Фрегаты, которые в Калининграде не в состоянии достроить Россия, собралась купить Индия
На первый взгляд пустяковая, но на самом деле многозначительная и чрезвычайно тревожная новость: посол Индии в РФ Пунди Шринивасан Рагхаван посетил «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (Калининград). На котором, как известно, строится для ВМФ России серия из шести многоцелевых сторожевых кораблей дальней океанской зоны (фрегатов) проекта 1135.6. Там дипломат внезапно заявил, что «с большой долей вероятности» половина из этих новостроек — три из шести! — нашим морякам не достанется. Потому что будет куплена Индией.
Вы спросите: с какой стати? С какой стати нам продавать за границу долгожданные фрегаты, давно обещанные Черноморскому флоту, вооруженному на сегодня, главным образом, почти что металлоломом? За четверть века, пока Крым был «под независимой Украиной», Киев не позволял никакого обновления корабельного состава в его тогда бухтах. В итоге самому «юному» из боевых кораблей ЧФ на сегодня — гвардейскому ракетному крейсеру «Москва» — 33 года от роду. Самый старый — единственный, оставшийся на плаву сторожевой (бывший большой противолодочный) корабль проекта 61 «Сметливый». Он, конечно, не ровесник знаменитой «Авроры», но дело к тому идет. Потому что «Сметливому» уже стукнуло 46 годиков. Но даже этого не шибко грозного «старикана» пришлось в нынешнем сентябре из Севастополя срочно отправлять к берегам пылающей Сирии. Потому что больше некого.
А все потому, что в Севастополе у нас почти не осталось боевых кораблей, оснащенных ударным оружием и предназначенных для боевых действий в океане. Способных хотя бы как-то обозначить угрозу авианосным соединениям американцев и их союзников. А без ударных кораблей существование на постоянной основе оперативного соединения российского ВМФ в Средиземном море практически обессмыслено.
По большому счету, из состава Черноморского флота для этой роли в полной мере подходит лишь ракетный крейсер «Москва». Но он в начале следующего года по плану уйдет на ремонт и модернизацию в Северодвинск. Да и не может один крейсер безвылазно торчать на боевой службе за черноморскими проливами. Ему нужна смена.
Поскольку смены практически нет, командование ВМФ в 2015 году вынуждено было отправить в трехмесячный дальних поход в Средиземноморье ракетный корабль-катамаран на воздушной подушке «Самум» с восемью сверхзвуковыми противокорабельными крылатыми ракетами П-270 «Москит» на борту. Что, согласитесь, изрядный риск при расчетной автономности плавания «Самума», созданного для боевых действий на закрытых морских театрах, всего в 10 суток.
Ну, а раз теперь в Средиземном море нет и «Самума», пришла очередь заслуженного старика «Сметливого» уходить за проливы. Все же за почти полвека в результате многочисленных модернизаций «Сметливый» обзавелся восемью пусковыми установками противокорабельных ракет Х-35 «Уран», которых не было ни на одном из давно сгинувших в мартенах его «систер-шипов» проекта 61.
«Ураны», конечно не столь грозны, как «Москиты» «Самума» или «Базальты» «Москвы», но это лучше, чем ничего. Хотя и этот поход выглядит весьма тревожно, если учесть крайнюю изношенность материальной части «Сметливого».
Но, повторяю, подобные решения командование флота принимает не от хорошей жизни. Реально изменить соотношение сил не только в Черном, но и Средиземном морях, и должны фрегаты, которые для Севастополя спешно строит Калининград. Поэтому вполне естественно, что черноморцы как спасения ждут продукцию калининградских кораблестроителей.
Еще совсем недавно казалось — все же дождутся. Ведь лишь три месяца назад, 2 июля в Санкт-Петербурге, заместитель министра обороны России Юрий Борисов прилюдно пообещал: «Мы не будем сокращать кораблестроительную программу для флота. Все, что было заявлено, будет построено». Тогда никому не пришло в голову спросить у высокопоставленного чиновника Минобороны: построено для кого?
Что происходит-то с пополнение Черноморского флота? Обнадеживающего мало. Хорошо еще, что хотя бы три новых многоцелевых фрегата из Калининграда ЧФ все же, скорее всего, получит. Строившийся пять лет головной корабль проекта 1135.6 — «Адмирал Григорович» — завершил заводские испытания в Балтийском море и вот-вот двинется к месту постоянного базирования в Севастополь.
Второй в серии — «Адмирал Эссен» — уже проходит ходовые испытания на Балтике. В Черном море его ждут к концу нынешнего года.
Третий — «Адмирал Макаров, заложенный в 2012 году, спущен на воду и достраивается на плаву с сентября 2015-го. Считается, что и он не задержится с переходом в Севастополь. По плану «Адмирал Макаров» к 12-му причалу в Севастопольской бухте, у которого обычно стоят корабли 30-й дивизии противолодочных кораблей ЧФ, встанет в 2016 году.
Увы, видимо, это все, что в силах дать черноморцам «Янтарь». «Адмирал Бутаков», заложенный на верфях 12 июля 2013 года, его собрат «Адмирал Истомин», чья боевая биография в Калининграде началась четырьмя месяцами позже, как следует из слов посла Индии, отправятся вовсе не в Севастополь.
Имя шестого фрегата проекта 1135.6 — «Адмирал Корнилов». Пока его нет даже на стапеле. Закладка была намечена на нынешнюю осень. Но потом появились сообщения, что возможно от строительства «Корнилова» Минобороны РФ откажется, его вообще исключат из кораблестроительной программы. Но теперь, после сенсационного признания индийского посла в Калининграде, стало ясно — построим и «Адмирала Корнилова». Но тоже не для себя.
Все планы и кораблестроителей, и командования ВМФ, и Минобороны РФ по поводу фрегатов покорежила война на Украине. Двигатели для них еще с советских времен производил город Николаев. Точнее — расположенный там завод «Зоря-Машпроект». Монополист в этом деле на всем постсоветском пространстве.
После известного госпереворота в Киеве новое руководство страны военно-техническое сотрудничество с Россией заморозило. Тут же выяснилось, что из шести заранее и полностью оплаченных двигателей для фрегатов проекта 1135.6 калининградцы успели получить из Николаева только три. То есть — на половину серии.
Тут же в Москве начались бодрые чиновничьи песни про то, что козни Киева нам нипочем. Потому что мы быстренько наладим у себя в стране достойное импортозамещение. И, дескать, все корабли выстроим в срок.
Вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин в августе прошлого года на совещании в ОКБ имени Люльки пообещал решить проблему в течение полутора лет и локализовать производство газотурбинных корабельных двигателей (ГТД) мощностью в 54 тысячи лошадиных сил в Рыбинске на НПО «Сатурн». Потом сроки растянулись вдвое — до 2018 года. Но, кажется, и здесь оптимизма слишком много.
Будь иначе — с чего бы послу Индии приспичило ехать на завод «Янтарь»? Недостроенные «Адмирал Бутаков» и «Адмирал Истомин» от спуска на воду еще далеки. Пока отгремят молотки и отсверкает сварка на стапелях, пока на плаву в пустые корабельные корпуса установят все, кроме двигателей, как раз и подоспеют (по Рогозину) новенькие, чисто российские ГТД из Рыбинска. А уж когда дело дойдет до существующего пока лишь в чертежах «Адмирала Корнилова» — тут и вообще нечего переживать! Как раз к 2018 году шестой «адмирал» и поспеет.
Так нет же. Очень похоже, что и 2018 год для рыбинских двигателестроителей — срок нереальный. Дело, очевидно, опасно затягивается. Что с обездвиженными фрегатами делать — неизвестно. Вот и решено, видимо, эту так нужную нам троицу продавать.
Нисколько не сомневаюсь, что какие-то переговоры на эту тему с Дели уже ведутся. И, учитывая визит посла на «Янтарь», логично предположить, что они даже близки к завершению. Иначе заявления господина дипломата в Калининграде были бы верхом легкомыслия и протокольной бестактности.
Почему именно Индия столь горячо заинтересовалась грядущей сделкой — понятно. Ведь проект 1135.6 и создавался российскими конструкторами по заказу военных этой страны. Первый контракт с Дели на строительство для Индии трех фрегатов на сумму около 1 миллиарда долларов был подписан в 1997 году и реализован в 2004-м. В 2006 году стороны подписали второй контракт — теперь на 1, 6 миллиарда долларов. И тоже на три фрегата. В 2013 году последний из них отправился в Индийский океан.
Корабли, построенные для индийцев на «Янтаре», новыми хозяевами признаны исключительно удачными. К тому времени мы решили начать строить такие же и для себя. Но, как уже сказано, дело не заладилось. Почему бы теперь индийцам не докупить столь нужный товар, если он оказался, по сути, бросовым?
Кстати, а где индийцы добудут двигатели для фрегатов, если все-таки сделка состоится? А все там же — в славном городе Николаеве. Три ГТД давно полностью оплачены Россией, готовы и пылятся на задворках «Зоря-Машпроекта». Нам их украинцы ни за что не отдадут. А Индии — с превеликим удовольствием.
Что остается российским морякам? Кусать локти и спрашивать московских чиновников: вы что, раньше не знали, что с нынешней Украиной дела вести слишком рискованно? Особенно те, что касаются военно-технического сотрудничества? Да Киев уже два десятка лет просто рвется в НАТО. Неужели задолго до Порошенко с его гоп-компанией не было понятно, что ножку нашей оборонке там подставят с радостью? Уж в 2004 году, после «оранжевой революции» на Украине не должно было оставаться никаких иллюзий.
Самое обидное — все в Москве знали. Еще в 2009 году приняли решение организовать производство газотурбинных двигателей для боевых кораблей на своей территории. Чтобы уже к 2013 году хоть здесь не зависеть от Киева. Конечно, были выделены огромные деньги.
И что? А ничего. Через пару или тройку лет вместо Черного моря три новеньких российских фрегата, скорее всего, уплывут в Индию.
Хоть кто-нибудь в Москве или Рыбинске за это ответит?
Тактико-технические характеристики фрегатов проекта 1135.6:
— водоизмещение полное — 4035 тонн;
— максимальная скорость хода — 30 узлов;
— дальность плавания экономическим ходом - 4850 миль;
— автономность — 30 суток.
Вооружение:
— ударное — противокорабельные крылатые ракеты «Калибр» -1×8 ПУ;
— зенитно-ракетный комплекс «Ураган-Торнадо" — 1
— зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Каштан» — 2;
— переносной зенитно-ракетный комплекс «Игла-1Э» — 8;
— 100-мм артустановка А-190Э — 1;
— 533-мм торпедные аппараты — 2×2:
— ПУ реактивных глубинных бомб РБУ-6000 — 1;
— противолодочный корабельный вертолет Ка-31 — 1.
Фото: Виталий Невар/ТАСС
Читайте нас: