделяемые на развитие флота, выстраивается точно в одну линию со стратегией национальной безопасности России — возможно, в качестве ее главного военного инструмента… Военная мощь нацелена главным образом на предотвращение войны, но в других обстоятельствах она рассматривается как еще один элемент национальной мощи, используемой в основном для поддержки экономического роста России.
— Томас Р. ФЕДЫШИН (Thomas R. Fedyszyn) — кэптен (капитан 1-го ранга) в отставке ВМС США, директор исследовательской группы «Европа-Россия» Военно-морского колледжа США.
«В 2014 году на «Севмаше» будут заложены две стратегические атомные лодки типа «Борей», один «Ясень» и подводный корабль специального назначения», — такие данные привел Генеральный директор «Севмаша» (Северодвинск) Михаил Будниченко, выступая на оружейной выставке в Дели 7 февраля 2014 г. В следующем году, по его словам, на «Севмаше» заложат еще пять подлодок, среди которых будут два «Борея» и три «Ясеня».
Девять атомных подлодок за два года! Заявленные темпы строительства отечественного подводного флота превышают все существующие зарубежные показатели.
Атомные подлодки — главная ударная сила на море. Они — носители самых разрушительных и смертоносных средств поражения. Самые грозные корабли из всех, что когда-либо были созданы для морского боя, — скрытные, неуловимые и убийственно эффективные. За 100 лет истории подводного флота никому так и не удалось найти надежного «противоядия» от подводной угрозы. Всякий раз известие о появлении подводных охотников неизменно вызывает дрожь и оцепенение у противника, заставляя того менять планы и поскорее убираться из опасного квадрата. Наконец, лодки — ключевой компонент «ядерной триады»: в отличие от «неуловимых / непобедимых» АУГов, именно субмаринам-одиночкам была доверена «почетная» роль кочегаров на погребальном костре человечества. Прямое свидетельство высочайшей скрытности и боевой устойчивости подводных кораблей.
Но, довольно лирики и громких лозунгов. Настало время трезвой оценки ситуации, исходя из существующих событий и фактов. Количество планируемых к закладке атомоходов — 9 единиц — вызывает уважение. Однако, не менее важно — что представляют собой данные корабли? Как они будут строиться? В каком году над ними взметнется ввысь и затрепещет на ветру Андреевский флаг?
Главным сюжетом в отечественном подводном кораблестроении по-прежнему остается РПКСН пр. 955 (шифр «Борей»). На то имеются две важные причины.
Причина первая. Необходимость срочного перевооружения морских стратегических ядерных сил России.
Вплоть до недавнего времени самым «молодым» ракетоносцем стратегического назначения являлся К-407 «Новомосковск» (пр. 667БДРМ «Дельфин»), принятый в состав ВМФ еще в далеком 1990 году. Впрочем, возраст здесь не так страшен. Для сравнения — половина из 14 действующих американских ПЛАРБ были построены в 80-е, а последняя из «Огайо» была введена в строй в 1997 году. Гораздо серьезнее, что у ВМФ РФ маловато лодок данного назначения: с исчезновением «Акул» в строю остались всего 7 «Дельфинов» (в т.ч. поврежденный пожаром К-84 «Екатеринбург») и 3 еще более древних «Кальмара» (пр. 667БДР постройки начала 80-х).
В 1996 году на «Севмаше» был заложен РПКСН нового поколения — К-535 «Юрий Долгорукий» (пр. 955 «Борей»), чье строительство и испытания продлились целых 16 лет (!) — до декабря 2012 года. «Борей» стал краеугольным камнем в истории отечественных морских стратегических ядерных сил (МСЯС). Отныне ставка сделана на твердотопливные ракеты, как более дешевые в производстве и безопасные в эксплуатации, чем традиционные жидкостные ракеты КБ Макеева. Твердотопливная «Булава» компактнее, короче по длине, не требует сложных и опасных процедур предстартовой подготовки. Взамен — несколько худшие энергетические характеристики, уменьшение забрасываемого веса БЧ и дальности стрельбы. Но главная проблема в другом — очевидные сложности, связанные с созданием новой ракеты, поменявшей всю парадигму развития отечественных МСЯС.
Капризную «Булаву» постепенно научили летать, а лодки проекта «Борей» стали главной надеждой отечественных кораблестроителей. В последнее время их ежегодно закладывают, спускают на воду и вводят в строй, постоянно совершенствуя их конструкцию. Расклад следующий: на сегодняшний день 2 ракетоносца в строю, 1 на государственных испытаниях, 1 строится (измененный проект 955А), 2 подлодки — «Александр Суворов» и «Михаил Кутузов» планируются к закладке весной-летом 2014 года. Создан задел для закладки еще пары подлодок в 2015 году.
Однако, бодрое строительство стратегических ракетоносцев входит в противоречие с ситуацией вокруг многоцелевых атомных подлодок. Вернее, с их практически полным отсутствием.
Ситуация имеет простое объяснение: конструктивно, РПКСН «Борей» гораздо проще и менее трудоемок в постройке, чем любая многоцелевая ПЛА четвертого поколения. В конструкции «Бореев» широко применяются тех. решения, хорошо отработанные на лодках предыдущего, третьего поколения — вплоть до использования обечаек прочного корпуса разобранных многоцелевых субмарин пр. 971 («Ю. Долгорукий» — от недостроенной К-137 «Кугуар», «А. Невский» — К-333 «Рысь», «Мономах» — от утилизированной К-480 «Ак Барс»).
Фактически главной и единственной задачей «Бореев» является боевое патрулирование в глубинах океана, желательно не выходя далеко за пределы рубежей патрулирования отечественного флота (теоретически, возможности современных БРПЛ позволяют стрелять по другому континенту, не отходя от пирса в Гремихе).
…Подлодка тихо выписывает «восьмерки» в полной темноте. Глубина 200 м, ход шесть узлов, за кормой медленно буксируются километровые антенны КНЧ-приёмников. В случае получения приказа — всплытие на малую глубину и запуск БРПЛ «Булава». Как показали практические испытания: можно считать великолепным результатом, если лодка сможет выпустить хотя бы половину имеющегося боекомплекта — без потери глубины, возникновения опасного крена/дифферента и других неприятностей, влекущих за собой прекращение стрельбы. Стоит заметить, что именно наши моряки-подводники установили неподражаемый рекорд: после многомесячных упорных тренировок экипажу К-407 «Новомосковск» удалось выполнить стрельбу полным боекомплектом из 16 ракет (операция «Бегемот-2», 1991 год).
Но все сложности с запуском БРПЛ меркнут перед техническим совершенством современной многоцелевой подлодки. Перед «Ясенем» или американской «Вирджинией» стоят совершенно нетривиальные задачи: особые требования к скрытности и ситуационной осведомленности на ТВД, многофункциональность, современный комплекс вооружений. Высокоточное оружие, десятки крылатых ракет, оборудование для работы военных водолазов и «морских котиков», беспилотные подводные аппараты, минно-торпедное оружие…
Выполнение данных требований немыслимо без гидроакустических комплексов нового поколения с гигантскими антеннами, занимающими всю носовую часть корабля. Необходимы особые приемы снижения шумового фона: использование естественной циркуляции теплоносителя в реакторах «Вирджиний» или применение турбоэлектрической силовой установки на борту «Ясеня» с возможностью отключения ГТЗА на малом ходу.
Новые технологии шумо- и виброизоляции, дополнительные боковые антенны ГАК, современные вычислительные комплексы, многочисленные торпедные аппараты и шахты для запуска КРМБ, телескопические мачты с телекамерами вместо обычных перископов, новые задачи и возможности… Именно этим объясняется столь долгий и мучительный процесс создания отечественных и зарубежных многоцелевых ПЛА четвертого поколения.
Лучший подводный атомоход в своем классе. "Ясень" почти в два раза крупнее американского аналога — "Вирджинии". Притом, в отличие от высокотехнологичной "американки" с водолазными камерами, подводными дронами и тактическими КРМБ "Томагавк" (все — инструменты для локальных войн), наша лодка более ориентирована на серьезный морской бой — до 32 тяжелых ПКР семейства "Калибр", 8 торпедных аппаратов, впечатляющий диапазон рабочих глубин и скоростей.
К настоящему времени в составе ВМФ РФ в опытной эксплуатации находится всего одна многоцелевая лодка нового поколения — К-560 «Северодвинск» (пр. 885 «Ясень»). Лодку, заложенную в 1993 году, строили и доводили до ума в течение 20 лет. Когда были превышены все разумные сроки, а у «Северодвинска» появилась возможность попасть на страницы Книги рекордов Гиннеса в качестве самого невероятного «долгостроя», лодку передали в опытную эксплуатацию Северному флоту, с обещанием постепенно исправить 200 дефектов, выявленных в ходе долгих государственных испытаний.
Впрочем, другие «Ясени», строящиеся по модернизированному проекту 885М обещают не повторять антирекордов, установленных в ходе строительства головного корабля. На сегодняшний день в постройке находятся две лодки: К-561 «Казань» и К-573 «Новосибирск». Также, согласно заявлению гендиректора «Севмаша», в текущем и следующем году будет заложены еще четыре подлодки пр. 885М.
Итого, к началу 2020-х годов в составе ВМФ РФ будут числиться 7 многоцелевых ПЛА четвертого поколения — один пр. 885 («Северодвинск») и шесть пр. 885М. Отличный результат (с поправкой на разрушительное влияние экономических перемен в России на рубеже ХХ-ХХI веков).
Загадочная подлодка
Наибольший интерес у публики вызвало упоминание руководителя «Севмаша» о грядущей закладке лодки специального назначения. Что за очередной «Лошарик» появится в составе ВМФ РФ? Народная фантазия разошлась не на шутку: новостные форумы запестрели комментариями, авторы которых выдвигали самые разнообразные предположения относительно назначения секретного корабля.
Заинтриговали. Теперь не усну. Что за корабль? Разведчик? Лаборатория?
— комментарий от rugor, www.topwar.ru.
Также среди версий встречались: атомная глубоководная станция, носитель сверхмалых подлодок, спасательный батискаф, транспорт для боевых пловцов, подводный десантный корабль (такой проект когда-то разрабатывался в СССР), подводный заправщик/транспорт боеприпасов для снабжения океанских группировок кораблей ВМФ и т.п. технические шедевры, способные совершить переворот в мировом кораблестроении!
Как известно, в России говорят одно, думают другое, делают третье, а как оно будет на самом деле — станет известно лишь в последний момент. Тем не менее, рискну поделиться некоторыми соображениями относительно предназначения загадочного подводного корабля.
1) Атомная подлодка гидроакустического дозора и освещения подводной обстановки (ГАД ОПО).
Развитие легендарного советского проекта 958 «Афалина» — подводного аналога самолета АВАКС, предназначенного для информационного обеспечения и выдачи целеуказания корабельным группировкам и ударным субмаринам ВМФ. Звук распространяется в воде почти в 5 раз быстрее, чем в воздушной среде, а затухание звуковых колебаний происходит медленнее в десятки раз. Шумы корабельных винтов и звон лопастей противолодочных вертолетов, барражирующих на малой высоте над водой, могут распространяться на многие сотни километров. А если так, стоит создать специальную лодку-«слухача», что будет медленно ползти в глубине, собирая и анализируя звуки океана.
Модель пр. 958 "Афалина"из музея СПМБМ "Малахит". Обратите внимание на крестообразные антенны на боковых поверхностях корпуса. Проект так и не был реализован на практике, но стал отправной точкой для пр. 945 (многоцелевая ПЛА с корпусом из титана) и пр. 971 "Щука-Б", ставшего основным типом отечественных многоцелевых ПЛА 3-го поколения
О возобновлении работ по теме ГАД ОПО вновь заговорили в марте 2013 года. Позвучало предположение о создании импровизации на базе одной из существующих или выведенных в резерв подлодок (подобно пр. 09780 «Аксон-2»). Предполагается, что новый «Морской Гад» будет засекать местоположение движущихся АУГов на расстоянии до 600 км! Сбор информации будет производиться в пассивном режиме: сама подлодка на такой дистанции останется невидимой для средств ПЛО противника.
Экспериментальная субмарина КС-403 "Казань" на базе отслужившего своё стратегического ракетоносца, переоборудованного по проекту 09780 "Аксон-2", 1996 год. На корабле проходил испытания ГАК "Иртыш-Амфора" для подлодок 4-го поколения
2) Следующая история связана с недостроенным подводным крейсером К-139 «Белгород» («убийца авианосцев» пр. 941А, аналогичный погибшей ПЛАРК К-141 «Курск»). Жизнь уготовила этой «малышке» трудную судьбу: будучи заложенным в 1992 году, «Белгород» к началу 2000-х имел готовность порядка 80%. Однако, 20 июля 2006 года, в ходе визита на «Севмаш», министр обороны Сергей Иванов объявил о решении не вводить морально устаревший крейсер в состав ВМФ РФ. Шесть лет «Белгород» ржавел на стапеле, пока руководство флота решало, для каких задач приспособить ставший ненужным корабль.
И вот, наконец, свершилось: 20 декабря 2012 года «Белгород» был перезаложен и сейчас достраивается по измененному проекту 09952 в виде атомной подлодки спецназначения (ПЛАСН) — носителя глубоководных аппаратов и сверхмалых субмарин.
Возможно, именно историю с «Белгородом» имел в виду руководитель ПО «Севмаш», когда говорил о подводном корабле специального назначения.
К-139 "Белгород"
В конце концов, вся история с «загадочной подлодкой» может быть связана с созданием новой атомной глубоководной станции проекта 10831 «Калитка» или подобной конструкции для выполнения специальных задач на шельфе и в глубинах океана. Что-то очень прочное, глубоководное и секретное.
Что ж, поживем — увидим. Главное, чтобы все заложенные корабли были переданы флоту в срок!
P. S. Всего в период с 1991 по 2013 год в Российской Федерации было построено 10 атомных подводных лодок различного назначения. Также были достроены и введены в строй 7 подводных лодок из «советского задела», в их числе: глубоководная атомная станция АС-12 «Лошарик», три атомных ракетных подводных крейсера и три многоцелевых ПЛА (в т.ч. К-152 «Нерпа», переданная в долгосрочный лизинг ВМС Индии).
По материалам:
http://militaryrussia.ru
http://russianarms.mybb.ru
http://www.oborona.ru
Автор Олег Капцов
Читайте нас: