О том, как спасают экипажи субмарин, кто первым приходит на помощь оказавшейся в трудной ситуации подводной лодке, расскажет Алексей Егоров в очередном выпуске программы «Военная приемка».
Океанский спасатель
Свое имя судно получило в честь советского кораблестроителя бывшего министра судостроительной промышленности СССР Героя Социалистического Труда Игоря Белоусова. Заложенный в конце 2005 года корабль сейчас проходит завершающие испытания, чтобы встать в строй в составе ВМФ России.
«Игорь Белоусов» имеет неограниченный запас мореходности, а возможности по проведению непосредственно спасательных работ корректируются только волнением моря – до пяти баллов. Судно длиной почти в сто метров принимает на борт спасательный глубоководный аппарат с рабочей глубиной погружения до 700 метров, глубоководный водолазный комплекс для глубин до 450 метров, декомпрессионный комплекс для 60 спасенных подводников, водолазный пост на глубины до 60 метров.
В арсенале спасателя также необитаемый телеуправляемый подводный аппарат с рабочей глубиной погружения до 700 метров. Помимо этого, судно оснащено пожарно-спасательным оборудованием, медицинской аппаратурой, имеет возможности для взлета-посадки вертолета.
При полном запасе топлива «Игорь Белоусов» может выходить в море на дальности до 3 500 миль. Он способен принять на борт 120 спасенных моряков (при численности собственного экипажа в 96 человек). По признанию командира спасательного судна «Игорь Белоусов» Александра Неходцева, уникальность корабля – в его сверхманевренности. «Подруливающее устройство в носу, два винта и винторулевые колонки в корме, которые вращаются на 360 градусов, обеспечивают судну возможности передвигаться в любом направлении,– отмечает командир. – Кроме того, двигатели позволяют не бояться морских течений и даже в шторм уверенно держаться в заданной точке».
«Ангел-хранитель» для субмарин
Включенный в перечень оборудования этого корабля спасательный глубоководный аппарат «Бестер-1» проекта 18271, по сути, является подлодкой, предназначенной для спасения других подлодок. Это своего рода подводный «челнок», который должен первым опускаться на глубину к терпящей бедствие субмарине.
В числе особенностей этого аппарата – наличие на нем новейших систем управления, дающих высокую точность позиционирования и навигации на глубине, мощные и в какой-то степени принципиально новые движительно-рулевые комплексы (позволяющие в том числе двигаться вертикально вниз). Здесь же применена обновленная система наведения, а также крепления к аварийной подлодке. Достаточно сказать, что камера пристыковки «Бестера» к аварийному выходу из субмарины позволяет эвакуировать людей, даже если лодка лежит на дне с креном в 45 градусов.
По технологии аппарат буквально «присасывается» к комингс-площадке субмарины. После откачки воды из переходной камеры подводники получают команду на открытие крышки и переход в аппарат. Всего «Бестер-1» способен принять до 25 человек (включая троих из собственного экипажа). Запаса кислорода хватает на десять часов.
В помощь «Бестеру» – телеуправляемый подводный аппарат, проще говоря, подводный робот, которым также комплектуется «Игорь Белоусов». Он оснащен гидравлическими инструментами, способен разрезать тросы, металл и даже корпуса подводных лодок.
Один на один с глубиной...
И все же человеческий фактор в спасательных работах – ключевой. Водолазов для «Игоря Белоусова» готовит Объединенный учебный центр Военно-Морского Флота. Известно, что после ввода корабля в строй в состав его экипажа войдет водолазная группа численностью 24 человека. Подготовка специалистов ведется с учетом наличия на борту «Игоря Белоусова» самого современного поисково-спасательного оборудования.
Опускание водолазов на глубину происходит с помощью специального водолазного комплекса ГВК-450. Это своего рода глубоководный лифт, способный доставлять спасателей на глубину до 450 метров. Для дыхания подается гелиево-кислородная смесь, а гидрокостюмы, которыми оснащаются водолазы, выполнены в двухслойном варианте, с утеплителем.
Но спасти людей – это полдела. Для безопасного подъема с глубины необходима декомпрессия. Для ее проведения «Игорь Белоусов» оснащен набором барокамер, в которых моряки с затонувших субмарин привыкают к давлению. Адаптация занимает порой несколько дней: все это время люди находятся под наблюдением специалистов, прежде всего медиков.
А о том, что судно будет нести службу в составе военного флота, напоминает вооружение, установленное на его борту. Помимо гидроакустической станции обнаружения диверсантов, корабль оснащен подводными гранатометами.
Проверка морем
Как сообщили в Управлении пресс-службы и информации Минобороны России, в октябре текущего года океанское спасательное судно «Игорь Белоусов» успешно завершило заводские ходовые испытания, проходившие в акваториях Атлантики и Балтийского моря. В рамках этих проверок были испытаны все элементы глубоководного водолазного комплекса в соответствии с алгоритмом действий по спасению подводников.
«В рамках межведомственных испытаний бортового поисково-спасательного оборудования успешно проверен глубоководный поисково-спасательный аппарат "Бестер-1", а также телеуправляемые подводные поисково-спасательные аппараты «Пантера Плюс» с совершением погружений на максимальную рабочую глубину, –отметили в пресс-службе военного ведомства. – Были проведены глубоководные погружения и водолазов. В режиме длительного пребывания под водой они провели подводно-технические работы, в ходе которых проверили системы гидравлики, протестировали работу технического инструмента и надежность водолазного снаряжения».
Прямо в море экипаж судна и представители промышленности провели детальную проверку функционирования бортовых технических средств, в том числе многолучевых эхолотов, гидролокаторов бокового обзора, радионавигационного оборудования. Одновременно были проверены грузоподъемные устройства судна. Прием спасательного судна «Игорь Белоусов» в состав ВМФ России, уточнили в пресс-службе Минобороны России, спланирован до конца 2015 года – после окончательного завершения государственных испытаний.
Автор: Дмитрий Сергеев
Фото Минобороны России
Читайте нас: