В августе 1964 года на новый аэродром Нойбай перелетел сформированный в Китае 921-й иап — первая боевая часть ВВС Демократической Республики Вьетнам. Полк насчитывал 36 самолётов, полученных из СССР: 32 бесфорсажных МиГ-17А выпуска 1952–1954 гг. и четыре учебно-тренировочных МиГ-15УТИ. Лётчиков тоже было 36, включая звено управления полка. 2 марта 1965 американцы начали операцию «Раскаты Грома» (Rolling Thunder) — «кампанию ударов по ограниченным целям на территории ДРВ», а через месяц северовьетнамские «МиГи» вступили в бой. Попробуем разобраться с их первыми успехами и неудачами.
Охота за крестоносцами
3 апреля 1965 года целями американской авиации стали мосты в районе города Тханьхоа, административного центра одноименной провинции. ВВС США достался построенный в 1964 году с помощью китайских специалистов крупный авто- и железнодорожный мост через реку Ма под названием Хамжонг (Hàm Rồng — «Пасть дракона»), а палубные самолёты с авианосцев «Хэнкок» (USS Hancock) и «Корал Си» (USS Coral Sea) атаковали автомобильные мосты Тао и Долен.
Утром группа из 34 палубных самолётов нанесла удар по мосту через реку Тао, по которому проходило шоссе №1. Согласно разработанному плану, в 09:47 в воздух поднялась отвлекающая пара МиГ-17, которые пилотировали лётчики Чан Хань (Trần Hanh) и Фам Зяй (Phạm Giấy). Они направились в район города Ниньбинь, а минуту спустя взлетело ударное звено Фам Нгок Лан (Phạm Ngọc Lan) — Фан Ван Тук (Phan Văn Túc) и Хо Ван Куи (Hồ Văn Quỳ) — Чан Минь Фыонг (Trần Minh Phương). Район Тханьхоа был затянут облачностью в 5–6 баллов с нижней кромкой 700 метров, но в 10:09 Фыонг заметил шестёрку F-8 «Крусейдер», идущих в противоположном направлении. «МиГи» набрали высоту, сбросили подвесные топливные баки (ПТБ) и спикировали на американцев. Сблизившись с самолётами противника, в 10:14 Фам Нгок Лан с дистанции 400 метров выпустил несколько коротких очередей по одному из них — «Крусейдер» взорвался и упал, а остальные пилоты вьетнамского звена подтвердили историческую победу своего командира.
В действительности четвёрка F-8Е из эскадрильи VF-211 с авианосца «Хэнкок» атаковала 127-мм неуправляемыми ракетами (НАР) «Зуни» позиции зенитчиков, расположенные по обеим сторонам моста. Видимость в районе цели составляла всего 1–2 мили, и в дымке американское звено не смогло собраться. Ведомый второй пары увидел три пикирующих самолёта, но принял их за «Скайхоки». Один из вьетнамских самолётов отделился от продолжавшей пикировать пары, пошёл за «Крусейдером» ведущего звена лейтенант-коммандера Спенса Томаса (Spence J. Thomas), летевшего на высоте 8000 футов (2500 метров), и открыл огонь.
Томас увидел трассы, прошедшие мимо его левой плоскости крыла, и, почувствовав попадания, отвернул вправо и ушёл из-под обстрела. Ведомый второй американской пары повернул на стреляющий «МиГ», переключил выбор оружия на ракеты AIM-9D и услышал сигнал, означавший, что инфракрасная головка захватила цель, но не решился на пуск, так как в воздухе было много американских самолётов. Томас решил, что подбит зенитками, так как предупреждений о «МиГах» не было — звено «Фантомов» прикрытия находилось на высоте 25 000 футов (7500 метров) и вьетнамских истребителей не видело. Опасаясь, что давления в повреждённой гидросистеме не хватит для приведения крыла в посадочную конфигурацию, Томас направился к аэродрому Дананг в Южном Вьетнаме.
В 10:15 Фан Ван Тук сообщил Фам Нгок Лану, что заметил противника справа, и получил разрешение атаковать. Тук спикировал на полной мощности двигателя и выпустил трёхсекундную очередь — согласно докладу вьетнамского лётчика, F-8 получил попадания и разбился. Под обстрел снова попал Спенс Томас: сразу после пересечения береговой линии он увидел трассы слева, но в этот раз обошлось без попаданий. Американец отвернул и обнаружил «МиГ» в 2000 футах (600 метров) позади и слева себя на позиции 7 часов. Томас включил форсаж (пламя форсажной камеры, возможно, и было принято за результат попаданий), разогнался до скорости M=1,0 и ушёл в Дананг, сопровождаемый присоединившимся ведомым второй пары.
В то же самое время Хо Ван Куи и Чан Минь Фыонг атаковали другую пару F-8. Куи выпустил две длинные очереди, но не попал из-за слишком большой дистанции, и «Крусейдеры» ушли в море.
Фам Нгок Лан после своей атаки F-8 Томаса влетел в облако, а когда вышел, обнаружил А-4 и стал его преследовать. Звено A-4C c «Хэнкока» после сброса бомб уходило от цели, разделившись на пары, когда В 10 милях от моста Тханьхоа № 2 звена обнаружил в 2 милях (3,7 км) позади одиночный МиГ-17, истребитель сближался и пытался зайти в хвост ведущему. № 2 крикнул: «МиГ на 6 [часах], отворачивай влево!», и пара «Скайхоков» стала выполнять разворот со снижением. Фам Нгок Лан выпустил короткую очередь, не попавшую в цель, № 2 видел трассу, прошедшую около его правого крыла. Достигнув моря, Лан бросил преследование. Летчик А-4С № 3 этого же звена обнаружил впереди МиГ-17, идущий за первой парой, и в этот момент МиГ окутался дымом выстрелов. Имея неиспользованный боекомплект к 20-мм пушкам, № 3 попытался атаковать, но МиГ, до которого было 2 мили, ушел с набором высоты.
В 10:17 вьетнамские летчики получили приказ на выход из боя и повернули домой. Тройка МиГ-17 села в Нойбай без своего ведущего – отделившийся от звена Фам Нгок Лан не смог определить свое местоположение из-за поломки компаса. Выработав почти все топливо, он получил приказ катапультироваться, но обнаружил длинный песчаный пляж реки Дуонг и выполнил там посадку «на живот», при этом Лан ударился головой и потерял сознание. Очнувшись, он увидел, что окружен ополчением, поначалу принявшим его за американца. Они доставили Лана в больницу, откуда его забрал вертолет. МиГ-17А борт номер 2310 также был вывезен с места посадки. Самолет отремонтировали, но далее использовали только для тренировочных вылетов.
По итогам боя вьетнамским летчикам было засчитано 2 сбитых «F-8U», а 3 апреля стало Днем ВВС Вьетнама.
Спенс Томас выполнил аварийную посадку в Дананг, где самолет был осмотрен: несколько снарядов 23- и 37-мм попали в крыло и хвостовую часть, осколки пробили остекленение фонаря кабины. Несмотря на тяжелые повреждения, F-8Е № 150845 был восстановлен, позже модернизирован в вариант F-8J, и в 1990 году отправлен на хранение, а затем продан Франции как источник запчастей.
Сразу после полудня палубная авиация выполнила второй вылет против мостов, при этом огнем зенитных пулеметов был сбит A-4C № 148557 216-й штурмовой эскадрильи (VA-216) с «Хэнкока». Лейтенант-коммандер Рэймонд Воден (Raymond A. Vohden) катапультировался, получив двойной перелом ноги и повреждения позвоночника. Тяжелое ранение Воден залечивал в плену и остался недоволен качеством оказанной медицинской помощи и квалификацией местных врачей – из-за начавшего заражения ему удалили часть берцовой кости, в результате правая нога стала короче. Пока он был в тюрьме, его жена подала на развод, о чем Воден узнал из вырезки из газеты Stars and Stripes, которую охранники «Ханой Хилтона» прикрепили на доску объявлений.
Для удара по гораздо более крупному и лучше защищенному Хамжонгу ВВС выделили 16 F-105D, каждый из которых нес две управляемые ракеты воздух-земля AGM-12A Bullpup, и 15 F-105D с нагрузкой из 8 750-фунтовых (340 кг) бомб М117. Еще 15 F-105D и 7 F-100D обеспечивали подавление ЗА, а 4 F-100D – прикрытие от МиГов. Ведущим группы был полковник-ас Джеймс Риснер (James R. Risner), имевший 110 боевых вылетов в Корее и 8 сбитых МиГ-15, а также историю, как он носом своего F-86 толкал «Сейбр» ведомого с остановившимся двигателем до моря, где пилот катапультировался, но утонул.
В 14:00 американские самолеты достигли цели. «Супер Сейбры» атаковали позиции зенитчиков, и во втором заходе был сбит, предположительно 57-мм ЗА, F-100D № 55-3625613-й тактической истребительной эскадрильи (TFS), 1-й лейтенант Джорж Смит (George C. Smith) погиб.
F-105 выпустили 32 AGM-12A по мосту, при этом каждый ракетоносец выполнил по 2 захода, так как одновременно можно было пускать только один «Буллпап» — летчику было нужно отслеживать полет ракеты по трассеру и, управляя джойстиком, совмещать цель и метку. Несколько ракет попали в цель, но 113-кг боевая часть и взрыватель мгновенного действия не подходили для использования против крепкой конструкции моста. Огнем с земли было повреждено несколько «Тандерчифов», в том числе самолет Риснера, который, несмотря на утечку топлива и заполненную дымом кабину, смог сесть в Дананге. Затем атаковали F-105 с бомбами, но из 120 сброшеных М117 в мост попало только несколько бомб замыкающего звена, пилоты которого учли поправку на сильный боковой ветер.
После завершения рейдана мост Хамжонг пара разведчиков «Вуду» 45-й TRS сфотографировала результаты удара, но домой вернулся только один из них. Над следующим объектом своей миссии – позицией РЛС на побережье около г. Винь, огнем 37-мм ЗА был сбит RF-101С № 56-0075, капитан Хершел Морган (Herschel S. Morgan) также следующие 7 лет провел в плену.
Расшифровка фотографий моста Хамжонг показали лишь незначительные повреждения от налета, поэтому было решено организовать повторный удар. На следующий день, 4 апреля, Риснер лидировал группу из 48 F-105 и 8 F-100, в этот раз все «Тандерчифы» несли 750-фунтовые бомбы (более мощные боеприпасы на авиабазы в Таиланде еще не завезли).
В 10:20 с Нойбай взлетело отвлекающее звено МиГ-17: Ле Чонг Лонг (Lê Trọng Long), Фан Ван Тук (Phan Văn Túc), Хо Ван Куи (Hồ Văn Quỳ), Чан Минь Фыонг (Trần Minh Phương) и отправилось патрулировать на высоте 8000 м в район г. Фули, провинция Ханам. В 10:22 взлетело ударное звено: Чан Хань (Trần Hanh) – Фам Зяй (Phạm Giấy), Ле Минь Хуан (Lê Minh Huân) – Чан Нгуен Нам (Trần Nguyên Năm) и на малой высоте вышло в район Тханьхоа. Погода была облачной, над землей висел туман. Тем не менее, в 10:30 была визуально обнаружена четверка американских самолетов на расстоянии 13 км.
К этому времени большинство F-105 уже отбомбилось, потеряв от огня с земли ведущий «Тандерчиф» звена Steel – после сброса бомб F-105D № 62-4217 44-й TFS получил попадание снаряда, предположительно 37-мм, в заднюю часть фюзеляжа. От удараотлетел левый ПТБ, самолет загорелся и начал разваливаться на части. КапитанКарлайл Харрис (Carlyle S. Harris)катапультировался на высоте несколько сотен футов и сразу попал в плен.
МиГи сбросили баки и атаковали обнаруженную четверку F-105. Чан Хань с дистанции 400 м открыл огонь из трех пушек, «Тандерчиф» загорелся и рухнул в море. В завязавшейся схватке МиГи разделились на пары: Чан Хань и Фам Зяй остались южнее моста, а Ле Минь Хуан и Чан Нгуен Нам повернули к северу от Хамжонга, и Хуан сбил другой F-105.
Замыкающее звено Zink из состава 354-й TFS шло на высоте 15 тысяч футов и скорости 325 узлов в 10 милях южнее моста, когда летчики второй пары, майор Вернон Кулла (Vernon M. Kulla, позывной Zink 3) и капитан Ричард Пирсон (Richard P. Pearson, Zink 4), увидели, как в 5000 футах (1,5 км) позади из дымки появилась четверка самолетов и, снижаясь, на большой скорости проскочила перед Куллой и Пирсоном. Опознав их как МиГ-15 или МиГ-17, оба летчика выдали в эфир схожие предупреждения: «Цинк лидер, отворачивай – позади тебя МиГ! Мы атакованы!», но первая пара, видимо, не услышала предупреждение среди переговоров пилотов семи десятков самолетов, находящихся в воздухе.
Ведущий МиГ с дистанции 1500 футов (450 м) обстрелял самолет майора Франка Беннета (Frank E. Bennett, Zink 1). Кулл наблюдал несколько попаданий по фюзеляжу и отлетавшие от задней секции куски металла. Почти одновременно МиГ № 2 открыл огонь по «Тандерчифу» капитана Джеймса Магнуссона (James A. Magnusson, Zink 2), прекратив стрельбу на дистанции 700 — 800 футов (200 — 250 м). F-105 загорелся и на высоте 500 футов (150 м) направился к морю. Вторая пара МиГов собиралась атаковать Zink 3 и Zink 4, но оба F-105 развернулись для контратаки. МиГи проскочили позади выше и исчезли в дымке.
Достигнув залива, Магнуссон сообщил, что собирается катапультироваться. Пирсон видел, как F-105D № 59-1764упал в воду недалеко от берега, парашюта не было.
Кулл начал поиски Беннетта и снова был атакован парой МиГ-17, но ушел за счет скорости. Наконец в тумане Цинк 3 нашел лидера, и пара набрала высоту 21 тысяча футов. Там Кулл осмотрел повреждения самолета Беннетта: огромная дыра зияла в задней части фюзеляжа, еще одна диаметром больше фута — в левом закрылке, повреждена верхняя секция воздушного тормоза, крышка контейнера тормозного парашюта была открыта. Пирсон также присоединился к ним, и тройка направилась в Дананг. До аэродрома оставалось 10 — 12 миль, когда давление масло упало до нуля, и двигатель F-105D № 59-1754 остановился. Беннетт катапультировался, при этом его шлем сорвало с головы, парашюта Кулл и Пирсон не видели. Тело Беннетта было поднято из воды – его парашют раскрылся, но слишком поздно.
Четверка F-100D 416-й TFS обеспечивала заслон от МиГов, когда № 2 звена капитан Кит Коннолли (Keith B. Connolly) обнаружил пару МиГ-17 в 3 милях (5,5 км) слева и пару F-105 в 5 милях (9 км) впереди себя — по всей видимости, цель вьетнамских истребителей. Коннолли сообщил о МиГах ведущему звена, подполковнику Эммету Хейсу (Emmett L. Hayes). № 1 видел звено F-8, и решив, что речь идет о них, кратко (стараясь свести радиообмен к минимуму) ответил: «Нет, свой самолет». № 2 повторил, что в направлении 11 часов МиГи-17, и Хейс с Коннолли на форсаже пошли за ними. Когда они подошли ближе, ведущий МиГ уже открыл огонь по ведущему «Таду», Коннолли видел отлетающие обломки. Ведомый МиГ держался близко к ведущему, но огня не открывал. Хейс увидел ракету, которая прошла между ним и находящимся в 3 км впереди МиГом, и решил, что выстрелил кто-то из «Крусейдеров», но это № 4 его звена, проверяя готовность вооружения, случайно выпустил одну АIM-9B. Хейс услышал сигнал захвата цели ГСН своей ракеты, но медлил, опасаясь, что в поле ее обзора попал F-105. Сблизившись на расстояние 3000 футов (900 м), Хейс наконец нажал кнопку пуска — АIM-9B прошла в 10 футах над правым крылом МиГа без подрыва, вероятно из-за отказа взрывателя. В это время F-105 включил форсаж, и Хейс не стал пускать вторую ракету. Оба МиГа пошли в набор высоты, а F-105 – в нисходящую спираль, и все трое пропали из его поля зрения.
Коннолли пошел на вертикаль за вторым МиГом, но проскочил его. Стараясь зайти в хвост американцу, МиГ сделал мертвую петлю и пошел на вторую, а Коннолли выполнил разворот на горке. Оказавшись на встречном курсе, он выпустил по перевернутому МиГу неточную очередь из 280 снарядов с дистанции 1500 – 800 футов (450 – 250 м) и проскочил над ним «животом к животу», ощутив тряску от попадания в турбулентный поток. МиГ ушел вниз и скрылся в облаках.
Хейс велел звену собраться и быть готовым к новым атакам МиГов. Оба летчика первой пары наконец сбросили ПТБ. № 3 звена ошибочно нажал кнопку аварийного сброса всех подвесок и вместе с баками избавился от обоих «Сайдуиндеров».
Летчики звена Robin(четыре F-100D 416-й TFS) услышали в эфире сообщения звена Zinc о МиГах, и следом в 3 милях впереди из дымки выскочила пара МиГ-17, идущая с большой скоростью. Заложив крутой вираж, МиГи попытались зайти в хвост американцам, разделившись по одному МиГ-17 против каждой пары «Супер Сейбров». Самолеты звена Robinнесли по два19-зарядных блока 70-мм НАР, не считая 4-х встроенных 20-мм пушек, но и без «Сайдуиндеров» устаревшие F-100 превосходили вьетнамских оппонентов, по своим характеристикам приблизительно соответствуя МиГ-19. Robin 1 капитан Уэйн Ланфир (Wayne Lanphear) и Robin 2 капитан Дональд Килгус (Donald L. Kilgus) резко отвернули и сбросили ПТБ, блоки НАР и свободные пилоны, у обоих летчиков второй пары аварийный сброс не сработал.
Один МиГ-17 отстрелялся по Robin 3, капитану Рональду Грину (Ronald R. Green), атаковав на пересекающемся курсе под углом 90 градусов. Когда в нескольких футах от его крыла пролетели снаряды, Грин ввел «Супер Сейбр» в штопор, чтобы оторваться от МиГа. Из-за перегрузки ПТБ все-таки отделились, но один из них ударил по блоку НАР и заодно загнул вверх переднюю кромку правого полукрыла. Летчик вывел самолет из штопора, по его ощущениям, в 50 футах над волнами Тонкинского залива. МиГ потянул наверх и оказался позади Robin 4, но F-100 ушел на форсаже.
Второй МиГ смог занять хорошую позицию позади Килгуса, который, предупрежденный ведущим, на форсаже рванул наверх, а МиГ проскочил мимо и оказался на хвосте Ланфира. Килгус выпустил короткую очередь с запредельной дистанции, и МиГ ушел пикированием. Преследуя его, Robin 2 выпустил вторую очередь, снова мимо. На высоте 10 000 футов (3000 м) Килгус в третий раз открыл огонь и прекратил стрельбу на высоте 7000 футов (2100 м), увидев вспышку от попадания на правом горизонтальном стабилизаторе МиГа. Килгус начал выход из пикирования, ему показалось, что МиГ тоже начал выходить в горизонтальный полет курсом на запад, но он потерял его из вида. «Ганкамера» Килгуса снимков не сделала из-за дефекта пленки (порвалась перфорация под зубчатое колесико), но ему засчитали вероятно сбитый МиГ-17.
Других побед, кроме одной предположительной, американцы не заявляли, однако ни один из МиГов ударного звена не приземлился на Нойбай. С места вынужденной посадки в провинции Нгеан в госпиталь Ханоя был доставлен Чань Хань с травмой головы и трех позвонков. Он сообщил, что «Тандерчифы» развернулись для атаки, и подошли истребители. Чан Ханю удалось увернуться от двух выпущенных ракет; израсходовав все топливо, он совершил вынужденную посадку, при этом ударившись головой о прицел. Разбитый МиГ-17А б/н 2316 восстановлению не подлежал, но после недельной разборки был вывезен на грузовике. Фам Зяй, Ле Минь Хуан и Чан Нгуен Нам официально считаются погибшими в воздушном бою (МиГ-17А б/н 2416, 2412, 2410 соответственно).
Таким образом, звено F-105 было атаковано четверкой МиГ-17, затем Хань и Зяй вступили в бой со звеном Хейса, а Хуан и Нам — со звеном Ланфира. Два потерянных F-105 соответствуют двум вьетнамским заявкам, при этом упавшего недалеко от берега Магнуссона сбил Чан Хань, а Ле Минь Хуану остается сбитый Беннетт. Правда из описания Кулла и Пирсона следует, что оба F-105 были фатально повреждены в первой же атаке МиГами одной пары, а по вьетнамским данным победа Хуана состоялась позже, после разделения звена МиГов. Горячке скоротечного боя свойственны нестыковки. Но не исключен вариант, что Фам Зяй не успел сообщить по радио о результатах своей стрельбы, а Ле Минь Хуан стрелял по Грину, который ушел в штопор с отделением ПТБ и шлейфом вытекающего из них керосина и выглядел сбитым больше, чем Беннетт, почти долетевший до Дананга.
В 2017 году группа из 11 вьетнамских летчиков-ветеранов во главе с генералом Нгуен Дык Соатом (6 побед на МиГ-21) посетила США и провела серию встреч с бывшими противниками. На одной из них Кит Коннолли попытался выяснить, состоялась ли победа Килгуса (которого к тому времени уже не было в живых). Полковник Нгуен Ван Бай (7 побед на МиГ-17) рассказал Коннолли, что они обнаружили обломки пропавших МиГов: один МиГ-17 разбился на подлете к аэродрому, два других МиГ-17, видимо, столкнулись в воздухе.Но что было причиной в обоих случаях, ошибки пилотирования или боевые повреждения, так и осталось невыясненным. Свидетелей падения самолетов не было, прослушивание записей радиопереговоров ясности не внесло, а для проведения длительное расследования в условиях войны не было ни времени, ни возможностей.
Указанными выше самолетами потери дня 4 апреля не ограничились. К месту падения F-105 Магнуссона подошла пара А-1Н южновьетнамской 516-й эскадрильи. Расположенная на берегу батарея ЗА открыла огонь и сбила «Скайрейдер» ведущего, капитан Vu Khac Hue катапультировался над морем в 1,5 милях от берега. Его ведомый, американский капитан Уолтер Дрегер (Walter Draeger) дождался прилета спасателей — летающей лодки HU-16 «Альбатрос» и пары синхрокоптеров (вертолетов с двумя перекрещивающимися несущими винтами) HH-43 «Хаски». Прикрывая их работу, Дрегер атаковал позиции зенитчиков на берегу, но был сбит ответным огнем, А-1Н упал в воду вместе с пилотом.
Итого за 2 дня над ДРВ было потеряно 7 американских и 1 южновьетнамский самолет. Северный Вьетнам объявил о 47 сбитых самолетах за этот период, возможно в это число попали и какие-то (если не все) из невернувшихся МиГов – в условиях господства вражеской авиации обстрелы ПВО своих самолетов были регулярным явлением до самого конца войны.
Что касается результатов налетов, то палубной авиации оба «своих» моста удалось уничтожить. ВВС США за 2 дня по мосту Хамжонг выпустили 384 бомб и ракет, бетонные плиты проезжей части моста и подъездные пути были покрыты воронками, но сооружение выстояло. Мост Пасть дракона еще 7 лет собирал свои жертвы и был уничтожен только в 1972 году.
Потеряв за два дня 3-х летчиков погибшими (и Чан Ханя, который провел в госпитале 3 месяца) и 4 МиГ-17 (и еще один ушел в ремонт), свой следующий воздушный бой 921-й иап провел только через два месяца. 4 июня четверка МиГ-17 перехватила пару самолетов, опознанных как F-105, один из которых засчитан сбитым. По американским данным была атакована пара F-4B, но все 3 залпа НАР (за которые еще во время войны в Корее принимали 37-мм снаряды) прошли мимо, свои ракеты пилотам «Фантомов» выпустить не удалось.
Источники и литература:
1. Air-to-Air Encounters in Southeast Asia. Volume I. Account of F-4 and F-8 Events Prior to 1 March 1967 – Institute for Defense Analyses systems Evalution Division, 1967
2. Air-to-Air Encounters in Southeast Asia. Volume III: Events from 1 March 1967 to 1 August 1967 and Miscellaneous Events – Institute for Defense Analyses systems Evalution Division, 1969
3. Stephen P. Coonts and Barrett Tillman. Dragons`s Jaw. An Epic Story of Courage and Tenacity in Vietnam – New York: Hachette Book Group, 2019
4. Peter Mersky. F-8 Crusader Units of the Vietnam War – Osprey Publishing, 1998
5. Christopher Hobson. Vietnam Air Losses: USAF, Navy, and Marine Corps Fixed-Wing Aircraft Losses in SE Asia 1961-1973 – Midland Publishing, 2001
6. Lịch Sử Dẫn Đường Không Quân 1959-2004 – NXB Quân Đội Nhân Dân, 2004
7. Trúc Phương. Người anh hùng chân đất – Nhà xuất bản Văn hoá — Văn nghệ, 2019
8. http://mistyvietnam.com/info-from-nv-pilots-in-don-kilgus-mig-kill/
Владислав Софронов
Читайте нас: