Четверть века назад состоялся референдум, ставший отправной точкой возвращения полуострова в состав нашей страны
В Крыму 20 января отмечают День республики — четверть века назад на референдуме 1991 года более 80 процентов жителей полуострова высказались за воссоздание автономии. Причем, крымчане хотели выйти из-под юрисдикции Украины и стать равноправным субъектом СССР.
«В период пребывания Крыма в составе Украины автономный статус позволил Крыму противостоять агрессивной украинизации и оставаться частью Русского мира. Этот статус помог сохранить мир и согласие в Крыму» — говорится в сообщении мэрии Симферополя.
За 23 года пребывания в составе Украины «автономная республика Крiм» лишилась большей части своих прав. Однако, борьба за сближение, а, по возможности, и объединение с Россией не прекращалась здесь никогда. Не удивительно, что на Референдуме 16 марта 2014 года, за воссоединение с Россией высказались почти 97 процентов проголосовавших крымчан.
«Сейчас часто можно услышать разговоры о том, когда же все-таки началась „Крымская весна", с какого времени. Думаю, что для большинства крымчан этот ответ очевиден — путь на Родину начался четверть века назад. Символично, что именно на референдуме крымчане вернули своему полуострову статус республики и именно Республика Крым, уже по итогам другого Референдума, стала полноправной частью великой России. Поэтому 20 января — особенный день в череде знаменательных крымских дат», —цитирует «Политнавигатор» вице-спикера госсовета Крыма Андрея Козенко.
Между тем, на Украине, нередко слышны рассуждения политиков и обывателей на тему, что «крымчане ещё пожалеют и захотят вернуться в состав Украины, как только там наступит сытая весёлая жизнь».
В свою очередь в России эйфория по поводу «Крым наш» постепенно проходит. Кое-кто теперь любит порассуждать насколько дорого обходится полуостров Российской Федерации и без того испытывающей серьёзные экономические трудности.
Отсюда возникает вопрос: готовы ли крымчане и россияне в целом, несмотря ни на что, и дальше отстаивать тот выбор, который был сделан в 1991, а затем и в 2014 году?
— Ментально мы всегда были с Россией, — говорит крымский политолог и журналист Сергей Кулик.
— Характерная бытовая деталь — все годы пребывания республики в составе Украины крымчане называли гривны рублями.
В Крыму всегда были сильны настроения не только за воссоединение с Россией, но и в пользу восстановления СССР. Например, в 1998 году за кандидата от Компартии Украины Петра Симоненко проголосовало более 80 процентов крымчан. Именно потому, что КПУ выступала за восстановление единого экономического, а впоследствии и политического пространства с Россией, Белоруссией и другими постсоветскими государствами. По этим же причинам мы голосовали за Януковича, хотя и знали, какой криминальный шлейф за ним тянется.
Другое дело, что политики, обещавшие сближение с Россией, как правило, не выполняли своих обещаний на протяжении всех лет существования независимой Украины.
Поэтому референдум 2014 года стал действительно конечной точкой в том пути, который республика проделала, начиная с 20 января 1991 года. Подавляющее большинство крымчан, по-прежнему, чувствуют, что после Референдума 16 марта 2014 года они вернулись домой.
— Четверть века крымчане мечтали вернуться в состав России. Теперь эта мечта осуществилась. А мечты, когда они сбываются, порой в чём-то могут разочаровать. Нет ли у части жителей республики подобных настроений?
— На бытовом уровне, конечно, люди далеко не всем довольны. Многих пугает рост цен, общее снижение жизненного уровня. Но большинство понимает, что происходит это по объективным причинам. Тем более, у нас перед глазами пример Украины, где жизненный уровень снизился ещё сильнее.
Кроме того, мы знаем, что происходило и происходит на Одессе, в Донбассе. С нами бы поступали ещё жёстче и бесчеловечней. Если бы не Референдум, прошедший при поддержке России, наверняка были бы спровоцированы этнические столкновения. Попытки поссорить нас с татарским народом активно предпринимались, начиная с февральского переворота в Киеве.
Да, есть недовольные тем, что мы теперь живём в России. Но это как раз те несколько процентов крымчан, которые и при Украине голосовали за «европейский выбор», за БЮТ.
Но подавляющее большинство жителей полуострова не сожалеют о сделанном в 1991, а потом и в 2014 году выборе. Даже большинство крымских татар почувствовали, что их в России воспринимают своими, так как видят, что действует целенаправленная государственная политика по реабилитации их народа. Строится жильё за счёт государства, разрабатываются культурные программы и т. д.
— Россия сейчас испытывает серьёзные экономические трудности. Если предположить, что какое-то время федеральный центр не сможет финансово поддерживать республику Крым, может ли это как-то изменить настроения на полуострове в пользу Украины?
— Мы ведь не из-за сытой жизни хотели вернуться в Россию. Начиная с распада СССР, постоянно муссировалась идея проведения референдума за воссоединение с Россией, даже в относительно благополучные в экономическом плане годы. Я не верю в грядущее экономическое процветание Украины. Но даже если оно случится, мы всё равно не захотим возвращаться в страну, которая всегда мало считалась с нашими пожеланиями. Лучше будет, если украинцы одумаются и сами присоединятся к нам. Я имею в виду — к России.
— Крымчане свой выбор сделали в 1991 году и подтвердили его в 2014, — говорит политолог и публицист, руководитель Центра координации и поддержки движения «Юго-Восток», директор фонда исторических исследований «Основание» Алексей Анпилогов.
— Сейчас, скорее, вопрос в России. Не свернёт ли наша страна с того пути, на который она ступила весной 2014 года, не побоявшись поддержать крымский Референдум. Тогда вопрос воссоединения с Крымом вызывал в самой России давно уже не виданное общенациональное единение. Этот шаг поддержали и в правых, и в левых политических кругах, и в православной среде. Не потому, что граждане России хотели заполучить в состав страны новые территории, а потому что общество интуитивно почувствовало, что это было устранение исторической несправедливости, воссоединения искусственно разделённого русского народа.
Что касается собственно крымчан, то результаты Референдумов 1991 и 2014 годов говорят сами за себя. Даже после четверти века активной украинизации большинство жителей полуострова не отождествляли себя с украинским народом, а тем более с той мифологизированной украинской историей, которую им пытались навязать.
Да, сегодня крымчане оказались в условиях реальной транспортной и экономической блокады. Отменены поезда, самолёты из Украины. «Незалежная» пытается даже препятствовать заходу туристических и грузовых судов в порты Крыма. Но крымчане, в целом, достаточно стойко переносят эти трудности.
А вот российское государство и общество сейчас проходит, я бы сказал, «испытание Крымом». Эйфория «Крым наш» сменилась чётким осознанием, что этот субъект федерации нуждается в поддержке на данном этапе в большей степени, чем многие другие регионы России.
Крым, его присоединение и защита, как нетрудно увидеть из истории, стоил России очень много сил и крови. Поэтому нынешние сетования некоторых обывателей о том, что, дескать, из-за Крыма усилились собственные экономические и социальные трудности, кажутся мне мелочными.
Воссоединение с более чем двумя миллионами соотечественников, живущими на уникальной территории, было огромной победой. Тем более, если вспомнить, что произошло это с минимально возможными в той ситуации жертвами.
Сейчас уже у ряда экспертов стало модно подсчитывать, сколько Россия «потеряла» денег из-за Крыма. Надо понимать, что в исторических масштабах Россия приобрела неизмеримо большее.
Что касается крымчан, то я, как человек почти весь 2015 год проживший в Крыму, могу сказать, что большинство из них настроены преодолевать все трудности вместе с Россией и понимают, что назад возврата нет. Последние действия Украины по блокаде полуострова только убеждают крымчан, что путь, который они начали 25 лет назад, был правильным.
Алексей Полубота
Фото: Алексей Павлишак/ТАСС
Читайте нас: