Прикрытие с высоты
Необходимость в сопровождении истребительной авиацией возникла после того, как турецкий F-16 атаковал в небе над Сирией самолет ВКС России Су-24, возвращавшийся после выполнения боевого задания. В результате этого нападения погиб российский пилот, расстрелянный террористами во время спуска на парашюте. Ответом на действия турецкой стороны стало решение о прикрытии штурмовиков и бомбардировщиков с воздуха, причем пилоты истребителей имеют четкую инструкцию - уничтожать любые угрожающие своим «подопечным» объекты.
Нынешнее взаимодействие с сирийскими летчиками было организовано по всем правилам военной науки. До начала выполнения совместных задач группа офицеров ВВС САР побывала на авиабазе Хмеймим, где были отработаны вопросы организации полетов, в том числе правила радиообмена. Все действия были отработаны до автоматизма: российские штурмовики взлетали со «своего» аэродрома, а сирийские Миг-29 - со своего. В назначенной точке происходила встреча, после чего обеспечивалось сопровождение и прикрытие на всем протяжении полета до района нанесения ударов и обратно.
Всего за первые дни 2016 года российскими ВКС было выполнено свыше трехсот боевых вылетов, в ходе которых обеспечено поражение более чем тысячи объектов террористов в провинциях Алеппо, Идлиб, Латакия, Хасеке, Даръа, Хомс и других. В результате, как сообщили в Главном оперативном управлении российского Генштаба, террористические группировки понесли значительные потери в живой силе и технике, а подразделения сирийской армии и отряды патриотической оппозиции смогли перейти к наступательным действиям.
Соколы Асада
Сирийские ВВС всегда играли важную роль не только в структуре вооруженных силах, но и в жизни этой страны. Достаточно сказать, что именно офицеры ВВС под руководством Хафеза Асада, отца нынешнего сирийского лидера, были в числе активных участников переворота в 1963 году, приведшего партию «Баас» к власти. Кстати, сам Асад был профессиональным военным летчиком: он закончил колледж ВВС в Халебе, проходил военную стажировку в СССР, в киргизском Канте, где сегодня расположена российская авиабаза, а с 1964 по 1970 годы возглавлял ВВС и ПВО САР в звании генерала.
До последнего момента военная авиация Сирии была представлена достаточно широкой номенклатурой самолетов и вертолетов. При этом наиболее боеспособными считаются именно МиГ-29 (их, по некоторым сведениям, в составе ВВС САР сейчас насчитывается не менее четырех десятков единиц). Несколько лет назад при помощи российских специалистов на этих машинах была проведена серьезная модернизация, связанная с заменой систем вооружения, навигации и связи.
Конечно, переоценивать роль сирийских ВВС было бы неправильно. Эксперты прямо называют имеющиеся недостатки: прежде всего, это моральное и физическое старение авиапарка, отсутствие возможностей для его обновления, утрата квалифицированных кадров. Достаточно сказать, что в строю авиационных частей страны до сих пор находятся истребители МиГ-21, которые в России можно увидеть разве что в музеях.
Тем не менее, именно этим вооружением Сирии удается решать задачи, связанные с нанесением ударов по боевикам, а также защитой своих границ. В конце минувшего года только за одну неделю ноября сирийские ВВС выполнили около 180 боевых вылетов, нанеся удары по 670 объектам террористов. Как сообщил официальный представитель вооруженных сил САР бригадный генерал Али Майхуб, целями авиаударов были скопления банд, командные пункты, склады, техника и базы исламистов в провинциях Дамаск, Хомс, Хама, Идлиб, Алеппо и Латакия. На севере страны ВВС Сирии удалось уничтожить большое количество боевиков афганского происхождения.
Есть только МиГ…
Несмотря на трудности, которые испытывают ВВС страны с ремонтом и техническим обслуживанием техники, невзирая острую нехватку запасных частей, в боеготовом состоянии находится и военно-транспортная авиация страны. Это подтвердила недавняя воздушная операция по доставке гуманитарной помощи в район города Дэйр-эз-Зор, долгое время находящегося в осаде ИГИЛа. К слову, эта задача была также выполнена во взаимодействии с российскими военными: гуманитарный груз, предназначавшийся для населения осажденной местности (медикаменты, продукты питания, другие предметы первой необходимости), был сброшен с самолета Ил-76 сирийских ВВС, при этом задействовались российские парашютные платформы.
Если говорить об ударной силе сирийской военной авиации, то стоит начать с бомбардировщиков Су-24МК. Их экипажи прошли подготовку в Краснодарском высшем военном авиационном училище летчиков, а сами самолеты незадолго до событий гражданской войны в Сирии были модернизированы до возможности снаряжения авиабомбами КАБ-500 и КАБ-1500, а также ракетами Х-59.
Значительные возможности имеют и находящиеся на вооружении сирийских ВВС истребители-бомбардировщики МиГ-23 и перехватчики МиГ-25. Последние используются для разведки позиций боевиков в северных и восточных районах Сирии, а также патрулирования турецкой границы. Кстати, в 1990-х сирийские МиГ-25 регулярно «отгоняли» израильские истребители, залетавшие на сирийскую территорию. Встреча с этим перехватчиком, способным нести до 3 тонн боевой нагрузки, не сулила ничего хорошего…
Некоторое время назад в прессе появились сведения о поставках Сирии в рамках контракта, заключенного еще в 2007 году, шести российских сверхзвуковых истребителей-перехватчиков дальнего радиуса действия МиГ-31. Этот самолет по праву считают не имеющим аналогов в мире.
Он способен вести групповой воздушный бой на дистанциях, недоступных для любого из существующих в мире истребителей, управлять боевыми действиями в воздухе, работать в составе разнородной группировки. Официального подтверждения информации о поставках МиГ-31 не поступало, однако директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров, считает, что передача данных самолетов может являться своего рода ответом на размещение в Турции истребителей F-16, который могут быть направлены против сирийских военных, поскольку у ИГ боевой авиации нет.
«Поставка этих самолетов (МиГ-31) означает, что мы не собираемся безучастно смотреть, как бомбят и уничтожают сирийскую армию», - полагает эксперт.
Они умеют побеждать
Сила сирийской армии - не только в вооружении и военной технике. Она еще и в высоком боевом духе солдат и офицеров, в их готовности побеждать. Недавно после трех лет блокады сирийским военным удалось побиться к авиабазе Квейрис. Все эти годы атаки исламистов отбивали курсанты и преподаватели дислоцированной здесь Воздушной академии ВВС САР, а также бойцы подразделения охраны и ПВО и технический персонал.
Именно летчики Квейриса первыми начали боевые вылеты против боевиков на учебно-боевых самолетах L-39. Исламистский «халифат» решил взять базу любой ценой, бросив туда лучшие силы. Ведь Квейрис являлся еще и ключевым пунктом на пути между Алеппо и «столицей» ИГИЛа Раккой. В короткие сроки защитники базы выстроили эффективную линию обороны. В ход пошли зенитки, а в небо поднимались старые советские самолеты и вертолеты. И они выстояли, хотя и в тот момент, когда танки и сирийский спецназ «Кават аль-Нимр» вошли на территорию базы, в живых оставалось лишь чуть более трехсот защитников Квейриса…
В целом, по мнению экспертов, ВВС Сирии в настоящее время находятся в неоднозначном состоянии. С одной стороны удручает ситуация с давно назревшим обновлением авиапарка, с другой – налицо готовность сирийских военных решать поставленные им задачи. В этой связи, как отмечают специалисты, большие надежды вселяет именно налаживаемое практическое взаимодействие военных авиаторов двух стран. В частности, по мнению заслуженного военного летчика РФ, Героя России полковника Евгения Зеленова, совместная работа Воздушно-космических сил России и Военно-воздушных сил Сирии уже достигла хорошего уровня сплочения. Кроме того, такие контакты должны помочь сирийским ВВС окончательно «встать на ноги», чтобы в полной мере участвовать в боевых действиях против террористов самостоятельно.
Читайте нас: