Приведут ли тактические успехи к стратегической победе в крупнейшей провинции САР
Как сообщили сирийские военные, правительственные войска САР при поддержке отрядов народного ополчения прорвали блокаду шиитского анклава — городов Нубель и Аз-Захра на севере провинции Алеппо.
Освобожденные населенные пункты, в которых проживают более 35 тыс. человек, сражались в полном окружении на протяжении четырех лет. Все это время гуманитарную помощь местным жителям и боеприпасы ополченцам сирийские ВВС сбрасывали с воздуха.
— Армия находится внутри городов. Террористы под давлением штурмовых отрядов и артиллерии покинули эти населенные пункты. Однако окраины городов пока обстреливаются минометными снарядами и самодельными ракетами, — сообщили сирийские генералы, назвав «прорыв в Алеппо серьёзным ударом по террористам».
По некоторой информации, наступлению на этом направлении предшествовала массированная атака российских ВКС, которые нанесли более сотни ударов по позициям джихадистов. Затем к штурму ключевого поселка Муаррасат аль-Хан, открывающего путь к шиитскому анклаву, перешли бойцы САР, КСИР, «Хезболлы» и иракских шиитских военизированных формирований. Системы залпового огня и танки 4-ой механизированной дивизии сирийской армии обеспечивали им заградительный огонь. Именно на этом направлении участие в боях приняли танки Т-90 (около 15 машин), полученные в качестве военной помощи от России.
Напомним, сирийская армия при поддержке союзников начала активное наступление в северной части Алеппо 1 февраля. Цели операции не скрывались: перекрытие канала снабжения боевиков из Турции (через приграничный сирийский город Азаз) и деблокирование изолированных «бастионов» Нубель и Аз-Захра. 3 февраля снабжение террористов «Джебхат ан-Нусры» * и других группировок через Азаз было полностью перерезано. Сирийские журналисты уже назвали проведенную операцию «матерью всех битв».
— Перекрыты каналы снабжения экстремистов с территории Турции, уничтожены десятки террористов, среди которых трое полевых командиров группировки «Джебхат ан-Нусра», — рассказали представители армии Сирии, делая акцент на том, что наступление стало возможным благодаря поддержке российской авиации.
Наступление сирийских войск продолжается также на востоке провинции Алеппо и в юго-западной ее части. Так, бригаде спецназа сирийской армии Tiger Forces («Силы Тигра») удалось взять населенный пункт Аль-Син, что потенциально даст сирийцам возможность взять в кольцо отряды ИГ ** (до пяти тысяч человек) к востоку от Алеппо.
Ряд экспертов отмечает, что данный успех — прямое следствие грамотной стратегии российских военных специалистов, заключающейся в изнуряющих бомбардировках, одновременных ударах с различных флангов, заходах с тыла. И если боевики «ан-Нусры», ИГ и других группировок в ближайшие дни не предпримут каких-то неожиданных действий, перейдя от глухой обороны к контрмерам, то, как говорят специалисты, теоретически через месяц-два в данном районе обстановка может кардинально измениться в пользу Асада.
— Но пока полного превосходства сирийской армии в районе Алеппо все-таки не наблюдается, — отмечает военный эксперт, заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ Владимир Евсеев. — Видна лишь тенденция к тому, что войска Асада начинают более уверенно вести наступление. При этом ни о каком переломе ситуации «на земле» говорить пока не приходится.
По некоторым данным, для наступления в северную часть Алеппо дополнительно было переброшено три тысячи бойцов — иракцев, ливанцев и иранцев. Но этого недостаточно для того, чтобы сломить сопротивление того же ИГ, которое сейчас в том районе ушло в глухую оборону. Думаю, что какие-то радикальные изменения возможны в апреле — к тому времени будут подготовлены подразделения сирийской армии, которые сейчас проходят обучение в тылу. В этом случае можно ожидать, что наступление будет развиваться в сторону провинции Идлиб.
— Наступление войск Асада при поддержке союзников продолжается — в СМИ фигурируют новые районы, деревни, населённые пункты, — замечает старший аналитик Центра изучения кризисного общества, эксперт РСМД и Института Ближнего Востока Сергей Балмасов. — Однако в прессе ничего не говорится о цене такого продвижения.
В истории много фактов, когда, казалось бы, успешное наступление, как говорится, захлёбывалось кровью из-за недостатка ресурсов. А в Сирии войска Асада и их союзники несут большие потери. Причем надо заметить, что на севере Алеппо ударные силы составляют, скорее, даже не сирийцы, а иностранные шиитские формирования — подразделения иранцев, иракцев, афганских хазарейцев и ливанской «Хезболлы».
Так, 2−3 февраля в боях в провинции Алеппо погиб иранский бригадный генерал второго ранга Мохсен Каджариан КСИР, командовавший в ИРИ 21-й отдельной танковой бригадой. В это же время погибло более десяти иранских военных.
Данные о потерях в том и других районах Алеппо продолжают поступать, а это свидетельствует о том, что никакого бегства и деморализации со стороны боевиков нет. Идет упорная борьба, которую называют «алеппской мясорубкой». И подкрепление боевикам продолжает идти, в том числе из Турции, ведь граница так и не закрыта. И здесь вопрос — хватит ли сил у сторонников Асада? Ведь за победными реляциями скрываются и негативные моменты.
В частности, в той же «Хезболле», которая воюет в Сирии со второй половины 2012 года (после прихода джихадистов в Алеппо), зреет раскол из-за высоких потерь. По данным шиитских источников, более полутора тысяч ливанцев погибло в САР. И это не вчерашние крестьяне, которые взяли в руки оружие, а вполне подготовленные бойцы. Потери ослабляют позиции «Хезболлы» в самом Ливане, а учитывая, что у нее достаточно врагов в регионе, то последние могут воспользоваться ситуацией и с помощью Израиля просто смять движение.
То есть цена победы в Алеппо и в Сирии вообще может оказаться несопоставимой для того же Ирана и Ливана. Жертв много, а вот успехи в САР — тактические, но никак не стратегические. Пока серьёзного повода для оптимизма нет — идет война на истощение.
И если даже серьезные успехи будут достигнуты, то большой вопрос — что делать с отвоеванными у исламистов районами, которые представляют собой сплошные руины. Хватит ли сил на восстановление у режима Асада? Кто окажет помощь? США не намерены вкладываться в восстановление какой-либо инфраструктуры в САР, а боевики за все годы активных действия нанесли вред на сотни миллиардов долларов. Что-то надо делать с освобождённым населением, ведь далеко не все стали беженцами. Общая статистика войны такова, что от четверти до трети жителей никуда не уходит, оно готово умереть здесь — у своих разрушенных жилищ.
Знаете, есть такая восточная легенда: когда персидские войска захватили Ливию и привели ее пленённого царя к персидскому, последний сказал: «Видишь, как горит твоя столица?» На что пленник ответил: «Это горит уже не моя, а твоя столица».
— Бойцов «Хезболлы» многие эксперты называют самыми подготовленными в Сирии. Но данные о численности ливанцев в САР достаточно противоречивые — одни говорят о двух тысячах, другие называют цифру в 12 тысяч человек.
— Действительно хорошо подготовленных бойцов примерно три тысячи. Если ливанцы объявит мобилизацию, то их, конечно, будет в разы больше. Хотя все представители «Хезболлы» проходят определенную военную подготовку и умеют обращаться с оружием, но это, как вы понимаете, далеко не тот уровень. К тому же здесь вопрос — о какой именно «Хезболле» идет речь? Ведь есть, к примеру, и иракская «Катаиб Хезболла».
— СМИ сообщают, что нередко вооруженные группы к северу от Алеппо заявляют о готовности бороться на стороне сирийской армии…
— Подобные сообщения идут постоянно, начиная с 2012 года. Кстати, напомню, что когда Красная Армия боролась с басмачами в Средней Азии в 20−30-е годы, то они также, бывало, переходили на сторону красных. А потом брали оружие, стреляли в спины и снова уходили в горы… Если кого-то прижали к стене и перед ним стоит выбор — либо умереть, либо разыграть сценку с переходом на сторону правительственных сил, то понятно, что не все выберут смерть. Не надо преувеличивать значимость подобных сообщений. Если была бы полная дезорганизация в рядах боевиков, то территорию Сирии освободили в течение месяца.
* Группировка «Джебхат ан-Нусра» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года была признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
** «Исламское государство» (ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена.
Антон Мардасов
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Читайте нас: