Т-50 ОКБ Сухого: Lockheed Martin и Boeing отдыхают
В начале недели главнокомандующий ВКС генерал-полковник Виктор Бондарев сообщил, что в 2017 году начнется серийное производство нового истребителя пятого поколения ПАК ФА Т-50 (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации).
Фирменная сверхманевренность
Свой первый полет он совершил ровно 6 лет назад — 29 января 2010 года. Таким образом, период от первого полета до запуска в серию займет 7 лет. Что для революционно новой машины совсем немного. У трех монстров американского военпрома Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics, сделавшими первый в мире самолет пятого поколения F-22, ушло на это дело 15 лет. Этот истребитель, впервые поднявшийся в воздух в 1990 году, был принят на вооружение в 2005 году. Меньше времени ушло на рождение F-35, в котором конструкторы должны были учесть недочеты F-22. Однако стремление создать «идеального невидимку» привнесло в разработку и свои негативные моменты. F-35 получился настолько противоречивым истребителем, что пока он не принят на вооружение, находясь в учебной эксплуатации.
Предполетный цикл разработки занял у ОКБ Сухого не так уж и много времени — над принципиально новой машиной начали работать в 2002 году. Довольно долго детали разработки держались в секрете.
Правда, Т-50 создавался не совсем с нуля. В 1988 году ВВС разработали требования к фронтовому истребителю пятого поколения, который должен был заменить МиГ-29 и Су-27. В бой по традиции ринулись ОКБ Микояна и ОКБ Сухого. В конкурсе заявок победила перспективная машина Су-47. Дело дошло даже до изготовления прототипа. Однако экономика рухнула, и проект был закрыт.
Когда в 2002 году вернулись к идее создания супер-истребителя, наработки уже устарели. Появились новые материалы, новая элементная база для авионики, новые алгоритмические принципы. Поэтому задел удалось использовать лишь по самому минимуму, начав конструировать совершенно новую машину.
Этот самолет практически полностью состоит из узлов, агрегатов и приборов нового поколения, прежде в отечественной авиации не применявшихся. Важнейшая составляющая конструкторского успеха — двигатель, позволяющий осуществлять сверхзвуковой полет в нефорсажном режиме. Это турбореактивный двухконтурный двигатель АЛ-41Ф1, созданный на НПО «Сатурн». Естественно, он имеет изменяемый вектор тяги. Но в отличие от устанавливаемых на серийных машинах Сухого, обладает плазменной системой зажигания и полностью цифровой системой управления. Что позволило, с одной стороны, существенно повысить мощность, с другой — оптимизировать расход топлива. В связи с чем дальность у Т-50 для американских конкурентов — F-22 и F-35 — недостижимая.
Специально для Т-50 на «Сатурне» был разработан еще один двигатель, который до момента окончания госиспытаний называется «Тип 30». По своим параметрам он превосходит АЛ-41Ф1 на 15−25%. Пока прототипы летают на «младшеньком» моторе. Однако новый будет полностью готов к серийному производству уже в 2017 году. Следовательно, он должен поспеть к началу серийного выпуска истребителей.
Важнейшим требованием к самолетам пятого поколения является максимальное использование стелс-технологий, то есть минимально возможная видимость для РЛС и тепловизоров. Сведений по этому параметру ОКБ Сухого не дает. Однако эксперты, успевшие в определенной мере познакомиться с российским истребителем, на эту тему высказываются вполне определенно, хоть и не называют конкретных цифр.
Так, австралийский ученый в области радиоэлектроники доктор Карло Копп считает, что ЭПР Т-50 примерно такая же, как и у меньшего по габаритам F-35. Но несколько выше, чем у F-22. При этом он допускает, что Т-50 по незаметности можно «подтянуть», и он сравняется с F-22. Однако это было сказано в 2011 году, когда был показан первый прототип — Т-50−1. Сейчас уже есть десятый. И строится последний в линейке, одиннадцатый. В них, несомненно, учтены недостатки первого прототипа
Что же касается незаметности в инфракрасном диапазоне, то тут наблюдается паритет. Несмотря на то, что перспективный двигатель российского истребителя значительно мощнее.
По части маневренности истребителей Россия является безусловным мировым лидером. Это относится и к самолетам четвертого поколения, и к новинке ОКБ Сухого. Летчик-испытатель Сергей Богдан, Герой России, первый поднявший в небо Т-50, так описывает ситуацию на сайте «Авиаторы и их друзья»: «Ни для кого не секрет, что наши самолеты семейства Су-27, которые поставляют в Индию, в Малайзию, в другие страны, постоянно „воюют" на учениях с самолетами стран НАТО. По той статистике, которая регулярно до нас доводится, худший вариант — когда наши самолеты проигрывают 30% воздушных боев. А обычно наша техника выигрывает 90% боев или побеждает „всухую", то есть имеет подавляющее превосходство над соперниками 4-го поколения».
Богдан так характеризует достоинства нового самолета: «Около года я не летал на Су-27, а потом потребовалось лететь на нем. Уже взлетая, я почувствовал, какой же он тяжелый и совершенно неестественный, как будто я взлетел на бомбардировщике, а не на истребителе. И в голове даже промелькнула мысль: „А я вообще на нем смогу сесть?". При всем моем глубочайшем уважении к Су-27 могу сказать, что в сравнении с Т-50 — это как грузовик и легковой автомобиль».
РЛС нового принципа действия
Помимо летных качеств новая машина ОКБ Сухого обладает и еще одним, да не убоимся этого слова, громадным достоинством. На Т-50 установлена РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) Н036 «Белка». На двух «американцах» тоже примерно такая же, с АФАР. Но одна. На Т-50 их пять: фронтальная (Н036−01−1), две бокового обзора (Н036Б) и две, расположенные в законцовках крыла (Н036Л). То есть самолет способен «глядеть» во все стороны.
Параметры «Белки» засекречены. Но известно, что эта БРЛС пришла на смену «Ирбису» с пассивной решеткой. То есть обладает существенно большими возможностями. Но даже «Ирбис» превосходит американскую БРЛС AN/APG-77, которая обнаруживает цели с ЭПР 1 кв.м. на расстоянии 225 км. «Ирбис» видит их за 300 км.
На негосударственном австралийском сайте, посвященном вопросам обороны, высказываются предположения относительно того, что БРЛС Т-50 способна обнаруживать F-22 на расстоянии в 30 км, а F-35 — 55 км. При боковом ракурсе обзора дела для американцев обстоят совсем скверно — F-22 виден на расстоянии 85 км, F-35 — 100 км.
Помимо радиолокационного обзора имеется мощная оптико-локационная система ОЛС-50М, в состав которой входит уникальная по разрешающей способности и дальности QWIP-матрица, работающая в видимом и инфракрасном диапазоне. В этой области, по утверждению того же австралийского сайта, Россия является безусловным лидером. Из этого следует, что «невидимки» F-22 и F-35 не так уж и невидимы для обзорных систем российского истребителя.
Вполне понятно, что Т-50 в обозримом будущем будет модернизироваться. И первым в очереди на усиление авионики стоит РЛС с РОФАР — радиооптической фазированной антенной решеткой. Ее, как и РЛС «Белка», разрабатывает концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). В начале 2018 года должен быть готов натурный образец РЛС. Ее серийный выпуск можно ожидать в начале 20-х годов.
Радиооптическая РЛС будет весить вдвое меньше, при этом разрешающая способность должна возрасти в десятки раз. То есть радар сможет получать четкое изображение (объемное телевизионное, как утверждают в КРЭТ) объекта, удаленного на сотни километров. Более того, появится возможность сканирования внутреннего пространства самолета. Столь внушительный результат дает использование теоретических и практических наработок в области радиофотоники, которая началась всего лишь 35 лет назад с внедрения оптоэлектронных кабелей. Использование в радарах нового принципа с обработкой принимаемого сигнала методом когерентной оптики позволяет на порядки увеличить широкополосность РЛС.
Еще одно достоинство, которое должно сделать самолет в следующем году лучшим истребителем мира — вооружение. Российские оружейники специально для Т-50 создали 12 новых видов высокоточных ракет «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», которые перекрывают весь диапазон как по дальности нанесения удара, так и по скорости и маневренности воздушных целей. Среди них есть уникальные, самостоятельно обнаруживающие и захватывающие цели в процессе автономного полета.
При примерно одинаковой боевой нагрузке у «американцев» наблюдается большой сдвиг в сторону ракет для воздушного боя. У F-22 используются лишь корректируемые бомбы для нанесения ударов по наземным целям. Однако в воздушном бою оба «американца» чувствуют себя очень неуверенно. В результате теоретического моделирования было установлено, что вероятность успеха F-35 при боестолкновении даже с Су-35 составляет 0,28. И в значительной степени это было предопределено по причине превосходства боеприпасов у российского истребителя.
И для себя, и для внешнего рынка
У Т-50 значительный экспортный потенциал. Это связано не только с его уникальными характеристиками, но и, смело можно сказать, с дешевизной в сравнении с двумя «американцами» пятого поколения. F-22 стоит 411 млн. долларов, F-35 — 112 млн., Т-50 — 54 млн. Правда, 54 миллиона — это для российского потребителя, ВВС и ВМФ. Экспортная же цена на настоящий момент установлена на уровне 100 млн.
Экспортная модификация уже получила название — FGFA (Fifth-Generation Fighter Aircraft). Она будет выпускаться на совместном российско-индийском предприятии через 7 лет. Поскольку и ОКБ Сухого, и индийская компания Hindustan Aeronautics Limited вначале будут этот самолет совместно разрабатывать. Согласно предварительной договоренности, FGFA будет отличаться от Т-50 по 50 позициям, включая установку более мощных двигателей. Индийцы, понятно, сосредоточатся, прежде всего, на компьютерных делах.
Пока еще подписан договор о намерениях. Поскольку Нью-Дели ведет финансовую игру с целью снизить свои вложения в проект. В настоящий момент предполагается, что две стороны проинвестируют разработку в равных долях — по 4 млрд. долларов.
Однако буквально на днях Нью-Дели совершили хитроумный маневр, подписав также договор о намерениях о закупке у Франции 36 истребителей Rafale четвертого поколения. Если все срастется (Индия, несомненно, предпримет попытки сбить цену), то истребители придут в этом году. Согласно договоренностей с нами, Индия получит 125 FGFA (половину от произведенных). Но начнет получать через 7 лет по мере их производства. При этом Индия получает и часть технологий. Что, разумеется, крайне выгодно.
Представители ВПК предполагают, что вспыхнувшая любовь Индии к французским самолетам, которые через 7 лет устареют, вызвана стремлением выторговать лучшие условия сделки за счет игры на противоречиях между Россией и Францией. Проект по созданию FGFA уже, по сути, начал работать, стороны потратили по полмиллиарда долларов. В то же время за французские истребители Нью-Дели еще не заплатили ни доллара. И неизвестно — заплатят ли.
ЛТХ Т-50 (ПАК ФА) и F-22 Raptor
Длина: 19,7 м — 18,9 м
Высота: 4,8 м — 5,09 м
Размах крыла: 14,0 м — 13,6 м
Площадь крыла: 90 кв.м. — 78 кв. м
Масса пустого: 18500 кг — 19700 кг
Максимальная взлетная масса: 37000 кг — 38000 кг
Масса топлива: 11100 кг — 8200 кг
Нагрузка на крыло при максимальной взлетной массе: 394 кг/кв.м. — 487 кг/кв.м.
Тяга двигателей: 2×8800 кгс (2×11000 кгс для ТРДД «Тип 30») — 10000 кгс
Тяга на форсаже: 2×15000 кгс (2×18000 кгс для ТРДД «Тип 30») — 15876 кгс
Максимальная скорость на высоте: 2600 км/ч — 2700 км/ч (в мирное время ограничена до 2М)
Максимальная бесфорсажная скорость: от 2,1 М до 2,35М — 1826 км/ч
Крейсерская скорость: от 1300 км/ч до 1800 км/ч — 850 км/ч
Продолжительность полета: до 5,8 час — н/д
Боевой радиус на крейсерской скорости: 1350 км — 760 км
Боевой радиус на бесфорсажной сверхзвуковой скорости: 1000 км — 185 км
Владимир Тучков
Фото: Сергей Бобылев/ ТАСС
Читайте нас: