Эта сверхмалая подводная лодка официально именовалась «погружающимся одноместным штурмовым средством». Лодки типа «Biber» предназначались для действий в проливе Ла-Манш возле французского и голландского побережья.
Конструктор, обер-лейтенант Генрих Бартельс начал работу над проектом в первых числах февраля 1944 года по заказу верфи «Entwurf Flenderwerke» в Любеке. Приступая к проектированию, он использовал в качестве примера британскую сверхмалую лодку типа «Welman». Две такие лодки попали в руки немцев в сентябре 1943 года, после неудачной атаки порта Берген. В январе 1944 года их доставили в Германию. Уже к 23 февраля Бартельс подготовил всю рабочую документацию, а к 15 марта был построен первый опытный образец «Бобра», получивший обозначение «Adam». 29 марта его продемонстрировали гросс-адмиралу Карлу Деницу.
Стремление обеспечить возможность транспортировки лодок на грузовых автомобилях и спуска их на воду с необорудованного берега привело к тому, что водоизмещение подводной лодки «Biber» ограничили 7 тоннами, а экипаж — одним человеком.
Корпус, изготовленный из корабельной стали, имел обтекаемую форму. Примерно в середине его находилась миниатюрная рубка высотой 52 см с четырьмя иллюминаторами и входным люком. Из рубки выдвигались перископ длиной 150 см и «шноркель» (РДП) такой же длины. За рубкой располагалась выхлопная труба двигателя.
Водонепроницаемые переборки делили корпус на пять отсеков. В первом размещалась балластная цистерна. Во втором отсеке сидел водитель. Его голова почти упиралась во входной люк. Перед ним находились навигационные приборы, штурвал, рычаги управления, перископ и устройство для его подъема; по бокам и сзади — баллоны со сжатым воздухом для продувания цистерн, кислородный баллон с дыхательным аппаратом, аккумуляторная батарея, бензобаки, бензопроводы к двигателю.
Ввиду отсутствия дизеля столь малых размеров, в третьем отсеке установили 6-цилиндровый бензиновый мотор фирмы «Opel» мощностью 32 л. с., с рабочим объемом цилиндров 2,5 литра. Бензиновые испарения, несмотря на изоляцию, проникали в отсек управления, что зачастую приводило к пожарам, взрывам или к отравлению водителей.
В четвертом отсеке находился электромотор, в пятом — кормовая балластная цистерна.
При плавании под водой водитель мог свободно дышать в течение 45 минут. После этого воздух в отсеке перенасыщался углекислотой и следовало использовать дыхательный аппарат. Трех патронов с оксилитом (поглотителем углекислоты) хватало на 20 часов пребывания под водой.
Управлять подводной лодкой «Biber» было довольно сложно. Водителю приходилось почти одновременно выполнять много разнообразных действий.
Например, при погружении ему требовалось выполнить следующие манипуляции: выключить бензиновый мотор; за герметизировать выхлопной патрубок; включить электромотор; заполнить водой балластные цистерны; установить в нужное положение руль для погружения на требуемую глубину; перекрыть воздухозаборник двигателя. Понятно, что при этом водители быстро уставали, что отрицательно сказывалось на их готовности к боевым действиям.
С мая по ноябрь 1944 года на верфи «Deschimag A.G. Weser» в Бремене были построены 324 подводной лодки типа «Biber», из которых сформировали три флотилии.
Боевое применение подводных лодок типа «Biber», оказалось крайне неудачным. Помимо плохих боевых качеств, субмарины страдали от проблем с вентиляцией. Работающий бензиновый двигатель (изолировать который от кабины пилота полностью не удалось по техническим причинам) отравлял воздух внутри субмарины, и экипаж рисковал просто задохнуться на посту. Хотя пилоты субмарин оснащались кислородными приборами, решить проблему так и не удалось, и после ряда инцидентов, командование Кригсмарине ограничило максимальное время пребывания лодки под водой 45 минутами.
Первая попытка применить лодки 30 августа 1944 года завершилась впечатляющим фиаско. Лишь 14 из 22 назначенных на это задание субмарин вообще сумели выйти в море, и из этих 14 только две сумели вообще добраться до расчетной позиции — и без какого-либо эффекта.
Последующие операции были еще более удручающими. 22-23 декабря 18 субмарин вышли из Роттердама — лишь одна вернулась на базу. 24-25 декабря 14 субмарин вышли в море, и ни одна не вернулась. 27 декабря, когда еще 14 лодок готовились к походу, с детонировавшая на одной из них торпеда уничтожила 11 субмарин (три уцелевших были отправлены на задание и, разумеется, не вернулись).
Операции с применением подводных лодок типа «Biber», продолжались до апреля 1945 года. Единственным успехом за все время эксплуатации было потопление транспортного корабля Alan A. Dale 23 декабря 1944 года. Потери же сверхмалых подводных лодок типа «Biber» за период с августа 1944 по апрель 1945 составили в общей сложности 113 субмарин, подавляющее большинство которых погибло из-за аварий или отравления экипажей угарным газом. Удручающая статистика применения ясно демонстрировала несовершенство конструкции подлодки.
Основные характеристики сверхмалой подводной лодки типа «Biber»
Скорость, уз.: надводная - 6,5; подводная - 5,3;
Предельная глубина погружения, м: 20;
Автономность плавания, миль: надводная - 130 при скорости 6 узлов; подводная - 8,6 при скорости 5 узлов;
Экипаж, чел.: 1;
Водоизмещение надводное, т: 6,5;
Длина наибольшая (по КВЛ), м: 9,04;
Ширина корпуса, м: 1,57;
Средняя осадка (по КВЛ), м: 1,37;
Силовая установка: дизель 1 х 32 л. с. / электромотор 1 х 13 л. с.;
Вооружение: 2 х 533 мм торпеды
Читайте нас: