Сегодня буквально у каждого штата есть одно или несколько добровольческих объединений свободных вооруженных мужчин, чтящих Конституцию США, и готовых дружным строем выступить против любой диктатуры со стороны властей. Казалось бы, каким образом «самое демократичное правительство в мире» может попрать интересы своих граждан, а главное – Конституцию США? Оказалось, что есть ряд способов.
Казалось бы, интернет должен был быть взбудоражен январским вооруженным противостоянием американских фермеров и федералов, происходящее в Орегоне, однако, СМИ США никак толком это не освещали до тех пор, пока не появились первые жертвы. Так с чего же всё началось? И как появилось орегонское вооруженное сопротивление?
Невада против федералов
Лидером орегонского сопротивления является фермер из Невады Аммон Банди. Но откуда он такой взялся? Американские СМИ характеризуют его по-разному. Видимо, всё зависит от того, через какие очки посмотреть на его персону – республиканские или демократические. Всю семью Банди, наверное, можно отнести к республиканцам, и эта очень многочисленная семья не может не вызывать простой человеческой симпатии. Старые добрые ковбои, словно вышедшие из вашего любимого вестерна, но носящие сапоги со шпорами совсем не для того, чтобы попонтоваться перед дамочками, восстали против несправедливости со стороны властей. Ну, как их можно не полюбить? Все мы, так или иначе, неравнодушны к справедливости. А русский человек особенно.
А началось всё, как и подобает в больших кланах, с патриарха семейства – фермера до мозга костей - Клайвена Банди.
Семья Банди занимается скотоводством на не самых плодородных землях Невады с конца XIX века. И пусть земля, на которой стоит ранчо, принадлежит семье, однако, травка, так необходимая сотням голов скота, растёт на земле федеральной. Именно поэтому Клайвену Банди с 1954 года приходилось платить государству налог за выпас скота. Конец терпению пришёл не скоро. Для этого его семье предстояло увеличиться настолько, чтобы денег перестало хватать. Поэтому только через 40 лет постоянных выплат, в 1994 году, мистер Банди отказался платить очередной взнос.
Бюро по управлению землями (BLM) особого шума поднимать не стало, а попросту отозвав разрешение на выпас скота и подсчитав неустойку, подало на Клайвена Банди в суд, который постановил конфисковать скот фермера. В 1996 году чиновники в сопровождении нескольких грузовиков приехали исполнять решение суда, однако, добропорядочный фермер встретил их во всеоружии, заявив, что это свободный штат Невада, денег он платить не будет, а федеральную власть презирает. Казалось бы, чиновники были готовы возразить, но фермер «намекнул», что дома у него полсотни вооруженных родственников. Представители власти решили ретироваться.
Конфликт возобновился только в 2014 году, когда BLM вновь решили напомнить Банди о том, что он не имеет права пасти скот там, где пасёт. На сей раз представители BLM с намерениями отобрать 500 голов скота у семьи Банди поехали на ферму не только в сопровождении грузовиков, но и полиции. Грозы ничего не предвещало. Может быть, чиновники посчитали, что 18 лет достаточный срок для того чтобы Клайвен Банди умерил свой пыл. Нет! 18 лет – достаточный срок для того чтобы у патриарха семейства подросли внуки. Семья Банди заблокировала трассу, не пропуская кортеж туда, куда он так сильно хотел попасть. Без конфликта с полицией не обошлось, однако, и в этот раз BLM уехали ни с чем.
Несмотря на очередную неудачу, Бюро по управлению землями не собиралось останавливаться, не наказав дерзкого фермера. Федеральные земли, где Банди пасли свой скот, были оцеплены, а фермерам пригрозили, что в случае нарушения границы, у них конфискуют скот на месте. Ранчо грозило разорение. Именно тогда братья Аммон и Райан Банди решили воспользоваться современными технологиями, бросив клич о помощи всем неравнодушным американцам с оружием в руках. В Неваду рекой потекли вооруженные до зубов, но при этом такие разношерстные граждане США.
В дело решили вмешаться агенты ФБР, но ковбои не хотели ничего слышать, а вступать в перестрелку федералы побоялись. К ранчо Банди съехалось 1500 человек. Практически у каждого в руках была винтовка. Однако дорогу федералам перекрыли безоружные фермеры, но как выяснилось позже, это была лишь пыль в глаза. На мосту, расположенном по соседству, была организованна первоклассная снайперская позиция. Сделай федералы что-нибудь не так, и могла начаться новая Гражданская война. Но ФБР отступило. Банди победили.
Тур в Орегон
Так как же братья Банди оказались в Орегоне? Причина в противостоянии всё того же Бюро по управлению землями и Агентства по защите живой природы (FWS) с семьёй Хаммонд. Практически с 70-ых годов семья отказывается продать своё ранчо, земли которого хотят присоединить к территории окружающего ранчо заповедника.
Агентство по защите живой природы пыталось разными способами выселить Хаммондов с их земли, как законными, так и весьма мутными средствами, но семейство держалось вплоть середины «нулевых». Тогда-то и начались проблемы.
В 2006 году удар молнии вызвал пожар на участках заповедника. Огонь направился в сторону фермы Хаммондов. Сын главы семейства пустил встречный пал и остановил пожар. Этим, видимо, решило воспользоваться FWS. На следующий же день к Хаммондам заявилось ФБР, обвинив семью в поджоге федеральных земель. Однако прокуратура решила не выдвигать обвинений, постановив, что, во-первых, фермеры защищали свою землю, а во-вторых, остановили стихийное бедствие.
Казалось бы, всё, но нет. В 2011 году Дуайта (отец) и Стивена (сын) вновь вызвали в суд по тому же делу. И пускай им вменялся всё тот же поджог, но уже по статье «терроризм». Им грозило от 8 лет до пожизненного, однако судья, рассмотрев дело, приговорил Дуайта и Стивена на куда меньший срок заключения. Дуайту дали три месяца, а Стивену – 1 год. Отсидели они его, как говорится, от звонка до звонка.
И вновь казалось, что на этом всё. Но не стоит недооценивать американскую бюрократическую машину. В 2015 на Хаммондов вновь подали в суд по делу обо всё том же поджоге. Только теперь в суд подало Бюро по управлению землями. Несмотря на то, что Конституция запрещает судить одного человека дважды по одному и тому же делу, отца и сына приговорили к 5 годам заключения. Сесть в тюрьму они должны были 4 января 2016 года. Именно тогда на ранчо Хаммондов и прибыли братья Банди.
Аммон заявил, что готов умереть за свободы, дарованные ему Конституцией, и мне, честно говоря, было бы нечего ему возразить.
На грани Гражданской войны
Как я уже говорил, 150 ополченцев во главе с Аммоном Банди захватили в Орегоне федеральное здание Малхэрского национального заповедника. Я думаю, что их требования вам понятны. Граждане США вполне законно желают, чтобы права, дарованные им Конституцией, не нарушались. Чтобы подлые американские бюрократы, используя юридические лазейки, не судили трижды человека за одно и то же преступление, которое изначально вообще было сочтено за подвиг. Однако ФБР уже успело окрестить ополченцев террористами, а на мирных переговорах ожесточившаяся риторика перетекла в перестрелку, в результате которой был убит один из ополченцев - 55-летний идеолог группы ЛаВой Финикум. Аммон Банди, его брат Райан и ещё 6 ополченцев, прибывших на переговоры, были арестованы.
Сегодня, находясь под арестом, Аммон Банди призывает своих соратников сложить оружие, и продолжить войну в судах. Кто-то его послушал, но часть ополченцев до сих пор продолжают удерживать здание. Как всё это закончится? И вызовет ли это новую волну протестов в США, подобную той, что была в Фергюсоне, пока непонятно. Однако можно сказать с полной уверенностью, что США были на пороге Гражданской войны уже дважды за последние два года, пускай и совсем недолго там простояли.
В свете последних событий неудивительно, что Трамп набирает всё большую популярность в глазах населения США. Скорее всего, Обаму сменит республиканец, который, быть может, принесет такие долгожданные простыми гражданами реформы. Всё же страна, в которой добропорядочные фермеры берутся за оружие, должна что-то менять. Если оставлять бюрократический беспредел без внимания, то, не ровен час, в США снова начнется война между Севером и Югом. Пока что, хоть ситуация и остается весьма напряженной, её удалось избежать. Надолго ли? Покажет время.
Савелий Панфилов
Читайте нас: