Der Standard: Конфликт на востоке Украины отошел на второй план на фоне кризиса с беженцами, угрозы терактов и войны в Сирии. Кому это выгодно?
Август Прадетто: Вице-президент США Джо Байден несколько дней назад посетил Киев, где он произнес поразительную речь, в которой он впервые подверг резкой критике отсутствие рвения в проведении реформ, а также масштабную коррупцию в украинском правительстве. Теперь и в Вашингтоне осознали, что из-за внутренних проблем социального и экономического характера на Украине ситуация с конфликтом не может улучшиться. Относительное успокоение конфликта на востоке Украины было использовано, скорее, неправильным образом — ситуация с олигархическими структурами и коррупций не особенно меняется, а с националистическими силами борьба ведется недостаточно решительно. Если бы проблемы с беженцами, теракты в Париже и Сирия не находились в фокусе внимания, реакция Запада на негативные события на Украине, вероятно, была бы более резкой.
— С момента подписаний соглашений Минск 2 прошло десять месяцев, и в последнее время, действительно, заметно относительное снижение интенсивности боевых действий. Не существует ли теперь угроза превращения этой войны в «замороженный конфликт» (frozen conflict)?
— Это вполне возможно. Ни одна из сторон не хочет отступать от своих позиций, но, одновременно, никто не заинтересован в военной эскалации. Москва не прекратит поддерживать сепаратистов, но одновременно она явно не намерена обострять этот конфликт. Таким образом, в настоящее время происходит стабилизация статус-кво. Сепаратисты в любом случае зависимы от Москвы, и не только в военном отношении, но и в том, что касается поддержания административного и полицейского порядка в этих регионах.
— Аннексированный Россией полуостров Крым в конце ноября из-за подрыва украинскими националистами опоры линии электропередач остался без света. Достаточно ли энергично украинские власти действуют против экстремистов?
Подобное поведение в ситуации прекращения подачи электроэнергии в Крым является, по сути, контрпродуктивным по отношению к стремлению Киева и Вашингтона не только формально, но и материально поддерживать претензии на то, что этот полуостров продолжает оставаться украинской территорией. Всего неделю назад Путин лично присутствовал на открытии новой линии электропередач из России в Крым, которая должна обеспечить его независимость от поставок электроэнергии с Украины.
— В последнее время внутрипартийная борьба в прозападном украинском правительстве становится все более очевидной. Кто одержит в ней верх?
— В сентябре в рамках программы Министерства иностранных дел по предотвращению конфликтов я посетил Одессу, где бывший президент Грузии Михаил Саакашвили с весны является губернатором и выступает с жесткой критикой в адрес правительства Яценюка. Там происходит открытая борьба за власть между различными политическими силами относительно будущей ориентации, которую в упрощенном виде можно представить как противоборство между националистами и прагматиками. С момента высказанной Байденом критики в адрес правительств, вероятно, есть основания говорить о том, что Яценюк сидит не на прочном суку. Очевидно, что в Вашингтоне происходит изменении позиции в отношении Украины. Из кругов Саакашвили, по крайней мере, неофициально была распространена информация о том, что каждый доллар, вложенный в войну, является потерянным, и было бы лучше потратить эти средства на другие цели.
— Что будет происходить на Украине в 2016 году?
— Большинство людей на Украине, по сути, уже не хотят ничего слышать о войне, и они считают, что большая часть населения Крыма, а также районов вокруг Донецка и Луганска, составляющие всего небольшой процент территории на востоке страны, не хотят больше оставаться в составе Украины. По крайней мере 80% людей — а в Одессе, вероятно, еще больше — считают значительно более актуальными социальные и экономические проблемы страны. Чем меньших успехов добьется экономика в наступающем году, тем меньше поддержки получат националисты.
По данным опросов, лишь 2% жителей страны одобряют деятельность Яценюка, тогда как на проходивших более полугода назад парламентских выборах его партия получила большинство голосов. Сегодня прагматики, в том числе из-за влияния зарубежных кредиторов, имеют более сильные позиции. Однако пока совершенно не ясно, достаточно ли будет этого для преодоления экономического и социального кризиса, а также для предотвращения нового Майдана.
Читайте нас: