Карстен Фогт (Karsten Voigt) c 1976 по 1998 год был депутатом бундестага от Социал-демократической партии Германии (СДПГ). С 1983 года был экспертом партии по международной политике. В опубликованном в понедельник, 11 января, интервью газете Bild президент России упоминает Фогта как свидетеля одной беседы социал-демократа Эгона Бара (Egon Bahr) в Москве о будущем Европы и НАТО. Бар, умерший в 2015 году, в 1960-е годы являлся одним из архитекторов новой восточной политики ФРГ.
В интервью немецкому изданию Путин говорит о кризисе в отношениях России и Запада и называет одной из его причин расширение НАТО. По просьбе DW социал-демократ Фогт вспомнил о своем визите с Баром в Москву и дал оценку германо-российским отношениям.
Deutsche Welle: В интервью Bild Владимир Путин цитирует неопубликованные разговоры западногерманских политиков с советским руководством в начале 1990-х. По его словам, ваш коллега по СДПГ, Эгон Бар, тогда говорил о необходимости создания в центре Европы нового союза, в который бы вошли и СССР, и США. Бар также выступал против расширения НАТО. Согласно Путину, разговор состоялся 27 февраля 1990 года, в нем принимали участие представитель ЦК Валентин Фалин, Эгон Бар и вы. Это правда?
— СДПГ тогда не была членом правящей в ФРГ коалиции. В каком качестве была задумана эта поездка в Москву?
— У нас тогда были интенсивные контакты, как и полагается оппозиции, с Советским Союзом и США. За месяц до этого я выступал в Совете национальной безопасности в Вашингтоне и говорил о тех же вопросах.
— Да, я считаю, что эта политика была разумной, что она вносит вклад в стабильность в Европе. Но хотел бы отметить, что такая политика делает это, если одновременно удается установить отношения сотрудничества с Россией, насколько это возможно в свете сегодняшней российской политики. Нынешняя российская внешняя политика чрезвычайно усложняет политику сотрудничества, но это не означает, что не стоит пытаться и прилагать к этому усилия.
— Путин снова и снова говорит, что его страна выступает против однополярного мира во главе с США. Россия стремится к новому миропорядку. Как вы к этому относитесь?
— Я не считаю, что мир однополярен. Сегодня США намного сильнее зависят от сотрудничества с партнерами, чем в предыдущие десятилетия. Проблема для России заключается в том, что большинство ее соседей, прежде всего — небольшие соседи на западе, из-за обеспокоенности и страха по поводу российской политики сегодня все активнее ищут защиты у ЕС, НАТО и США. Их стремление получить защиту у Запада не является результатом американского заговора, направленного против России. Понятные опасения западных соседей России и наших восточных соседей осложняют и отягощают и нашу политику по отношению к России.
— Как вы считаете — пик осложнений в германо-российских отношениях пройден?
— На это можно всегда надеяться, но я не уверен. Наблюдается определенная стабилизация, но многие проблемы по-прежнему не решены, например, на востоке Украины. (…) Путин в интервью газете Bild утверждает, что они не решены, потому что Украина выполнила не все условия договоренностей в Минске. Я же наоборот соглашаюсь с позицией федерального правительства Германии, которое видит причину сложностей прежде всего в действиях сепаратистов. Лично я считаю неприемлемой ситуацию, когда Украина до сих пор не имеет возможности контролировать собственную границу с Россией во всех регионах на востоке. Если Россия признает Украину в качестве суверенного государства, она должна без предварительных условий поддерживать право этого государства контролировать всю свою границу с Россией.
Читайте нас: