Король дальней авиации
Российская авиационная группировка, воюющая в небе Сирии, лишь за пару дней своего присутствия в районе боевых действия показала, что с нашей авиацией нельзя не считаться. Фронтовая авиация, поддерживающая наземные войска, обрушила сотни и, наверное, уже тысячи бомб и ракет на противника, заставляя террористов сдавать район за районом.
Уникальной операцию российских ВКС в Сирии делает не только молниеносная переброска с российских военных аэродромов, заметаемых первым снегом, в районы, где средняя температура плюс тридцать градусов, но и участие в ней королей дальней авиации - сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160, один внешний вид которых хорошо узнаваем летчиками боевой авиации во всем мире.
Несмотря на то, что, боевые возможности Ту-160 уже не одну сотню и даже тысячу раз описаны различными мировыми СМИ, а последствия нанесения ракетного удара просчитаны десятками военных экспертов, нынешнее боевое применение Ту-160 по позициям террористов ИГИЛ – первое в истории самолета.
Стоит отметить, что крещение огнем состоялось именно в тот момент, когда развитие авиационного вооружения достигло серьезных результатов. По позициям террористов, определенных и разведанных заранее, Ту-160 нанес удар новейшими крылатыми ракетами Х-101, характеристики которых до сих пор засекречены. Об этих крылатых ракетах, закрепленных на специальный механизм револьверного типа внутри отсека для вооружения, большинство людей узнало из выпусков новостей, в которых крылатые монстры, вырвавшиеся сквозь открытые створки отсека для вооружения «Белого лебедя», с ревом проносятся в сторону позиций боевиков.
Несмотря на то, что «Блэк Джек» наводит ужас на потенциальных противников уже не первый десяток лет, сил и средств для устрашения хватает. Однако Минобороны России решило сыграть на опережение, и теперь Ту-160 один за другим проходят переоснащение и глубокую модернизацию.
«Текущий объем работ, который проводится в Казани – это, конечно, не просто перекраска самолета и техническое обслуживание. По сути, от Ту-160 остается только фюзеляж, да и то не весь. Все остальное монтируется заново. Бортовые системы, электроника, прицельно-навигационные комплексы, главная силовая установка, системы для применения вооружения. Весь список изменений можно перечислять, наверное, неделю, не меньше», – поясняет в интервью «Звезде» выпускник Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева, специалист в области бортового радиоэлектронного и оптического оборудования Сергей Агишев.
Сопровождает процесс модернизации Ту-160 целая серия сложных научно-исследовательских работ, которые в самую пору назвать уникальными. От процесса проверки лопаток реактивного двигателя до переоснащения «стратега» новыми прицельно-навигационными комплексами. Кстати, секреты Ту-160, волновавшие американских специалистов в Пентагоне и Лэнгли, остаются актуальными до сих пор.
Специалисты поясняют, что несмотря на почти 30-летнюю эксплуатацию, Ту-160 всех свои карт не раскрыл до сих пор. Еще одним важным событием в судьбе Ту-160 является и решение применять для боевой работы только крылатые ракеты, вовсе отказавшись при этом от загрузки бомб. Такой «маневр» объясняется просто – чтобы зайти в зону применения авиабомб, самолету необходимо также пересечь зону, которую вполне может контролировать система противовоздушной обороны противника. На такой риск в Минобороны России решили не идти и оснастили Ту-160 специальным вооружением, применять которое можно не покидая границ Российской Федерации.
«Для современной российской крылатой ракеты преодолеть две, а то и три тысячи километров – это не проблема. Недавние стрельбы каспийской флотилии – яркий тому пример. Отстрелявшись «Калибрами», флот показал, что любого противника можно накрыть безо всякого физического присутствия не только на поле боя, но и вообще в районе боевых действий. Тот же принцип работает и для авиации. Оснащение ракетоносцев Ту-160 в этом случае, вообще, даст уникальное преимущество, поскольку крылатые ракеты новых типов, включая те, что уже были применены по целям в Сирии, имеют по разным данным дальность от трех до пяти тысяч километров, а отклонение от цели на таком расстоянии, так называемое КВО (Круговое вероятное отклонение), – всего где-то метра четыре, ну может пять. Сами понимаете, что для ракеты с ядерной боевой частью, к примеру, пять метров никакой погоды не сыграют. Попадание, что называется, в десятку», – поясняет в интервью «Звезде» эксперт в области бортовой электроники и средств защиты, кандидат технических наук Вячеслав Хазиев.
Военные отмечают, что, несмотря на длительные и местами весьма тяжелые, перелеты Ту-160 в район боевой работы тяжелыми являются лишь для экипажа, поскольку сам Ту-160 плевать хотел на то, в каких климатических условиях ему приходится работать. Перелеты из заснеженного аэродрома в Саратовской области через половину мира для Ту-160 и его экипажей – обыденность.
Первый. Массовый. Цифровой
Одним из главных героев новостей на экранах телевизоров по всему миру за эти короткие месяцы стал и Су-34 – фронтовой бомбардировщик поколения 4++, который, так же как и Ту-160, впервые применяется для боевой работы. Су-34 – абсолютно новый самолет, спроектированный и построенный уже в России. В отличие от своих старших собратьев – уже прошедших огонь и воду Су-24 и Су-25 – новый самолет является самым вооруженным и самым технологичным самолетом из всех, что есть в нашей стране.
Обилие навигационных систем, цифровых карт местности, высокоточного вооружения, которое, как говорят военные, можно «в форточку уложить». Однако в отличие от своих «стратегических» собратьев, Су-34 создавался для работы с «повышенным уровнем опасности». Уничтожение укреплений, конвоев, командных пунктов и любых наземных сил противника – вот далеко не полный список того, с чем «боевой утенок» способен поработать.
«Мировая премьера» Су-34 прошла превосходно. Точечное бомбометание и применение авиационных ракет по позициям ИГИЛ военных удовлетворили – все цели, на которые «заходил» Су-34 за время военной операции в Сирии, поражены, и шанса на их восстановление нет.
«Помимо того, что Су-34 способен применять весь спектр авиационного вооружения, что он, собственно, в Сирии и делает, самолет оснащается и современными комплексами бортовой обороны, которые, как показали недавние события, актуальности своей не теряют, и, судя по всему, в ближайшем будущем не потеряют.
Суть радиоэлектронных систем, которые «давят» вражеские ракеты в том, что при выпущенная по Су-34 ракета будет развернута в воздухе или вообще подорвана на безопасном удалении.
В этом смысле Су-34 на несколько порядков современнее любого другого отечественного самолета, потому что внедрение цифровых систем идет на каждом уровне, а проработке любой системы уделяется самое пристальное внимание», – рассказывает в интервью «Звезде» радиофизик, специалист в области радиолокации и оптических систем Виктор Козаченко. Авиационные специалисты отмечают, что «боевое крещение» Су-34 на редкость успешно.
Ущерб, наносимый «сушками» боевикам «Исламского государства», сильно портит последним нервы да и существенно укорачивает жизнь. Однако после трагедии с самолетом Су-24М, предательски сбитым турецким F-16, российский Су-34 вряд ли будет летать в одиночку. Активная работа систем радиоэлектронной борьбы не единственное, чему придется уделять повышенное внимание. Чтобы сохранить жизнь «Утенка» и здоровье экипажа, сопровождать Су-34 будет и новейший истребитель российских ВКС – Су-30СМ.
Именно этот самолет стал настоящей авиационной «рок-звездой». Индийские летчики, летающие на Су-30, не раз публично унижали самолеты зарубежного производства – побитые в учебных боях «Еврофайтеры» и «Рафали» первые из списка трофеев Су-30. «Тридцатая сушка» с литерой СМ – еще и самый вооруженный самолет в российской боевой авиации. Вряд ли найдется еще один самолет, способный принять под крылья такое же количество ракет малой и средней дальности и оснащенный таким же количеством новейшей электроники.
Избежать трагедии
Вопрос сохранения жизни – пожалуй, главный в любой войне. Су-24М российских ВКС, сбитый предательским, подлым выстрелом в спину турецким F-16, обнажил, пожалуй, самый главный вопрос. Где же были все комплексы радиоэлектронной борьбы? Почему не сработала защита и ракета не ушла в сторону? Специалисты, отвечая на каверзный вопрос, отмечают, что в Сирию российская авиация отправилась поддерживать наземную операцию, а не развязывать полномасштабные боевые действия, в том числе и в воздухе.
«В сложившейся ситуации стоит отметить, прежде всего, что действия пилота турецкого F-16 – это результат спланированной акции, которую готовили, и скорее всего, готовили долго. Главком ВКС Бондарев уже об этом говорил, но стоит повторить, что Су-24М вообще не входил в воздушное пространство Турции. От слова – совсем. Это турецкий самолет вторгся в воздушное пространство Сирии и предательски в заднюю полусферу поразил Су-24М», – пояснил в интервью «Звезде» гвардии майор ВВС в отставке Сергей Никитин.
Максимальное удаление от границы у турецкого истребителя, по словам специалистов, составляло два километра, а общее время нахождения в сирийском воздушном пространстве – 40 секунд. Подлость, которую совершил пилот турецкого самолета, по словам специалистов, отныне здорово «аукнется» любой обнаруженной воздушной цели, незаконно пересекающей воздушное пространство Сирии. Предательство от тех, к кому еще вчера относились как к союзникам, по словам военных специалистов, не забудут и «должок» за командира Су-24М, подполковника Олега Пешкова и морпеха Александра Позынича обязательно вернут.
Специалисты отмечают, что противостояние профессиональной армии, обладающей военно-воздушными силами – это совершенно другая война. И в ней, при необходимости, весь спектр средств защиты может быть применен. Однако сейчас турецким властям, внезапно приостановившим полеты собственной авиации после появления в районе российского комплекса ПВО С-400, стало понятно, что даже на случай предательского удара в спину, у России есть методы. И методов этих много.
Фото : Андрей Зинчук
Автор: Дмитрий Юров
Читайте нас: