Насколько реалистичны прогнозы американских аналитиков о распаде нашей страны в ближайшем будущем
Частная американская разведывательно-аналитическая компания Stratfor опубликовала аналитический доклад о развитии человечества на ближайшие десять лет. Если верить Stratfor (которую называют «теневым ЦРУ»), то через десятилетие мир будет абсолютно другим. Самые большие перемены ждут россиян, которые должны, по мнению американцев, увидеть исчезновение России с карты мира. Все остальные изменения будут, согласно прогнозу, идти постепенно. США останутся мировым гегемоном, но не таким явным. Экономика Китая будет сильной, но не такой быстрорастущей, на Ближнем Востоке продолжится противостояние Ирана и Турции. Хуже всего придется именно нашей стране.
«Маловероятно, что Российская Федерация в её современном виде уцелеет», — безапелляционно делают вывод эксперты Stratfor. Причем речь идет не о каком-то переформатировании РФ, а о ее полном распаде. «К западу от России Польша, Венгрия и Румыния попробуют вернуть регионы, потерянные когда-то в борьбе с русскими. Они попытаются присоединить Украину и Белоруссию. На юге РФ утратит способность контролировать Северный Кавказ, в Средней Азии начнется дестабилизация… На Дальнем Востоке начнут вести независимую политику приморские регионы, больше связанные с Японией, Китаем и США, чем с Москвой», — сказано в докладе.
Фактически, описанный сценарий в истории нашей страны был реализован лишь однажды и кратковременно - в 1918 году, во время Гражданской войны. Тогда действительно страна раскололась на множество квазигосударственных образований, а руководство в Москве контролировало лишь часть Центральной России. Но то была Гражданская война и военная интервенция целого ряда иностранных государств. Но уже к 1920 году центральной власти удалось вернуть контроль почти над всей территорией России, за исключением национальных республик, вошедших в 1922-м в Советский Союз.
Но сценарий Stratfor еще хуже. По прогнозу центра, даже «Карелия попытается вернуться в состав Финляндии». Мы видим описание реально случившейся истории возвращения Крыма, но вывернутой наизнанку.
«Слабеющая Москва оставит после себя вакуум», — ставят диагноз американские эксперты.
Справедливости ради, в США такому развитию событий не особо рады. «Россия обладает огромным ядерным арсеналом, разбросанным по стране. Упадок московской власти поставит вопрос о контроле за этими ракетами и о том, каким образом можно гарантировать отказ от их применения. Для США это станет громадным испытанием. Вашингтон — единственная сила, способная решить такую проблему, но американцы будут не в состоянии физически взять под контроль огромное число ракетных баз чисто военным способом, причем так, чтобы ни одна ракета не была в процессе запущена. США придётся выработать некое военное решение, которое тяжело сейчас внятно представить, смириться с угрозой случайных запусков или создать в ядерных регионах стабильное и экономически устойчивое правительство, чтобы затем со временем нейтрализовать ракеты невоенным путем», — просчитали в Stratfor.
Что станет причиной развала России, пережившей за свою тысячелетнюю историю множество войн и внутренних катаклизмов? Оказывается, всего лишь сложившаяся система взаимодействия центра с регионами и падающие цены на нефть. «Учитывая структуру федерации, в которой прибыль от экспорта сначала идёт в Москву, и только потом перенаправляется местным правительствам, регионам будет доставаться очень разное количество этой прибыли. Это приведёт к повторению советского опыта 1980-x и 1990-x, когда Москва утратила способность поддерживать государственную инфраструктуру. Всё это заставит регионы спасаться от проблем самостоятельно», — пишут аналитики.
Можно ли избежать такого сценария? Какой совет дают в Stratfor российскому руководству? Ответ, оказывается, предельно прост. «Без внушающей подлинный ужас ФСБ раздробление России невозможно будет предотвратить», — сказано в докладе. Проще говоря, Россию спасет только массовый террор спецслужб по отношению к гражданам.
Самое интересное, что среди клиентов Stratfor — крупные корпорации, американские и не только правительственные учреждения. Правда, и любой желающий может оформить платную подписку на многие доклады «теневого ЦРУ». Stratfor гордится своей репутацией, считает себя чуть ли не мировым «мозговым центром». «В целом мы гордимся своими усилиями», — сказано в начале нынешнего доклада.
Но неужели правительственные организации и транснациональные корпорации платят хорошие деньги, чтобы получить набор наивных суждений. «Вы хотите знать о России?» — «Россия это матрешки, медведи и КГБ»…
Главный научный сотрудник Сектора политического и культурологического анализа ИМЭМО РАН Андрей Володин считает, что доклад Stratfor хоть и не соответствует действительности, но содержит ряд важных предупреждений:
— В современном мире информация — самый выгодно продаваемый товар. Я читаю доклады Stratfor и делаю вывод, что у них сейчас определенный творческий кризис. Видимо, они решили чем-то заинтриговать своих читателей, а заодно и некоторую часть американского истеблишмента.
С другой стороны, в западных элитах наблюдается растерянность. Видна их интеллектуальная неподготовленность к усложняющимся процессам современного мира. Поэтому доклад Stratfor можно воспринимать как очередное вольное сочинение на тему геополитики.
Я не склонен думать, что Stratfor обладает прогностической силой, которая присуща некоторым другим институтам. Поэтому отношусь к прогнозам совершенно спокойно.
— В 1985 году тоже никто не думал, что СССР распадется. История может повториться?
— Не будем забывать, что инициатором распада Советского Союза была Российская Федерация. Недовольство жителей РСФСР вытекало из того, что были всего две республики-донора: Россия и Азербайджан. Много денег из союзного бюджета получала Украина, практически полностью на нашем содержании были Прибалтика, Средняя Азия.
Нынешний прогноз Stratfor, на мой взгляд, связан даже не с плохим отношением к нам. Просто аналитики этого центра привыкли мыслить как политологи, то есть определенными схемами. Но эти схемы, накладываемые на сложную действительность, оказываются, как правило, нерабочими.
Главный залог сохранения единства страны сегодня состоит в том, что у народа прошел кризис исторической усталости. Страна выходит на траекторию развития, несмотря на падение нефтяных цен и прочие факторы.
Но есть и то, что в прогнозе Stratfor настораживает. В развитии любого государства всегда сохраняется реальная опасность децентрализации, сепаратизма, автономистских движений, руководители которых не всегда представляют себе конечную цель своих действий.
По большому счету, Stratfor предупреждает нас об угрозах, на которые надо научиться реагировать. Мы должны развивать наши регионы, выравнивать их экономическое развитие, выстраивать между ними горизонтальные связи. Надо находить точки опережающего развития, внимательно подходить к вопросу размещения производительных сил и их качеству.
На мой взгляд, без воссоздания некоего подобия Госплана нам эту задачу не решить. Речь, естественно, не о директивном планировании советского типа «до последнего гвоздя». Но надо определять крупные проекты, которые могут способствовать развитию общества. Необходимо понимание потенциала территорий.
Можно воспользоваться зарубежным опытом. Генерал Шарль де Голль, когда пришел к власти во Франции, не стал мудрить и предложил четыре простых проекта. Это развитие атомной энергетики, строительство скоростных железнодорожных магистралей для связи основных городов страны, построение инфраструктуры для передачи электроэнергии на большие расстояния и строительство широкофюзеляжных гражданских самолетов. Именно четыре этих проекта и дали толчок развитию французской экономики. Это дало толчок развитию горизонтальных связей между провинциями. В результате Франция решила для себя историческую задачу: по уровню внутреннего валового продукта на душу населения обошла Великобританию.
Я с интересом читаю материалы в соцсетях, прессе и от своих зарубежных источников, которые посвящены не абстрактным реформам, а созданию конкретной промышленной основы для развития. У наших регионов большой потенциал для развития, он в значительной степени не задействован. У каждого региона свои конкурентные преимущества. Скажем, Крым может развиваться за счет туризма. Главное — эти преимущества использовать.
Надо, конечно, больше внимания обращать на связи наших регионов с другими государствами. По большому счету, это нечитанная книга. Даже депрессивные регионы могут за счет внешнеэкономических связей идти вперед. Многие наши проблемы связаны с неравномерностью развития субъектов Российской Федерации.
Так что исследование Stratfor для нас полезно. Как говорится, предупрежден — значит вооружен.
— В развале Советского Союза немалую роль сыграло поведение элит, которые надеялись сделать страну европейской «по кускам». Исходит ли опасность от этого фактора сегодня?
— Действительно, были настроения, что большой СССР не может войти в Европу, а потому его надо раздробить. Такие настроения культивировались частью советской элиты и нашими западными «партнерами». Мотивация Запада понятна. Он боится огромной России и боится ее развития.
Но сейчас дело не в настроениях элит. Меняется сам алгоритм развития нашего общества. В нашем народе появляется реальная обратная связь, которой раньше не было по объективным историческим причинам. Мы можем сколько угодно критиковать самодержавие, косность КПСС. Но сегодня ситуация иная. Массовые демонстрации после выборов 2011 года показали, что обратная связь появилась. Соответственно, у элит, которые были бы не прочь развалить Россию, стал уже коридор возможностей.
С другой стороны, стоит отдать должное нашему руководству, сейчас проводится политика по интеграции элит. Одна из причин распада СССР — нарушение системы ротации кадров. Сегодня власть проводит политику интеграции элит, что всегда было. Так было при государях, при Сталине. Система сломалась при Брежневе, а при Ельцине была та же проблема. Но сейчас я вижу, что алгоритм меняется.
Отдельно стоит сказать про состояние Европы. Stratfor пишет, что Карелия отойдет Финляндии, а Белоруссия и Украина — Польше. Но каково состояние Евросоюза? Сегодня он в тяжелом состоянии. Локомотивы интеграции — Германия и Франция — уже прошли пик своего могущества. Если пользоваться терминологией Льва Гумилева, то пассионарность у российского народа выше, чем у европейцев. Поэтому передача, скажем, Западной Украины в состав Польши станет катастрофой для самой Польши.
Одно дело — безответственные разговоры политиков, другое дело — реальность. Та же Белоруссия зависит от отношений с Россией. При всей развитости этой республики, ее прогресс обеспечивается во многом благодаря связям с Россией. Как и многих других государств постсоветского пространства.
Несмотря на некую странность прогноза Stratfor, в нем содержится описание вызовов. Главное, чтобы наша власть могла с ними справиться.
Независимый эксперт-международник Татьяна Юрьева полагает, что доклад Stratfor — это часть информационной войны против нашей страны:
— Недавно опубликованный геополитический прогноз от Stratfor на 2015−2025 годы в отношении России — неминуемый распад нашей страны в течение ближайшего десятилетия. Это одна из стандартных тем в информационном поле в рамках противостояния Запада с Россией. Симптоматично, что практически одновременно с докладом Stratfor появился фильм BBC о возможном ядерном ударе со стороны России и ссылки в западной прессе на ежегодный доклад генсека НАТО Столтенберга с утверждением о том, что наша страна отрабатывала возможность ядерного удара по Швеции. С одной стороны, на Западе говорят об усилении агрессивности России, с другой, — предрекают развал нашей страны в обозримом будущем.
— Может повториться сценарий развала страны 1980-х годов?
— Никаких убедительных доводов в пользу описанного сценария в прогнозе Stratfor я не увидела. По сути, авторы прогноза механически наложили ситуацию в СССР рубежа 1980-х — 1990-х гг. на ситуацию в современной России. И всю проблему свели к ценам на нефть.
Можно последовать логике Stratfor и вспомнить, что происходило на рубеже 1980-х — 1990-х. Тогда по всем показателям предпосылки для развала СССР были, но это — не только цены на нефть. Все 1990-е годы на Западе тоже говорили о скором распаде уже Российской Федерации, но его не произошло. Что такого появилось нового теперь, чтобы делать катастрофический прогноз? Из-за того, что падает цена на нефть, логически не вытекает, что страна непременно распадется. Между нынешним ухудшением дел в российской экономике и сценарием распада государства нет причинно-следственной связи.
Андрей Иванов
Фото: Донат Сорокин/ ТАСС
Читайте нас: