Америка опередила СССР на три года. В июле 1958 года, когда первая отечественная атомарина К-3 сделала первое движение по направлению к морю, американский «Наутилус» уже мчался на всех парах к Северному полюсу.
Но наше видимое отставание на деле являлось преимуществом. В отличие от USS Nautilus, который был экспериментальным атомоходом, советская К-3 являлась полноценным боевым кораблем — родоначальником серии из 13 многоцелевых ПЛА.
Эллипсовидная форма носа, оптимизированная для движения под водой. Преимущество в скорости подводного хода и глубине погружения. Большие размеры и усиленный состав вооружения: изначально предполагалось оснастить лодку суперторпедами Т-15, оснащенными боеголовкой мощностью 100 Мт, но, в конце концов, выбор остановился на восьми стандартных ТА, с возможностью применения тактических ядерных торпед Т-5.
В сравнении с первой отечественной ПЛА, большинство её американских ровесников являлось дорогими игрушками, малопригодными для выполнения боевых задач:
— «Наутилус» — первая в мире ПЛА, была спущена на воду в 1954 году. Стала первым кораблем, достигшим Северного полюса (3 августа 1958 г.);
— «Сивулф», оснащенный экспериментальным реактором с жидким металлическим теплоносителем, оказался плавучей гробницей: на испытаниях корабль не смог подтвердить свои расчетные ТТХ, и, вдобавок, угробил часть собственного экипажа. Уже через год опасный и ненадежный реактор с ЖМТ был заменен на обычный: ВМС США навсегда отказались от использования такого типа ЯСУ;
— «Скейт» — малая серия из 4 субмарин, представлявших собой послевоенную ДЭПЛ «Тэнг» с ядерным реактором;
— «Тритон» — на момент создания был самым крупным и дорогим в мире подводным кораблем, с двумя ЯСУ. «Тритон» строился в качестве лодки радиолокационного дозора, но в реальности стал демонстратором военных технологий, совершив за 60 суток «кругосветку» в подводном положении. В серию не пошел, оставшись «белым слоном» флота;
— «Хэлибат» — очередной «белый слон». Строилась как носитель стратегических крылатых ракет «Регул», в 1965 году была переоборудована в лодку для выполнения специальных операций;
— «Таллиби» — самая маленькая в мире боевая атомарина подводным водоизмещением 2600 тонн. Несмотря на миниатюрные размеры и тихоходность, была весьма примечательна с тех. точки зрения. Единственная лодка своего типа.
Первой по-настоящему серийной ПЛА стал «Скипджек». Головная лодка вступила в строй в 1959 году. Первые американские атомарины с «альбакоровской» формой корпуса в виде тела вращения, эллипсовидной носовой оконечностью и горизонтальными рулями по бокам рубки. Всего построено шесть единиц. Одна из лодок — USS Scorpion (SSN-588) — бесследно исчезла в Атлантике в 1968 году (впоследствии обломки «Скорпиона» были обнаружены на глубине 3 километра).
Обломки "Скорпиона"
Следующим знаменитым типом стал «Трешер» — серия из 14 многоцелевых субмарин-охотников. Головная лодка — USS Tresher (SSN-593) — трагически погибла вместе со своим экипажем во время испытаний в 1963 году. Оставшиеся лодки были переименованы в тип «Пермит» — по имени следующей субмарины данного типа.
По-настоящему прорывным стал проект «Стэджен» — крупная серия многоцелевых ПЛА, построенных в количестве 37 единиц (на вооружении с 1971 года). К этому времени янки окончательно пришли к идее крупносерийного строительства и унификации подводных кораблей. Основными векторами развития стали надежность, снижение уровня собственных шумов и, еще раз, надежность. Был достигнут немалый прогресс в гидроакустике: «Стеджен» стал первой в мире лодкой со сферической антенной ГАС, занявшей всю носовую часть подводного корабля.
USS Parche (SSN-683) направляется на очередное "дело"
Однако, полной унификации не получилось: девять субмарин оказались длиннее остальных на 3 метра. А общее количество «Стедженов» по факту следует ограничить 36 единицами. Одна из последних лодок проекта — USS Parche (SSN-683) — считалась «top secret» лодкой для выполнения специальных операций (кража обломков советских самолетов и баллистических ракет с океанского дна, взлом подводных кабелей связи, скрытная разведка). «Парче» имела дополнительную 30-метровую секцию корпуса с океанографическим оборудованием, внешние крепления для мини-субмарин и заметный «горб» с аппаратурой радиотехнической разведки — в результате у неё неузнаваемо изменились управляемость, ТТХ и компоновка отсеков.
Параллельно серийным «Стедженам» янки построили еще пару «белых слонов»:
— «Нарвал» — экспериментальная субмарина, оснащенная реактором с естественной циркуляцией теплоносителя;
— «Гленард П. Липскомб» — экспериментальная субмарина с турбоэлектрической ГЭУ. Отсутствие традиционных редукторов (ГТЗА) позволило снизить шумность подводного корабля, однако большие размеры и меньшая скорость «Гленарада» сыграли против него: лодка с турбоэлектрической ГЭУ так и осталась в единичном экземпляре.
USS Glenard P. Lipscomb (SSN-685)
В 1976 году появился «Лос-Анджелес» — самая многочисленная из когда-либо построенных серий подводных атомоходов. 62 единицы. Ни одной серьезной радиационной аварии за три десятка лет эксплуатации. Ни одной потерянной лодки. Быстроходные малошумные «Лоси» считаются венцом усилий «отца» американского подводного флота — адмирала Хаймана (Хаима) Риковера. Они — одни из немногих атомных подлодок, которым довелось непосредственно принять участие в боевых действиях.
Однако, даже в случае «Лос-Анджелесом» говорить о полной унификации не приходится. Как известно, «Лоси» строились тремя большими подсериями, каждая из которых имела заметные отличия. Первая — базовая модификация, многоцелевые торпедные ПЛА (SSN-688). Начиная с 1985 года, в серию пошла вторая подсерия (VLS) — в носовой части корпуса появились 12 вертикальных шахт для запуска КРМБ «Томагавк».
Наконец, последние 23 лодки принадлежат к третьей подсерии (более известной, как 688i или «Улучшенный Лос-Анджелес»). В этот раз янки пошли еще дальше: у лодок исчезли рубочные рули, взамен появились убираемые рули в носовой части корпуса; конструкция рубки была усилена для обеспечения безопасного всплытия во льдах, винт заключен в кольцевую насадку. Проведена модернизация антенн и компьютеров гидроакустического комплекса, лодка получила возможность нести и выставлять мины.
USS Albuquerque (SSN-706) — первая подсерия "Лосей"
USS Santa Fe (SSN-763) — представитель третьей подсерии
Фактически первый USS Los Angeles (SSN-688) и последний USS Cheyenne (SSN-773), вступивший в строй в 1996 году, представляли собой два совершенно разных проекта, лишь на словах объединенные общим названием.
Следующая попытка американцев построить крупную серию подводных охотников (тип SSN-21 «Сивулф») потерпела полное фиаско — ввиду окончания холодной войны вместо запланированных 30 удалось построить лишь три «Сивулфа». Индекс проекта прямо указывает на значение этих лодок — настоящие субмарины XXI века. Даже сейчас, спустя 20 лет, «СиВулфы» по-прежнему остаются наиболее совершенными подводными кораблями в мире.
Любопытно, что настоящих «Сивулфа» всего два. Третий, USS Jimmy Carter (SSN-23), кардинальным образом отличается от своих коллег: он длиннее на 30 метров и несет на борту водолазный комплекс «Оушен Интерфейс». Как вы уже, наверное, догадались, «Картер» сменил на боевом посту лодку специальных операций «Парче».
Вместо сверхдорогих «Сивулфов» было решено строить серию более простых субмарин — с «кастрированными» ТТХ и ориентацию на локальные конфликты низкой интенсивности. Впрочем, последние отчеты Конгрессу свидетельствуют, что упрощение конструкции ничуть не помогло: стоимость субмарин типа «Вирджиния» уверенно перевалила за 3 млрд. долл.
USS Virginia (SSN-774)
Несмотря принадлежность к единому проекту, «Девственницы» отличаются большим разнообразием конструкций. Только среди первых 12 спущенных на воду субмарин специалисты различают три подсерии. Понятно, что это делается не от хорошей жизни: это прямое доказательство попыток устранения крупных проблем, выявленных в ходе эксплуатации первых «Вирджиний» (в первую очередь в работе гидроакустики). В результате получились:
— Блок 1. Базовая версия (построено 4 субмарины).
— Блок 2. Новая технология строительства с помощью крупных секций (построено 6 подлодок).
— Блок 3. Сферическая антенна ГАС заменена на подковообразную Large Aperture Bow (LAB); 12 носовых шахт для запуска «Томагавков» заменены на две 6-зарядные шахты нового типа (в планах — 8 подлодок).
Остальные «Девственницы» будут достраиваться с еще более серьезными изменениями в конструкции — к примеру, Блок 5 предусматривает установку Virginia Payload Module (VPM) — врезку новой 10-метровой секции посередине корпуса, с вертикальными пусковыми шахтами, рассчитанными на 40 «Томагавков». Разумеется, к тому времени эволюционируют ГАК и боевая информационная система корабля. По-факту, данная модификация может считаться отдельным проектом.
В итоге нам удалось насчитать 17 самостоятельных проектов многоцелевых ПЛА*, принятых на вооружение заокеанского флота — без учета их промежуточных модификаций (VLS, «Блок-1,2,3…», «длиннокорпусные» и т.д.).
*«Наутилус», «Сивулф» (старый), «Скейт», «Тритон», «Хэлибат», «Таллиби», «Скипджек», «Трешер/Пермит», «Стэджен», «Парче», «Нарвал», «Гленард Липскомб», «Лос-Анджелес», «Улучшенный Лос-Анджелес», «Сивулф» (новый), «Картер» и «Вирджиния».
Не менее любопытна ситуация с подводными ракетоносцами стратегического назначения. Их история началась 15 ноября 1960 года, когда из базы в Шотландии вышла на боевое патрулирование атомная подводная лодка с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) «Джордж Вашингтон». Западная пресса сразу окрестила его «Убийца городов» — на борту 16 твердотопливных «Поларисов», способных уничтожить жизнь на территории всей северо-западной части СССР. «Вашингтон» стал грозным предвестником нового витка гонки вооружений, определив облик и компоновку всех последующих ПЛАРБ (РПКСН) по обеим сторонам океана. Современные «Бореи» и «Огайо» несут в себе частицу наследия «Вашингтона», продолжая использовать аналогичную схему размещения боекомплекта.
Первая ПЛАРБ была экспромтом на базе многоцелевой ПЛА «Скипджек» и изначально носила имя погибшего «Скорпиона». За последующее десятилетие янки создали еще 4 проекта ПЛАРБ — каждый из них являлся дальнейшим шагом на пути эволюции «Вашингтона». Любопытно, что все лодки использовали один и тот же тип реактора (S5W), но отличались размерами (каждый последующий тип в большую сторону), материалом изготовления корпуса и формой его обводов, уровнем собственных шумов и оружием. Непрерывно совершенствовались ракеты: «Поларис А-1», «Поларис А-3», «Посейдон С-3», некоторые из ракетоносцев на закате карьеры получили «Трайдент-1 С4».
Так родилась эскадра «41 на страже Свободы». Все ракетоносцы носили имена видных американских деятелей прошлого.
— «Джордж Вашингтон» — 5 единиц;
— «Этен Аллен» — 5 единиц;
— «Лафайет» — 9 единиц;
— «Джеймс Мэдисон» — 6 единиц (имели мало отличий от предыдущего проекта, в справочниках ВМФ СССР проходили, как «Лафаейт, вторая подсерия»);
— «Бенджамин Франклин» — 12 единиц.
USS Mariano G. Vallejo (SSBN-658). Ракетоносец типа "Бенджамин Франклин"
Настоящая головная боль советских главкомов. Именно эти ракетоносцы представляли главную военную угрозу для существования нашего государства — ввиду их скрытности и многочисленности, защититься от них было делом непростым и по сути нереальным (впрочем, то же самое касалось и наших РПКСН). «Защитники свободы» служили верно и долго, демонстрируя удивительную боеспособность: управляемые двумя сменными экипажами — «синим» и «золотым» — они проводили до 80% своего времени в море, нацелив ракеты на промышленные и военные центры СССР.
Начиная с 80-х годов, «Вашингтоны» и «Мэдисоны» начали передавать вахту ПЛАРБ нового поколения — «Огайо». Новые лодки были в 2-3 раза крупнее и гораздо совершеннее своих предков. Вооружение — 24 твердотопливных БРПЛ «Трайдент-1» (позже были перевооружены на тяжелую «Трайдент-2 D-2» большой дальности).
Всего было построено 18 ракетоносцев данного типа. В наши дни, в рамках подписанных договоров об ограничении стратегических наступательных вооружений, четыре «Огайо» были конвертированы в ударные лодки с крылатыми ракетами «Томагавк» (до 154 крылатых ракет на борту + две водолазные камеры).
Всего с начала эры атомного подводного флота в составе ВМС США находилось 59 стратегических ПЛАРБ, построенных по 5 различным проектам (если считать «Лафайет» и «Мэдисон» за один тип). Плюс — лодки специальных операций на базе «Огайо» (SSGN), которые можно смело выделить в отдельный проект.
Итого — шесть проектов ПЛАРБ и производных на их базе. Без учета бесконечных модернизаций, перевооружения на новые типы ракет и создание неожиданных экспромтов (например, одна из рода «Франклинов» — USS Kamehameha (SSBN-642) была переоборудована в лодку для доставки боевых пловцов и оставалась в таком виде на вооружении до 2002 года).
Подводный зоопарк
6 проектов атомных подводных ракетоносцев и ПЛАРК. 17 проектов многоцелевых ПЛА. Согласитесь, немало. Факты свидетельствуют, что янки, как и их советские коллеги, строили корабли вразнобой. Все планы планы и концепции применения флота переписывались по нескольку раз.
И после этого кто-то смеет говорить, что подводная компонента советского ВМФ представляла беспорядочное сборище лодок разных типов? Многие отечественные источники до сих пор утверждают, что русские монголы строили свой флот, как попало — понастроили кучу разнотипного хлама — и потом сами не знали, как его обслуживать. Количество проектов едва ли не 10 раз превышало кол-во проектов подлодок США.
В реальности ничего подобного не наблюдалось: в период с 1958 года по 2013 год на вооружение ВМФ СССР/России было принято 247 атомных субмарин, построенных по 32 различным проектам, в т.ч.:
— 11 проектов многоцелевых ПЛА;
— 11 проектов атомных подводных лодок с крылатыми ракетами (ПЛАРК);
— 10 проектов ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН).
Конечно, знающий читатель непременно вспомнит про атомарины специального назначения: лодки-ретрансляторы, опытовые, глубоководные и прочие «Лошарики» — целых 9 проектов! Но стоит понимать, что большинство из них — испытательные стенды, переделанные из отслуживших свое субмарин. Остальные — сверхмалые ПЛА и их носители.
Но если так, тогда стоит учесть ВСЕ американские экспромты — «Камехамеху» с боевыми пловцами, промежуточные версии «Лос-Анджелесов» с VLS, модификации «Вирджиний» Блок-1,2,3,4,5. Потом, не забыть учесть атомный глубоководный батискаф NR-1 — и указатель весов стремительно сместится в сторону ВМС США.
32 отечественных проекта боевых подводных атомоходов против 23 американских. Разница не столь велика, чтобы бить тревогу по поводу умственных способностей русских инженеров и военных.
Несколько большее кол-во проектов объясняется иной концепцией применения ВМФ. Например, у янки никогда не было аналогов отечественных «Скатов» и «Антеев» — специализированных лодок, оснащенных дальнобойными противокорабельными ракетами (взамен, их отсутствие компенсировалось разношерстым семейством авианосцев — основной ударной силой ВМС США на море).
Наконец, не стоит забывать, что отечественные лодки многих типов отличались относительной простотой и низкой стоимостью постройки — сравнивать какой-нибудь «Джордж Вашингтон» с К-19 (пр. 658) просто оскорбительно для них обоих. Потому, наличие двух типов РПКСН вместо одного ПЛАРБ — не есть хорошо, но и не столь проблематично, как это пытаются представить в наше время.
Столь же безосновательно звучат упреки в строительстве сверхдорогих титановых лодок и субмарин, оснащенных реакторами с ЖМТ — многие из которых так и остались в единичном экземпляре. За океаном не меньше нас «грешили» созданием спорных конструкций — в результате в составе ВМС США имелось значительное количество «белых слонов». Тот же двухреакторный «Тритон», в создании которого не было никакой необходимости. Весь этот «бардак» называется технический поиск — инженеры опытным методом проб и ошибок искали наиболее эффективную и сбалансированную конструкцию.
Попутно, все вышесказанное развенчает другой миф — об искаженном пути развития отечественного флота, который, якобы, не в меру увлекался подлодками. Янки также прекрасно знали о высоких боевых качествах подводных атомоходов — и строили их не меньше, чем мы. В итоге флоты обеих супердержав были оснащены по последнему слову техники — с одинаково хорошо развитой надводной и подводной компонентой.
Передача груза с вертолета на борт ПЛА "Тритон"
"Томагавки" вместо "Трайдентов"
Две пусковые шахты на борту конвертированных "Огайо" превращены в шлюзовые камеры для выхода водолазов
Как известно, янки построили свою последнюю дизель-электрическую лодку в 1959 году. Но прекращение строительства не означало полного отказа от ДЭПЛ — модернизированные по проекту GUPPY, многие "дизелюхи" времен ВМВ и первых послевоенных лет оставались в строю до конца 1970-х. Сам проект GUPPY представлял собой десятки вариантов модернизации — в результате на свет появился целый "зоопарк" ДЭПЛ различных типов. На фото — типичная американская база, причал с ДЭПЛ, 1960-е годы
Рубка ПЛАРБ "Дж. Вашингтон"
"Морской волк"! (USS Seawolf)
Мостик подлодки "Толедо" (тип "Лос-Анджелес")
Автор Олег Капцов
Читайте нас: