В 1718 году в Петербурге, в доме Петра Бутурлина на Большой Дворянской улице Петр I устроил первую ассамблею.
Государь хотел изменить порядок общения "не только для забавы, но и для дела, ибо тут можно друг друга видеть и о всякой нужде переговорить". Ассамблеи устраивались поочередно в домах знати, и вход туда был доступен каждому прилично одетому человеку, кроме слуг и крестьян. Одна из зал назначалась для музыки и танцев, другая - для игры в шахматы, шашки и карты, третья - для курения табаку и для разговоров, а четвертая - для дам, где "они между собой могли бы загадывать и забавляться в другие игры, способные развеселять и смех рождать". Пили лихо, танцевали до упаду. Теснота, духота, грубые шутки никого не стесняли. Однако демократический характер ассамблей сохранялся недолго: после смерти Петра они быстро превратились в дворянские танцевальные балы с чётко установленным ритуалом.
В 1881 году сгорел дотла Венский «Ринг-Театер». По количеству жертв (более 900 человек) это был самый страшный театральный пожар в мировой истории… «Ринг-Театер» был построен по последнему слову антипожарной техники: множество выходов, совершенно достаточных для того, чтобы выпустить всю публику в течение одной минуты без малейшей толкотни, железный занавес, пожарные краны и т.д. Тем не менее вся человеческая предусмотрительность оказалась бессильной против того необоримого врага, что именуется паникой. Сотни людей, напирая друг на друга, раздавливали падающих и образовывали такие горы мертвых тел, что невозможно было добраться до выходов. Паника была настолько сильной, что ни одно антипожарное приспособление не было пущено в ход теми, кому это было поручено.
В 1886 году Министерство Императорского двора присвоило московскому «водочному королю» Петру Арсеньевичу Смирнову почетное звание «поставщика Высочайшего двора». Месяцем ранее император Александр III возвел Смирнова вместе с женой и детьми в сословие потомственных и почетных граждан. Десять лет спустя, в 1896 году, во время подготовки к торжествам по поводу коронации нового императора Николая II и его супруги императрицы Александры Федоровны правительство закупало только смирновскую водку.
В 1922 году Владимир Ленин установил правило: заседания политбюро должны длиться не более трех часов, а все нерешённые вопросы - переноситься на следующий раз.
Ленин стал быстро уставать, не в силах выдерживать длительных заседаний, он уходил с них. А в его отсутствие принимались серьезные решения по вопросам, даже не внесенным в повестку дня.
Владимир Ильич заболел еще весной; и его ближайшие соратники, зная, что дни вождя сочтены, просто перестали с ним считаться.
В 1938 году народным комиссаром внутренних дел был назначен Лаврентий Павлович Берия. Он сменил на посту Николая Ивановича Ежова, носившего особый титул Генерального комиссара государственной безопасности. Ежова перевели наркомом водного транспорта, а потом тайно расстреляли. Предшественник Ежова Генрих Ягода, кстати, тоже был расстрелян. Да и Берию после смерти Сталина ждала та же участь.
Сменив «кровожадного карлика», как прозвали Ежова, 39-летний Берия тут же предпринял почти поголовную чистку старых кадров НКВД. К марту 1939 года на всех важных постах уже были люди Лаврентия Павловича: в Москве - Меркулов и Кобулов, в Ленинграде - Гоглидзе, в Приморском крае - Гвишиани, в Беларуси – Цанава. Все они пали в 1953 году, после чего их прозвали «бандой Берии».
В 1941 году Гитлер издал директиву № 39 о переходе к обороне под Москвой. Это был провал хваленого блицкрига, на сей раз фактически письменно признанный фюрером.
Настроение Гитлера еще более ухудшилось бы, если бы он знал, какие неприятности доставят немецкой армии новые советские танки Т-34, которые в этот же день начал выпускать эвакуированный Харьковский тракторный завод. 8 декабря с заводского конвейера сошли первые 25 машин.
8 декабря 1802 года в семье, принадлежащей к старинному княжескому роду, родился Александр Иванович Одоевский.
Мятежный поэт-декабрист, он вошел в историю русской культуры своим стихотворным ответом на знаменитое послание Пушкина в Сибирь, строчки из которого знает каждый (обычно не имея понятия об авторе):
Наш скорбный труд не пропадет,
Из искры возгорится пламя…
Эти яркие слова надолго приватизировали большевики, но власть их кончилась, и прекрасный афоризм, стряхнув идеологическую нагрузку, зажил свободно.
Одоевский получил отличное образование: родители устроили ему настоящий университет на дому. Он собирался посвятить себя «служению искусствам и наукам», но по дворянскому обычаю девятнадцати лет поступил в гвардию.
Будучи сторонником отмены крепостного права, 14 декабря 1825 года Александр Иванович вывел на Сенатскую площадь роту солдат. После разгрома восстания он скрылся у родни. Дядя предложил отвезти его помыться в баню, но вместо этого препроводил прямо к властям.
После года, проведенного в одиночной камере Алексеевского равелина, Одоевского приговорили к восьми годам заключения и сослали в Читинский острог. Здесь в каторжной «домашней академии» безо всякой письменной подготовки он читал товарищам по несчастью блестящие курсы истории литературы и русской грамматики. В 1837 году император определил Одоевского рядовым в Кавказский отдельный корпус, и для поэта началась его недолгая чеченская война. Он умер в возрасте Пушкина от малярии во время экспедиции на восточный берег Черного моря в августе 1839 года.
В 1861 году в Париже родился Жорж Мельес. О нем можно сказать «случайный, неудавшийся кинопромышленник», «посредственный режиссер театра-балагана», «торговец игровыми автоматами». И он же - первый маг и волшебник экрана, один из пионеров мирового кинематографа, человек, придумавший его основные приемы: стоп-кадр, ускоренная и замедленная киносъемка, затемнения и наплывы и т.д.
Если бы во времена Жоржа Мельеса было принято писать финальные титры, то его имя стояло бы не только рядом со словами: продюсер, режиссер, сценарист, актер, но и хореограф, художник, механик, создатель спецэффектов, макетов и постановщик трюков.
Сегодня имя Жоржа Мельеса украшает любую книгу по истории кино.
Вероятно, не всем известно, что анимация старше обычного "фотографического" кинематографа. Еще за три года до показа первой ленты братьев Люмьер, 28-го октября 1892 года в маленьком театре парижского музея Гревен состоялась премьера так называемых "светящихся пантомим". Их, в сопровождении музыки и шумовых эффектов, демонстрировал в своем "Оптическом театре" французский инженер, художник и изобретатель Эмиль Рейно. Человек, впервые порадовавший публику так называемыми "мультяшками", родился в Париже 8 декабря 1844 года.
Свой путь к первым сеансам "Оптического театра" Рейно начал еще в 1876 году, когда, соединив барабан зоотропа Горнера с усовершенствованной зеркальной системой фенакистископа Плато, он создал новый, более совершенный прибор, названный праксиноскопом. Еще через четыре года изобретатель нашел способ проецировать на экран движущиеся картинки из своего аппарата.
Но это еще было не кино. Кино началось тогда, когда Рейно пришло в голову заменить считанные закрепленные на барабане изображения сматывающейся прозрачной лентой, которая несла от пятисот до полутора тысяч картинок. Это позволило перейти от демонстрации на экране элементарных движений к постановке небольших сюжетов. Рисунки выполнялись самим Рейно на желатиновых пластинках размером 4 на 5 сантиметров. Особый "волшебный фонарь" проецировал на экран отдельно нарисованную и соответствующую сюжету статичную декорацию. Рейно был так же пионером в области синхронизации звука и изображения, причем музыку для своих "мультиков" он тоже сочинял сам.
За время расцвета своего театра с 1891 по 1896 годы Эмиль Рейно создал семь фильмов-пантомим. Изобретение в 1895 году кинематографа нанесло делу Рейно несовместимую с жизнью коммерческую рану. Поначалу он безуспешно пытался заменить рисунки фотографиями, а затем, в порыве чувств, разломал свой аппарат и выбросил его вместе с лентами в Сену.
Умер Рейно в 1918-м году - в нищете и забвении.
Сегодня отмечает день рождения американский рок-музыкант, клавишник, гитарист, саксофонист и вокалист Грегг Оллман.
Читайте нас: