Лента новостей

03:40
Россия наносит удары: новости СВО от 5 декабря 2024. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 1015-й день спецоперации России на Украине
03:17
Сослуживцы д'Артаньяна
02:35
В России массово заблокировали популярные сайты с аниме
02:06
Расчёты «Мста-Б» уничтожили САУ ВСУ на правом берегу Днепра в Херсонской области
01:43
Сирия: очередная военная эскалация выгодна слишком многим
01:06
OpenAI пообещала 12 дней подряд представлять ИИ-новинки — от духа Рождества до рассуждающего ИИ
00:18
Потужный план просроченного клоуна
23:21
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 4 декабря, вечер
22:57
В Евросоюзе проституцию постепенно делают обязательной
22:46
«Зе-вирус» узурпации власти добрался до Сеула, или Как южнокорейский президент объявлял чрезвычайное положение на ночь
22:06
Джорджеску намерен прекратить помогать Украине
22:05
Пашинян заявил, что Армения не вернётся в ОДКБ. Путин напомнил, что Ереван не выходил из организации
22:04
Кадыров придумал шутку о подаренном Маском автомобиле Cybertruck
21:45
Диана Панченко: ЧТО БУДЕТ С ГРУЗИЕЙ?
21:22
SpaceX обновила рекорд повторного использования ракет Falcon 9
20:41
Ким, введи войска: шестичасовой диктатор обнажил проблемы Южной Кореи
20:34
Помощник генерала Гурулёва устроил пьяный дебош в самолёте
20:33
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации по состоянию на 4 декабря
20:32
Тренера сборной Украины по биатлону репрессируют за русский язык во время трансляции по ТВ
20:31
ВСУ ведут обстрелы ДНР, Белгородской, Запорожской и Херсонской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 4 декабря
19:47
Население Курской области страдает от вранья чиновников
19:42
Анналена Бербок в Китае: взаимная заинтересованность на фоне скандалов
19:02
Без света и тепла. Началась «черная» зима, бежать украинцам некуда
19:01
Шольц: мы не разрешим наносить удары вглубь России, но вооружать Украину продолжим
19:00
На Украине уничтожают издательство «Научная мысль», которое работало более 100 лет
18:59
Одесские военкомы захватили важных рабочих-высотников, но их удалось забрать из застенок через трое суток
18:52
Пашинян заявил, что Армения не считает себя частью ОДКБ
18:27
Границы проведения СВО на Украине необходимо расширять
18:16
Microsoft полностью заблокирует установку Windows 11 на старые ПК
18:12
Майданы надо не «лечить», а предотвращать. Об идентичности протестов в Грузии и на Украине
18:11
В Купянске новый прорыв. 114-я бригада зажимает ВСУ в Курахово. Под Херсоном Россия собрала 300 лодок для форсирования Днепра — Горячая сводка 4 декабря 2024 г.
17:53
Война на Украине (04.12.24): Обзор ситуации на фронте — Курахово, Торецк, Большая Новосёлка...
17:33
Победить любой ценой
17:32
Не менее восьми стран НАТО против вступления Украины в Альянс
17:24
В России беженцы из Харьковской области сталкиваются с проблемами из-за особенности статуса
17:23
Сикорский: страны НАТО намерены отказаться от Основополагающего акта с Россией
17:22
Запад требует ужесточения мобилизации на Украине
17:14
Путин: Россия не будет создавать особых условий для возвращения западных компаний
16:37
Зеленский уволил своего фейкового постпреда в Крыму
16:36
На Украине рано или поздно мобилизуют всех по требованию союзников
16:35
Сийярто: члены НАТО не хотят брать Украину в свой состав из-за боязни третьей мировой войны
16:30
В Литве решили уничтожить президента Лукашенко руками судей МУС
16:26
Путин заявил о крахе планов Запада нанести России стратегическое поражение
16:10
Светящиеся деревья смогут пассивно освещать тротуары и городские парки
15:48
Трампу предоставили 3 разных плана по достижению мира на Украине
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Авиация»Арктические ПВО России: МиГ-31 и МиГ-31БМ

Арктические ПВО России: МиГ-31 и МиГ-31БМ


Для выполнения задач ПВО в небе Арктики требуются перехватчики с большой скоростью полета и большим радиусом действия. Именно такими машинами являются дальние тяжелые истребители-перехватчики МиГ-31 и МиГ-31БМ, которые вместе с другими типами самолетов образуют мощный кулак арктической ПВО. Планируется также, что к концу 2020-х годов на боевое дежурство в северных широтах (и не только) заступят перспективные авиационные комплексы дальнего перехвата (ПАК ДП).

 

В Арктику начали возвращаться подразделения МО РФ и пограничных войск, некогда покинутые аэродромы сегодня восстанавливаются, стала серьезно развиваться гражданская и военная инфраструктура, воссоздается радиолокационное поле с полным покрытием территории, столь необходимое для решения задач ПВО. Традиционно у нас для усиления ПВО арктического района, который, вообще говоря, является проблемным, используются тяжелые дальние перехватчики. ЭтоМиГ-31, а теперь в воздух поднялись еще и МиГ-31БМ — глубокая модернизация «родителя».

Тяжелый истребитель-перехватчик МиГ-31БМ

 

Программа модернизации МиГ-31 началась в 2011 году и должна завершиться к 2020-му, когда все самолеты МиГ-31 станут МиГ-31БМ. Предполагается, что МиГ-31БМ будет работать в арктической системе ПВО до конца 2020-х, после чего ему на смену придет новый самолет ПАК ДП, решение о создании которого принято в 2014 году — это следует из заявления главкома ВВС РФ Виктора Бондарева.

В настоящее время ведется разработка концепции ПАК ДП, с тем чтобы в 2017—2019 годах завершить этап НИОКР, а с 2025—2026-го начать поставку самолетов в войска. До конца 2020-х ПАК ДП еще полетает вместе с МиГ-31БМ, но после произойдет полное обновление парка на ПАК ДП.

Отрадно было слышать заявление главы корпорации РСК МиГ С.Короткова на Aero India в 2015 году о том, что РСК МиГ уже начала работать над программой ПАК ДП. А отрадно потому, что РСК МиГ — признанный авторитет в создании лучших в мире перехватчиков, до уровня которых даже теперь не дотягивают самые современные зарубежные самолеты. А ведь свой первый полет серийный МиГ-31 совершил еще 40 лет тому назад — 16 августа 1975 года.

У РСК МиГ есть наработки, необходимый научно-технический задел и надежный помощник — авиазавод «Сокол» в Нижнем Новгороде, который производил МиГ-31. То есть все, чтобы делать самолеты новых проектов.

Создание ПАК ДП настолько актуально, что уже целый ряд фирм высказал желание принять участие в проекте. Например, летом 2015 года генеральный директор НИИП им. В.В. Тихомирова (разработчика БРЛС «Заслон» для МиГ-31) Ю. Белый заявил, что НИИП начал работы по определению облика радиоэлектронного комплекса (РЭК) для ПАК ДП и исследования по организации взаимодействия РЭК со всеми другими бортовыми системами.

Арктические ПВО России

Развитие авиационных систем дальнего перехвата вписывается в российскую программу по усилению военного присутствия и укреплению обороны в арктическом секторе.

Великие предшественники

Сегодня много говорят о необходимости сетевого управления и рекомендуют для этого использовать системы типа С41, говорят о необходимости ситуационного обеспечения на все 100%, о супервизорном управлении «сетевыми солдатами», а еще о групповых скоординированных действиях.

Но оказывается, что все это было у нас уже в 1970-х и при этом хорошо работало. Речь идет о системе ПВО «Заслон», в которую был встроен дальний перехватчик МиГ-31.

«Заслон» изначально был самой настоящей цифровой сетевой системой управления перехватчиками, которые работали в составе групп из четырех самолетов — командирского и трех ведомых. Группа была способна контролировать воздушное пространство протяженностью по фронту 800−1000 км и могла поражать цели ракетами «воздух-воздух» на дальности 120 км.

МиГ-31 уже тогда демонстрировали эффективные групповые действия, имели систему поддержания строя и определения взаимных координат (ОВК), обладали хорошо защищенной аппаратурой передачи данных (АПД), пользовались мощной информационной поддержкой земли и самолетов ДРЛО типа А50. Тогда не было навигационных систем GPS и ГЛОНАСС, но были неплохие радиосистемы ближней и дальней навигации РСБН / РСДН. Все это давало ситуационную осведомленность, позволявшую командиру группы, к которому поступала вся текущая информация, эффективно решать задачи целераспределения, выбора приоритетных целей и их поражения при координации действий группы.

На МиГ-31 в качестве бортовой информационной системы стояла БРЛС «Заслон» — первая в мире БРЛС с фазированной антенной решеткой (ФАР), установленная на реактивном истребителе. Она могла одновременно обнаружить десять целей и обеспечить ракетную стрельбу по четырем наиболее важным. Дальность обнаружения БРЛС составляла 120−130 км. Работе по целям в задней полусфере помогал выдвигаемый в поток теплопеленгатор 8ТП с дальностью действия 40−56 км в зависимости от метеоусловий.

С появлением на МиГ-31 модернизированных БРЛС «Заслон-М» возможности перехватчиков увеличились: обнаружение целей обеспечивалось уже на дальностях вдвое больших, чем давала исходная БРЛС, выросло число одновременно обнаруживаемых и сопровождаемых целей и число одновременно поражаемых, вдвое выросла дальность поражения.

Глубокая модернизация МиГ-31, в результате которой он становится МиГ-31 БМ, — это новая бортовая авионика, новая БЦВС, ПО, МКИО (мультиплексный канал информационного обмена), «стеклянная» кабина.

Дальнейший рост возможностей МиГ-31БМ будет связан с БРЛС «Заслон- АМ» с еще более увеличенной дальностью обнаружения (320 км) и дальностью поражения (290 км) одновременно уже десяти воздушных целей.

Итак, в системе «Заслон» вместе с МиГ-31 и МиГ-31БМ есть все элементы сетевого управления и обеспечения координированных групповых действий, и это можно рассматривать как весомый задел в работах по программе ПАК ДП, но уже с реализацией на новой элементной базе и по новым технологиям. Что ж, неплохое наследие великих предшественников.

Пришло время гиперзвука

Как только появилось официальное сообщение о запуске проекта ПАК ДП, в СМИ начались рассуждения о том, как его сделать и что он может из себя представлять. По крайней мере два момента требуют комментария. Первый — имя «МиГ-41» для перспективного перехватчика; второй — предложение создавать ПАК ДП на основе МиГ-31, например, на основе его корпуса. С МиГ-41 СМИ явно поторопились. Так может называться только серийный самолет, который уже начал поступать в войска. Когда самолет находится в стадии разработки в КБ, он идет под фирменным обозначением, и, например, в ОКБ им. А.И. Микояна будущий МиГ-31 шел как Е-155МП, а ПАК ФА испытывался как Т-50.

Что касается МиГ-31, то следует напомнить, что конструкция этого самолета была выбрана и оптимизирована именно под условия сверхзвукового полета на скорости 3000 км/ч (2,8 Маха). Его корпус, состоящий на 55% из стали, на 33% из высокоустойчивого алюминиевого сплава и на 13% из титана, хорошо выдерживает тепловые нагрузки от кинетического нагрева именно на этих рабочих скоростях.

Но ПАК ДП, которому, например, придется иметь дело с гиперзвуковыми ударными БПЛА типа разрабатываемых США SR-72, видится только гиперзвуковым. Герой России летчик-испытатель Анатолий Квочур предполагает, что ПАК ДП должен летать на скоростях не ниже 4−4,3 м (4500 км/ч). Однако в таких условиях начинает резко расти кинетический нагрев. Металлический корпус МиГ-31 на подобные нагрузки просто не рассчитан. Значит, должны быть другие решения, потому что использование МиГ-31 в качестве прототипа ПАК ДП исключается.

Как на самом деле будет выглядеть самолет для арктического перехвата, можно будет узнать, лишь дождавшись результатов проработки проекта. ПАК ДП потребует решения проблем гиперзвуковой аэродинамики, тепловых нагрузок, выбора конструкционных материалов, компоновки, режимов работы двигателей, решения проблемы размещения вооружения на самолете и его отделения на гиперзвуковых скоростях, а также многих других проблем, которые неизбежно возникнут в процессе разработки самолета.

«Ледяная» война

Международное соперничество за ресурсы Арктики несомненно повлечет за собой применение самых последних достижений техники. Наши коллеги из Popular Mechanics представили небольшой обзор средств, которые будут наверняка использованы в борьбе за высокие широты. Он подготовлен при участии Сима Тека, военного аналитика международной разведывательной и консалтинговой компании Stratfor.

Арктические ПВО России

1. Спутники

Наземные передатчики в Арктике невидимы для военных спутников связи, находящихся на геостационарных орбитах в районе экватора из-за того, что их сигнал блокируется закругленной поверхностью Земли. Для наглядности представьте муху, кружащую вокруг яблока где-то посередине — она при всем желании не сможет увидеть плодоножку. ВМС США планируют создать геостационарную спутниковую группировку MUOS (англ. Mobile User Objective System), способную давать мощный сигнал, пробивающийся в самые труднодоступные районы на земле — даже на полюс (Россвязь намерена решить аналогичную проблему с помощью спутников связи на высокоэллиптических орбитах — Прим. ред.).

2. Беспилотная авиация

При низких температурах возникает вероятность обледенения крыльев беспилотных летательных аппаратов, что увеличит их вес и может привести к потере управляемости — из-за механической блокировки систем управления. Чтобы обеспечить работу БПЛА при температурах до -35 °С и сильном ветре, Канада и Россия запустили спецпроекты для обкатки «морозоустойчивых» технологий. В позапрошлом году во время августовских учений Канада протестировала модель своего дрона-вертолета. А Россия недавно приступила к испытаниям многофункционального беспилотного комплекса «Орлан-10» для работы в Арктике.

3. Новый корабль-шпион

С середины 1990-х годов Норвегия использует свой военный корабль Marjata для наблюдения за российским Северным флотом. В 2016 году по заказу Норвежской разведывательной службы на воду должен быть спущен новый корабль стоимостью $250 млн — вторая версия Marjata (название было решено сохранить). По размеру он будет как большой пассажирский паром — его длина составит 125 м. Зона действия средств обнаружения и продолжительность автономного плавания увеличатся, так что норвежцы смогут лучше следить за тем, что происходит у них на арктическом «заднем дворе».

4. Подводные роботы

В мае исследовательское судно НАТО Alliance отошло от побережья Норвегии, чтобы провести испытания специальных аппаратов, предназначенных для слежки за подводными лодками в Арктике. Инженеры тестировали глиссеры, работающие за счет движения волн, и новую модель «подслушивающего» робота, сделанного в форме торпеды и использующего бортовые эхолокаторы для регистрации сигналов. Конструкторы утверждают, что следующие модели этого устройства смогут разбрасывать в море целые одноразовые «гирлянды» эхолокаторов, которые сформируют невидимые сети наблюдения за глубинами.

5. Подлодки с ядерным боезарядом

Арктика имеет стратегическое значение для США и России — ведь в случае ядерного конфликта между двумя державами отсюда удобнее всего запускать ракеты с ядерными боеголовками. «Самая короткая траектория между Россией и странами НАТО пролегает именно в Арктике», — комментирует Сим Тек. Именно поэтому Пентагон обеспокоен перемещением российских подводных лодок класса «Борей» (проекты 955, 955А — Прим. ред.), отличающихся низким уровнем создаваемого при движении шума за счет использования водометного движителя. Лодки также оснащены гидроакустическим комплексом дальнего действия, позволяющим засекать цели и опасности на рекордном удалении от ПЛАРБ.



Опубликовано: legioner     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх