Лента новостей

21:58
Последний бастион американской разведки пал: на Украине анонсировали закрытие проекта DeepState
21:25
«Телепортация» информации? Квантовые корреляции могут быть решением информационного парадокса черных дыр
21:09
Переговоры Путина и Трампа состоятся, вопрос только в том, где
20:36
Как формируются снежинки, дождь и кольца Сатурна? Одними и теми же уравнениями
20:23
S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl получила последний патч в 2024 году — GSC раскрыла, когда выйдет следующее обновление
20:19
ВСУ ведут обстрелы ДНР, Белгородской и Запорожской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 23 декабря
20:18
Местные власти не справляются с очисткой берега от мазута. Жители курортной Анапы обратились за помощью к Путину
19:36
Беседа со страной и миром: итоги года с Путиным
19:29
WhatsApp c высокой вероятностью заблокируют в России
19:06
Нефть с арктического дна, электричество из вулкана и другие инновации энергетики
18:55
Простое и понятное описание сути кристаллов времени
18:42
«Если Bethesda такое можно, то и мне тоже»: художник выпустил ремастер своей демонстрации The Elder Scrolls V: Skyrim на Unreal Engine 5
18:38
«Биологический фашизм». Украинский профессор выступил за ввод «миротворцев» ради решения демографической проблемы Украины
18:37
Зеленский призвал правоохранителей Словакии взять в разработку Фицо
18:36
Германия передала Украине новую военную помощь с системами ПВО
18:35
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации на 23 декабря
18:34
С 1 января на Украине все процедуры в медучреждениях будут платными без направления врача
18:19
Колонизация Украины через уничтожение местных элит
18:05
Атака беспилотника на ЖК «Лазурные кварталы» в Казани — видео
17:44
ЦИК Белоруссии обнародовала имена 5 кандидатов на выборах президента
17:43
Питерский оборотень в погонах признался в убийстве журналиста, которое произошло 20 лет назад
17:42
Трамп пообещал остановить «трансгендерное безумие»: только два пола — мужчина и женщина
17:41
Дуров: Телеграм впервые стал прибыльным проектом, который принёс $1 млрд
17:35
Лидер Абхазии предупреждает о гуманитарной катастрофе из-за нехватки электроэнергии
17:32
Мишустин: военные в Курской области будут получать выплаты наравне с участниками СВО
17:20
Армия России проламывает оборону
17:03
Почему гражданам США вдруг рекомендовали покинуть Беларусь?
16:49
ЦИК Беларуси обнародовала имена 5 кандидатов на выборах президента
16:29
ЗАПАДНЫЕ СМИ ПРО МОБИЛИЗАЦИЮ МУЖЧИН УКРАИНЫ. ПОНИЗИТ ЛИ ЗЕЛЕНСКИЙ ПРИЗЫВНОЙ ВОЗРАСТ ДЛЯ УКРАИНЦЕВ
16:11
Добра не помнящие
15:59
Украина рассматривает переход на евровалюту по примеру Молдовы
15:58
Лукашенко рассказал о необходимости расширения рынков сбыта для белорусских легковых автомобилей
15:57
Илон Маск намерен присоединить Гренландию к США. Гренландский депутат обвинила Трампа в неуважении
15:52
Урановый фактор в противостоянии России и Запада
15:49
Политолог Караханов предрек выход Турции из НАТО
15:38
Шведский флот вооружится новой противокорабельной ракетой
15:32
Юрий Подоляка в свежей сводке от 23.12.2024: наступление на всех фронтах
15:05
Администрация Байдена призвала граждан США покинуть Белоруссию
15:04
«Замыливание глаз и лапша на уши». Клерк Сороса из команды Зеленского недоволен поездкой Фицо в Москву
15:03
«Обманываете — будете восстанавливать за счёт собственных источников». Гладков объявил борьбу с враньём белгородских чиновников
14:39
Система ShredShox добавит горным лыжам практичную пневматическую подвеску
14:32
Насилие между родителями повлияло на риск проблем с сердцем у выросших детей
14:19
Независимый Курдистан: союзник или противник России?
14:12
Израильтяне пишут, что жена Башара Асада подала на развод и намерена уехать жить в Лондон. Россия и Турция опровергают
14:11
Украинские фашисты обстреляли Донецк из РСЗО «Хаймарс»
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Флот»Сколько стоит бронированный крейсер?

Сколько стоит бронированный крейсер?



На боевом корабля цена всему одна. Смерть.


Новые приключения суперкрейсера "НеуязвимецЪ” в формате рыночных отношений. На повестке дня главный вопрос: "Сколько?”

Для войны нужны деньги, деньги и еще раз деньги. Сколько он будет стоить? В свое время линкоры были дороже авианосцев. Для бронированного корабля нужно огромное кол-во броневой стали, повышенная сложность изготовления, двигатель другого уровня. Во сколько раз это обойдется дороже?

Комментарий от MaxWRX

А причина — это огромный и очень дорогой бегемот, для которого нет соответствующих задач. Монстр размером с авианосец, а вооружен будет как эсминец — потому что весь резерв водоизмещения сожрет броня.

Комментарий от Aspeed

Уважаемые коллеги, если вы считаете, что высокозащищенный корабль в несколько раз дороже обычного небронированного эсминца, то зря вы так считаете. Ряд очевидных свидетельств неотвратимо указывают на то, что различия в стоимости постройки окажутся в пределах 10-15%.

На первый взгляд это кажется невозможным. Тонкая обшивка бортов и высококлассная броневая сталь толщиной в полтора десятка сантиметров. Бытовая логика отказывается верить в то, что процесс изготовления и монтажа броневых плит может быть одинаковым по стоимости и трудозатратам техпроцессу изготовления обычных листов обшивки. Объяснением парадокса является простой факт: корпус современного корабля не стоит НИЧЕГО на фоне его высокотехнологичной "начинки”. 

Это именно тот случай, когда "игра не стоит сожженных свеч”. Корпус эсминца — настолько незначительная строка расходов, что там даже спорить особо не о чем. Даже если делать его целиком из суперсплавов с легирующими добавками в виде вольфрама, затраты на его изготовление всеравно будут меньше стоимости радаров и оружия. 

Давайте убедимся в этом на реальных примерах.

200-метровый десантный "Мистраль”. С вертолетными подъемниками, доковой камерой, отделкой внутренних помещений, флагманским командным постом, БИУС "Зенит-9” (имеющей мало отношения к тем БИУС, что установлены на эсминцах, но все же). Радарами, средствами связи и др. системами военного назначения. Разрекламированными удобствами, госпиталем и тренажерным залом. Финскими дизель-генераторами и поворотными винторулевыми колонками "Азипод”.

Сколько стоит бронированный крейсер?


Сколько стоит бронированный крейсер?


Сколько стоит бронированный крейсер?


Контракт с МО РФ предусматривал уплату 600 млн. евро за каждый из двух УДК. Сколько из этой суммы составили затраты непосредственно на изготовление корпуса огромного корабля? 

Еще более парадоксальный пример:

Сколько стоит бронированный крейсер?


Небезызвестный супертанкер "Сириус Стар” (Daewoo, Ю. Корея, 2008 год). Длина 332 метра. Водоизмещение порожняком ~ 50 тыс. тонн. Дедвейт 318 тыс. тонн. Стоимость постройки морского левиафана составила 150 млн. долл.

150 млн. — необычайно огромная сумма, обусловленная выдающимися габаритами "Сириус Стар”. Обычные коммерческие танкеры обходятся на порядок дешевле.

Серия танкеров смешанного плавания (река-море) проекта 19614 ("Красное Сормово”, Россия, 2002-2011 г.). Длина 141 метр, дедвейт — 5600 тонн. Стоимость единицы — 6 млн. долл.

С точки зрения войны, шесть миллионов — это ничто. Три ракеты "Калибр”. Исчезающе малая сумма по меркам современного ВМФ.

Сколько стоит бронированный крейсер?


Что касается сугубо гражданского танкера, то в эту стоимость, помимо корпуса, включена вся электроарматура, система пожаротушения, 12 изолированных танков с насосами и системой подогрева вязких грузов, средства кораблевождения, оборудование жилых помещений и, конечно же, силовая установка. С целью предотвращения разливов нефтепродуктов, танкер пр. 19614 имеет двойной борт и двойное дно.

Металла на него ушло не меньше, чем при постройке боевого корабля океанской зоны. В этом смысле танкер пр. 19614 является массогабаритным аналогом американского Иджис-эсминца. При этом их стоимость непостижимым образом различается почти на три порядка!

В 2011 году Пентагон заключил контракт на постройку трех ракетных эсминцев, оснащенных системой "Иджис” ("Джон Финн”, "Ральф Джонсон”, "Рафаэль Перальта”). На постройку каждого корабля было выделены суммы от 679 до 783 млн. долл.

Но не торопитесь клеймить американскую военщину за непомерную жадность и растрату средств. Данная сумма (600-700 млн.) указана БЕЗ учета системы "Иджис”. В оригинале: do not include government-furnished equipment such as weapons and sensors which will take the average cost of the FY2011/12 ships to US$1,842.7m per vessel.

Т.е. с полным комплектом установленных радаров, консолей и средств управления огнем, стоимость каждого из эсминцев составит указанные 1,842 млн. долл., а по факту — еще дороже. На борту корабля 90 ракетных пусковых установок. В каждой может находиться ударный "Томагавк” (2 млн. долл.) или зенитная ракета "Стандарт” (4 млн. за штуку). Помимо них, каждый из эсминцев штатно несет два многоцелевых вертолета MH-60 (по 20 млн. долл.), широкий ассортимент авиационных вооружений (весьма недешевых) и беспилотные подводные аппараты.

Сколько стоит бронированный крейсер?


С учетом боекомплекта и дополнительного снаряжения стоимость современного эсминца смело превысит 2 млрд. вечнозеленых долларов.

Великолепные цифры!

Осталось найти ответ на некоторые вопросы.

Эсминец — это и есть линкор ХХI века!

Современный боевой корабль класса "эсминец” представляет плавучую сокровищницу, потеря которой может нанести непоправимый ущерб бюджету.

Янки с их печатным станком могут строить "Берки” сериями по 60 единиц, экономя средства за счет стандартизации и оптовой закупки оборудования.

Флотам остальных стран приходится еще тяжелее: их штучные изделия получаются воистину "золотыми”. Да и самих стран, способных построить корабль за 2 млрд. долл. сейчас можно пересчитать по пальцам.

Эсминцы — боевые корабли океанской зоны с системами ПВО/ПРО и универсальным вооружением сейчас строит Великобритания, Япония, Индия и Китай. По паре штук имеется в составе ВМС Франции и Италии.
И все!

Это удивительно повторяет ситуацию, которая наблюдалась в начале ХХ века. Современный эсминец ("Берк”, "Дэринг” или индийский "Колката”) является аналогом дорогущего "дредноута”, который хотели все, но реально могли позволить лишь единицы.

Сколько стоит бронированный крейсер?


Россия имеет шестой по величине флот в мире (а по ряду показателей — мы на третьем месте). Но строительство отечественного эсминца откладывается на неопределенный срок. Верфь "Красное Сормово” может за 6 миллионов намолотить корпуса любой формы. Другой вопрос — что ставить внутри? Где отечественные аналоги AMDR и "стандарт-6” ? Там, где даже при выборе типа ГЭУ возникают вселенские споры. Впрочем, речь не о том.

Мы вплотную подходим к животрепещущему вопросу:

Почему так дорого?

Потому что ОЧЕНЬ сложно. Радар, способный различать цели на околоземной орбите. Ракета, способная перехватить другую ракету (все равно, что попасть пулей в пулю!) или уничтожить вражеский спутник. Гидролокатор из тысяч гидрофонов, способный "нащупывать” подлодки, выпущенные торпеды и даже просто находить мины в толще воды, за многие мили от корабля. На современном эсминце довольно много систем, возможности которых могут быть объяснены лишь использованием тёмной магии.

Вот и получается, что корпус (силовой набор, обшивка, запорная арматура, внутренние переборки), вкупе с силовой установкой из четырех мощнейших газовых турбин (100 тыс. л.с.), топливной арматурой, гребными винтами, электросистемой с её источниками питания (тремя газотурбинными генераторами "Аллисон"), компрессорами, силовыми приводами, лифтами и транспортерами, отделкой и оборудованием жилых помещений на 300 человек составляет лишь треть от стоимости современного эсминца. 

Сколько же приходится непосредственно на корпус корабля (стоимость закупки тысяч тонн металла, изготовление и монтаж металлоконструкций)? Если брать в расчет вышеприведенные примеры с супертанкерами — то не более 100 млн. долл.

Только такой ответ. Современная небронированная "жестянка” по конструкции корпуса принципиально ни чем не отличается от гражданского судна.

Повышенная стойкость к гидродинамическим ударам (дополнительные шпангоуты силового набора), пять броневых переборок толщиной в один дюйм ("Берк”, начиная с подсерии №2) и противоатомная защита (максимально герметичный корпус с минимумом отверстий) — все это мелочи, не способные как-либо повлиять на ситуацию.

Да что спорить, если изначально была трехкратная разница: 700 млн. (корпус, ГЭУ и весь внутренний "фарш”) — против 1,8 млрд. за полностью готовый корабль (без боекомплекта).

Даже если десятки миллионов осели у кого-то в кармане (война — самый выгодный бизнес), это никак не меняет суть. Корпус не стоит ничего на фоне других статей расходов. Смело добавляйте еще тысячи тонн металлоконструкций и броневых плит — это никак не отразится на стоимости современного боевого корабля.

Для стоимости гораздо большее значение имеет то, какой тип ракет установлен в ячейках УВП.

Игра по "шансам банка”

Тот, кто играет в покер, знаком с ситуацией. Нужно доставить в банк сумму, несоизмеримую с той, что уже стоит "на кону”. И пусть ваши шансы невелики, но ценой минимальных затрат вы можете урвать огромный куш.

В случае с высокозащищенным кораблем речь уже не идет о призрачной удаче. Это реальная польза: 150 мм крупповской брони защитят от всех существующих противокорабельных средств, м. б., за исключением самых экзотических боеприпасов (исчезающий "Гранит” и т.п.). Гарантией является опыт морских сражений. Там, где не справлялись твердотелые болванки на двух скоростях звука, дозвуковым пластиковым "Гарпунам” ловить нечего.

Даже при встрече с экзотическим трехмаховым "Ониксом”/"Калибром”, наличие броневых плит предотвратит тяжкие повреждение корабля обломками сбитой ракеты (реальный прецедент — пожар на фрегате "Энтрим”, после попадания в надстройку обломков сбитой мишени, 1983 г.).

Понимая (и правильно понимая), что обычные схемы атаки не сработают, участники дискуссии предлагали оригинальные способы "расправы”. Например, подорвать над кораблем кассетный боеприпас, который одним разом изувечит все средства обнаружения, палубу и надстройку "Неуязвимца”.

Прекрасно, никто не обратил внимания, что для доставки боеприпаса в указанную точку (на высоте пары десятков метров НАД кораблем) потребуется выполнение некоторых маневров. Что здорово повысит уязвимость боеприпаса (по сравнению с низколетящей ПКР) и подарит лишние секунды расчетам ПВО. Ведь создатели "Неуязвимца” не собираются отказываться от "Кортиков”, "Голкиперов” и др. активных средств обороны. 

Увеличивайте массу боевых частей ракет, выполняйте их по тандемной схеме, извращайтесь как хотите. Итого будет один — рост массогабаритов ПКР, сопряженный с сокращением числа их возможных носителей. Что вновь окажется на руку системе ПВО корабля.

Вместо эпилога

Косвенным подтверждением всех указанных тезисов является ситуация первой половины XX века, когда развитые державы массово строили "монстров”, не встречая затруднений с обработкой толстенных броневых плит. Чего стоят 330-мм "стены" супердредноутов "Куин Элизабет” (1915 г.)! Без автоматических установок плазменной резки, 3D-принтеров и станков с ЧПУ.

Вот ведь кудесники были кораблестроители в прошлом столетии. Наверно, их секреты навсегда утеряны, как и рецепт гномьей стали.

Комментарий от kalach

В ходе Второй мировой американцы построили 12 ЛКР и ЛК, не считая 20 тяжелых крейсеров семейства "Балтимор и Ко”, а также 27 "легких” КР типа "Кливленд”. Толщина броневых плит последних достигала 127 мм, в то время как, бронезащита "Де Мойнов” (самых совершенных ТКР) состояла из 150 мм поясов и 90 мм палубы.

Сколько стоит бронированный крейсер?


Почти 60 суперкораблей. Современные небронированные эсминцы, со своей массовостью, отдыхают.

При строительстве "Неуязвимца” можно использовать лучшие материалы и технологии обеих эпох. Броневая сталь марки "Крупп” с цементированным внешним слоем, керамика, кевлар, уникальная "перфорированная броня” (которую надо рассматривать не как набор отверстий, а как систему из острых твердых граней, разрывающих боеприпас и рассеивающих его энергию). И т.д. И т.п. 

Толщина броневых плит: против современных боеприпасов достаточно шести дюймов (разумеется, схема бронирования дифференциальная). Особое внимание уделить системе изолированных отсеков и внутренних противоосколочных переборок: пробитие первого слоя еще не значит, что корабль выведен из строя.

И, конечно же, облик и компоновка "Неуязвимца” не будут похожи ни на один из существующих кораблей или крейсеров прошлого.

Сколько стоит бронированный крейсер?


Какова масса брони? По самым грубым оценкам (15% стандартного водоизмещения, как на наиболее тяжелых ТКР периода Второй мировой) ~ 2 тыс. тонн для корабля, аналогичному по возможностям и составу вооружения эсминцу типа "Арли Берк”.

Чем обеспечить плавучесть этого "утюга”? Очевидно, дополнительными объемами корпуса. Какие-либо международные ограничения по тоннажу в наше время отсутствуют. А стоимость самих металлоконструкций исчезающе мала на фоне др. статей расходов (о чем и велась речь в основной части статьи). ГЭУ останется без изменений — скоростные качества корабля слабо коррелируют с ростом водоизмещения, инсинуации в 3 узла не имеют значения. 

Впрочем, все это частности.

Главная мысль — установка бронирования стоит гроши (на фоне тех же боеприпасов), при этом обеспечивает кораблю уникальные возможности. Невиданную для современных "Иджисов” боевую устойчивость, живучесть и невосприимчивость к обычным средствам воздушного нападения.
Автор Олег Капцов


Опубликовано: legioner     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх