Украина в шаге от того, чтобы остаться без кредитов Фонда
10 февраля глава Международного валютного фонда Кристин Лагард заявила, что организация может заморозить или вовсе прекратить оказывать финансовую помощь Украине. По словам Лагард, в Фонде обеспокоены медленным прогрессом Киева в проведении реформ и улучшении управления государством, а также недостаточной борьбой с коррупцией. «При отсутствии заметных усилий сложно представить, что поддерживаемая МВФ программа будет продолжаться и будет успешной», — сказано в официальном заявлении главы Фонда.
Украинские власти мгновенно отреагировали на тревожный сигнал. Президент «незалежной» Петр Порошенко позвонил главе МВФ, и они провели телефонный разговор, который сама Лагард назвала конструктивным. Украинский президент заверил Фонд в приверженности реформам, включая реформу власти и борьбу с коррупцией.
«Мы договорились о „дорожной карте" и приоритетных мерах, чтобы гарантировать быстрый прогресс, который будет соответствовать программе помощи, которая поможет Украине на пути к прочному и стабильному росту», — сказала она.
Министр финансов Украины Наталья Яресько, комментируя первое заявление Лагард, также отметила, что «транши не дают без реформ». По ее словам, этот процесс нужно ускорять, а не тормозить, как происходит сейчас.
Что же это за «дорожная карта», о которой сказала Лагард? По всей видимости, она заключается в следовании рекомендациям МВФ, выдвинутым в обнародованном на днях отчете наблюдательной миссии. Советы сводятся к увеличению налогов и урезанию расходов. Так, аналитики Фонда предлагают повысить НДС на 1%, поднять ставку на прибыль предприятий с 18% до 20%, отменить специальный режим налогообложения в сельском хозяйстве, ликвидировать льготную ставку НДС на лекарственные средства, и так далее. Отмена льготного режима налогообложения для аграриев ранее привела к масштабным протестам, в результате которых ее решено было отложить до 2017 года. Но, похоже, что МВФ твердо намерен добиться своего. Еще один камень преткновения — программа масштабной приватизации, которая пока что не реализуется.
Впрочем, эксперты не исключают, что и руководства Фонда стало, своего рода, заложниками ситуации и не может просто взять и отказаться от финансирования Украины. Показательно, что представитель Госдепа США Марк Тоннер, комментируя слова Лагард о возможном прекращении помощи МВФ, заявил, что ничего об этом не слышал, и что Вашингтон поддерживает усилия Киева по «наведению порядка в экономике и финансах».
— Первый момент в том, что все, и МВФ в том числе, прекрасно понимают, что для того, чтобы Украина оставалась для них потенциально интересной страной, которая могла бы отдавать кредиты и приносить доход, она должна оставаться на плаву, — говорит директор украинского филиала Института стран СНГ Денис Денисов.
— Причем плыть лишь немного выше ватерлинии. На фоне заявлений и некоторых решений украинского кабинета министров и общей дестабилизации ситуации на Украине, существуют большие опасения, что государство будет окончательно разрушено, в экономике начнется хаос, и никто уже не будет рассуждать о возвращении долгов, в том числе Международному валютному фонду.
Вместе с тем, существует набор специфических требований МВФ относительно реформирования экономики Украины и проведения приватизации, которые представители фонда очень хотели бы реализовать. Но из-за тотальной коррупции и понимания того, что если целый ряд госпредприятий уйдет с молотка, они больше не смогут снимать с них свои барыши, представители государственной власти Украины тормозили этот процесс.
Вот почему одним их ключевых моментов этих сигналов МВФ стала озвученная после разговора с Порошенко «дорожная карта» реформ. Фонд преследует свои узкокорыстные цели. Через эту структуру ряд международных транснациональных компаний хочет скупить активы, еще оставшиеся на Украине. Естественно, украинская политическая элита, несмотря на заявления о своей приверженности прозрачности и реформам, реально не шла МВФ навстречу, так как понимала, что это отнимет у них традиционные коррупционные схемы. Коса нашла на камень.
Жесткие слова Лагард и последовавшее за этим вроде бы примирительное заявление свидетельствуют о том, что МВФ продолжает давить на Украину для выполнения необходимых им условий, а украинские власти пытаются найти лазейки, чтобы и дальше не выполнять свои обязательства и получать доходы через коррупционные схемы.
— МВФ также представил ряд требований по увеличению налогов. Пойдут ли на их выполнение украинские власти?
— Украинские власти пойдут на это, потому что для них состояние населения страны совершенно не важно. Им необходимо спасать свои шкуры. Но те драконовские условия, которые выдвигает МВФ, иначе, как преступлением против населения Украины, назвать нельзя. На фоне нынешней тяжелейшей ситуации и обнищания населения, эти меры значат, что каждый украинец будет жить только хуже. Представители власти это знают и понимают, но за счет того, что отчасти работают в одной связке с МВФ, они на это пойдут.
— Украина лежит в прокрустовом ложе МВФ и по требованиям Фонда то удлиняет, то отрезает, что нужно, — говорит политолог, кандидат экономических наук Александр Дудчак.
— Продолжается переформатирование страны в интересах МВФ и стоящих за ним глобальных финансовых структур. Международный валютный фонд остался единственным кредитором Украины, поэтому теперь он может требовать от нее выполнения всех своих «рекомендаций». Фактически, он устанавливает полный контроль и над парламентом, и над правительством, и над президентом страны. Просто потому, что в случае невыполнения требований они останутся без своего единственного источника дохода.
Украина окончательно превращается в территорию, которую делят западные корпорации. Когда будет снят мораторий с продажи земли, в этом процессе будет поставлена точка. Украину нельзя будет назвать независимым государством.
— Как требования МВФ по увеличению налогов скажутся на экономике Украины?
— Скорее всего, все требования МВФ будут выполнены. Последствия увеличения налогового бремени в том, что и без того неконкурентоспособные украинские предприятия окончательно проиграют европейским. Их уберут из бизнеса. Это коснется даже производства сельскохозяйственной продукции, то есть области, в которой Украина была традиционно сильна. Но МВФ, как мы знаем, требует отменить льготы для сельхозпроизводителей.
Все эти требования объясняются не столько необходимостью как-то наполнять украинский бюджет, сколько желанием создать проблемы для украинских производителей, которые как-то пытаются конкурировать с западными компаниями не только на европейском, но даже и на внутреннем рынке. Украина ведь открыла свои границы для европейских товаров. А такая политика, навязанная МВФ, приведет к новой волне банкротств украинских предприятий. Причем это будет оправдано рыночной экономикой и оптимизацией, при которой выживут только сильнейшие. При этом европейцы «забывают» сказать, что и они, и американцы работают на совершенно других условиях, и государство поддерживает многие отрасли экономики и дотациями, и дешевыми кредитами.
— Могут ли такие рекомендации МВФ реально помочь улучшить экономическую ситуацию на Украине?
— Это не особые рецепты для Украины. Они схожи с теми, что навязывались другим странам в Латинской Америке, Африке и Азии, над которыми устанавливался такой контроль. Еще не было ни одной развивающейся страны мира, которая стала бы жить лучше после того, как начала выполнять рецепты МВФ. Напротив, во многих случаях это приводило к войнам, геноциду, ликвидации местной валюты. В Эквадоре, например, собственную валюту заменили на доллар, а геноцид в Руанде во многом стал последствием политики, навязанной Международным валютным фондом. Эфиопия и Сомали также жили по рецептам МВФ. Ничего нового в этом нет. Но почему-то у нас до сих пор называют кредиты от МВФ экономической помощью, а их советы — панацеей от всех бед. Хотя исполнение этих указаний приводит к деградации и уничтожению государства.
Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв полагает, что Международный валютный фонд не может прекратить поддержку Украины, так как подвегается прессингу со стороны США.
— МВФ — международная организация, которая зависит от тех, кто вносит туда взносы. А если совсем честно, то от Соединенных Штатов. И, скорее всего, к Кристин Лагард поступил не только звонок от Порошенко, но и звонок от кого-то из американского руководства. То, что происходит на Украине, нужно только американцам. Не сказал бы, что это их основная задача, но живут-то они по украинскому принципу «чем хуже им, тем лучше нам», имея в виду Россию. Поэтому они хотят сохранить порошенковский проект, который без денег МВФ закончится завтра утром.
Понятно, что украинские власти не отдадут долг России. Но они ничего не отдадут и остальным, потому что все тут же разворовывается. Без постоянной подпитки кредитами украинский режим рухнет. Никакого экономического запаса нет. Отчасти поэтому сбежал министр экономики Айварас Абромавичус, которому не хотелось отвечать за разворовывание страны.
Так что госпожу Лагард просто поправили. Последним лидером международных экономических организаций, который пытался проявлять независимость, был Доминик Стросс-Кан. Все помнят, что с ним произошло.
— То есть Лагард была вынуждена заявить о том, что с Порошенко найдено взаимопонимание?
— МВФ никто не спрашивает. Несоответствие действий украинских властей рекомендациям МВФ, пока эти действия соответствуют рекомендациям Джо Байдена — это проблема МВФ, а не украинских властей. Если украинцы начнут увеличивать расходы в тех секторах, которые не советовали в Вашингтоне, тогда Лагард позволят что-то высказать. А вот если она попытается замахнуться на ВСУ и войну на Востоке, ее быстро поправят.
Война все равно не позволит урезать государственные расходы. Но Лагард — международный чиновник, который должен говорить то, что положено. Вот она и дает традиционные мвфовские рекомендации по увеличению налогов и урезанию расходов.
Анна Седова
Фото: Михаил Палинчак/ТАСС
Читайте нас: