Лента новостей

22:57
Спасибо тебе, брат!
22:28
ООН заигрывает с Россией - что пошло не так для Киева?
22:27
США не отступятся от Гренландии. Остров важен для национальной безопасности Америки
21:55
Не просто газ: JWST нашел воду и углекислый газ в атмосфере супернептуна WASP-166 b
21:39
«Кто открыл ящик Пандоры на Востоке?». В польской прессе назвали настоящего виновника войны на Украине
21:38
Убиты и ранены мирные люди. ВСУ ведут обстрелы ДНР, Белгородской и Херсонской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 9 января
21:37
Опрос: с начала СВО резко снизилось доверие украинцев ко всем институтам власти
21:36
Каллас о помощи Украине: ЕС готов взять на себя лидерство, если США откажутся
21:32
80 тысяч мигрантов принудительно выдворили из России в 2024 году
21:31
Грузия планирует в этом году закупить у России в два раза больше газа
21:30
Бойцы благодарят читателей «Русской Весны» за важную помощь (ВИДЕО)
21:01
Математики «сломали» квантовую физику? Предсказано существование частиц, считавшихся невозможными
20:51
Религиозные итоги – 2024: великий перелом к сатанизации мира
20:44
Разведка сорвала прорыв ВСУ на новом участке фронта. Киев готовит неприятный «сюрприз» с моря — Горячая сводка 9 января 2024 г.
20:43
Последнее заседание «Рамштайн». Союзники Украины завалили её новыми пакетами помощи
20:09
Почему государственные границы больше не являются нерушимыми?
19:58
Xiaomi представила мощный смартфон Poco X7 Pro и его спецверсию Poco X7 Pro Iron Man
19:54
Трамп сдвинул завершение конфликта на Украине в сторону Пасхи и никаких уступок Путину
19:47
В Грузии задержали мужчин, убивших российского туриста
19:06
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации по состоянию на 9 января
19:05
Ирония судьбы по-украински. 40-летнего Евгения Криводуба убили в ТЦК, его убийца отпущен на свободу
19:04
Зеленский настаивает на размещении миротворцев НАТО на Украине
19:03
Британия с союзниками пообещали Украине 30 тысяч дронов
18:58
Трамп готов продать Украину?
18:55
Политолог Перенджиев рассказал о причинах, исключающих принятие Украины в ЕС и НАТО
18:51
Зеленский предложил западным странам ввести войска на Украину
18:43
Курское сражение на 09.01.25: уже не «контрнаступ», но активная оборона...
18:27
Отчего вода после кипячения в микроволновой печи кажется невкусной и можно ли этого избежать: учёные нашли решение
18:26
Почему пропал смысл различать гравитационную и инертную массы?
18:13
В разгар слухов о Half-Life 3 на странице Valve в Steam засветилась секретная игра
18:09
Савченко предложила отбирать имущество уклонистов в пользу ВСУ
18:08
Украина усиливает охрану на границе с Беларусью
18:07
«Перед кражей воры перекрестились». В Челябинске цыгане украли столетнюю икону в храме
18:06
Словакия и Венгрия намерены блокировать вступление Украины в ЕС из-за остановки транзита газа
18:00
Конфликт продолжится. Послание Зеленского Путину
17:44
Юрий Подоляка: «Контрнаступ на Курском направлении провалился», свежие данные на 09.01.2025
17:17
Европейский импорт СПГ из России в 2024 году достиг рекордного уровня
17:16
В Белом доме признали, что поставки танков, ATACMS и F-16 не помогли Украине
17:15
В Польше озабочены увеличением поддержки России в Евросоюзе из-за падения уровня жизни
17:14
В Китае массово торгуют поддельными «российскими» товарами
17:13
Путин обвинил в плохой работе ответственных за устранение мазутной катастрофы в Чёрном море
17:08
Новая Сирия: путь к федерации или реинкарнация террористического «халифата»?
17:05
Пост президента Ливана занял генерал Аун
17:03
На модернизацию коммунальной инфраструктуры России решили направить 4,5 трлн рублей
16:51
Часов Яр - Ошеломляющий прорыв Армии России
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Флот»Наперегонки за «Посейдоном»

Наперегонки за «Посейдоном»



Говоря серьезно на тему «Посейдона», сейчас мы не станем поднимать вопрос о том, есть он, или его нет. Вообще «Посейдон» - это такой здоровенный камень, который швырнули в болото и пошли круги на воде пополам с тиной, ряской и попавшими под раздачу лягушками.


Лично мне ситуация чем-то напоминает программу СОИ из моей юности. Сложно сказать, что там крутится на околоземной орбите, лазеры или пушки с рейлганами, но реагировать надо.

Вот и с «Посейдоном» примерно такое же получается. То ли он есть у этих русских, то ли его нет. Вопросы доставки, коммуникации, обслуживания, управления… И есть даже предпосылки к тому, что верить стоит. Да, «Белгород». Что он в действительности будет носить – кто скажет, все засекречено, как в лучшие советские времена.

А ведь хочется чувствовать себя спокойно, не так ли?

Тут надо понять психологию обычного американца. Да и необычного, в погонах, тоже можно.

Испокон века Америка была далеко за океаном. И за две Мировые войны на США упало несколько бомбочек с японского самолетика, запущенного с подводной лодки. И все. Понимаете, уверенность в том, что эти плавучие сараи с самолетами, выдвинутые далеко в океан, станут этакими форпостами обороны.


Да, станут. И будут в этой роли довольно эффективны. А еще более эффективны они будут, если их придвинуть к береговой линии противника и самолеты там начнут сеять разумное, доброе и вечное. Как в Югославии или Ираке.

Но толку с этих авианосцев, потребляющих десятки миллиардов долларов на свое содержание, если под самым берегом притаилась тупая и почти безмозглая гадина с парой сотен килотонн? И только и ждет, команды на то, чтобы снести радиоактивной волной, скажем, Техас. Или Флориду.


Это и есть проецирование силы на территорию противника. Как американский авианосец, только дешевле. Да и практичнее.

Я уверен, что в США не очень уютно себя ощущают те, кто думает на эту тему. Я бы так чувствовал. Некомфортно.

Потому вполне логично желание американских военных по-прежнему быть самыми лучшими и сильными в мире. И еще передвинуть передовую линию обороны США желательно на территорию противника.

Это все есть в «Совместной стратегии морской мощи ХХI века» (Cooperative Strategy for 21st Century Seapower). И в этом документе есть подтверждение того, что «Посейдоны» все-таки пугают американских военных сегодня.

Кстати, есть с чего. Просто все: а кто сказал, что этот «Посейдон» не замкнет где-нибудь на дне в районе Майами-Бич? И он не испортит пляжный сезон? Да, извинения потом – это хорошо. В том случае, если будет кому и перед кем.

Техника – сами знаете, не очень совершенное дело… Тут не отделаешься «Кто бросил валенок на пульт?».

Так вот, в документе очень серьезно рассматривается применение АПА – автономных подводных аппаратов самого различного назначения.

Команда Майка Маллена, создавшая «Концепцию» потрудилась очень хорошо. И, главное, работа над документом началась в 2006 году, когда о «Посейдонах» еще молчали. Но уже тогда американские морские аналитики предвидели, что такие аппараты появятся. Просто никто не ожидал, что такое заявит Россия.

Но американские эксперты считали, что будет очень перспективно применение именно многоцелевые автономные подводные аппараты, действующие полностью автономно, либо под минимальным контролем.

Ознакомившись с документом, в разработках начали принимать посильное участие и другие страны блока НАТО. И это вполне логично.

И в итоге трудов появилась концепция некоего нового морского оружия. И на эти аппараты по мнению участников разработок можно было бы возложить следующие операции:
- ведение противолодочной обороны;
- проведение минных постановок и противоминных операций;
- ведение разведки;
- поддержка сил специальных операций;
- доставка полезных грузов;
- развертывание навигационных и гидроакустических устройств, мобильных узлов подводной связи;
- проведение океанографических исследований в интересах ВМС.

Очень красиво, согласитесь, смотрится автоматический минный заградитель, спокойно и без спешки минирующий вход в Южную бухту Севастополя. Аккурат напротив Морского порта. Или где-нибудь в бухте Золотой Рог накидать чего-то такого…

Красиво. Но вот тут слегка картинка подпорчена нами. А чего там, давайте просто сделаем здоровенную атомную бомбу и положим ее под бережок. До особого распоряжения, на всякий случай. Потому что случай всяким бывает, вот.

В цивилизованных странах до такого кошмара никто не додумался, теперь вот придется придумывать охотника за «Посейдонами», потому что этому гаду глубина как-то не особо страшна. Может, короче.

И все начали срочно работы над чем-то похожим. США – в первых рядах. Ну просто по привычке. Должны быть США первыми в волнах и под ними.

Конструкторы из очень известной авиационной корпорации «Боинг» усиленно работают над проектами подводных аппаратов различного назначения.

Вот «Эхо Вояджер».


Да, не «Посейдон», но тоже весьма немаленький аппарат. Его особенность – «шнорхель», полая мачта длиной 4,8 метра. На мачте располагаются датчики спутниковой системы связи и системы идентификации кораблей. Но кроме этого мачта служит для подачи воздуха к дизель-генераторам, которые заряжают аккумуляторы аппарата.

В подводном положении мачта скрадывается. В общем – «шнорхель» - он и в США все тот же. То есть, аппарат всплывает, мачта автоматически раскладывается и начинается процесс зарядки. Потом «Эхо Вояджер» погружается и продолжает заниматься делом. Батареи в аппарате литий-ионные, заряда хватает на 2-3 суток.

В общем – дизель-электрический подводный беспилотник во всей красе. Грамотный и функциональный.


Но у «Боинга» есть еще программа «Орка». Это проект, который разрабатывается на базе уже отработанного «Эхо Вояджера» и представляет собой автономный подводный аппарат большего водоизмещения, чем «Эхо».

Проект «Орка» разрабатывается в рамках программы XLUUV (Extra Large Unmanned Underwater Vehicle), то есть, «сверхбольшого беспилотного подводного аппарата». Запосейдонило, да?

Аппарат «Орка» планируется оснастить уже вполне нормальной дизель-электрической установкой. Оценочная дальность плавания по расчетам около 6500 миль. Каждые три дня аппарат должен будет всплывать на поверхность для подзарядки батарей.

Дальность плавания как бы намекает, что «Орка» может уплыть далеко с самыми разными целями. Но необходимость каждые три дня всплывать для подзарядки ставит под сомнение военное применение аппарата. Хотя разработчики утверждают, что наряду с большой дальностью плавания аппарат сможет выполнять самые разнообразные задачи даже при отсутствии постоянной связи с центром.

Этот «Орка» может стать очень интересным аппаратом. Его можно, например, использовать в качестве средства доставки аппаратов меньшего размера в районы проведения исследовательских работ или проведения операций американского флота. Для работы «Орке» не требуются платформы-носители, его можно просто отпихнуть от пирса, и он пойдет туда, куда будет приказано программой.

Конструкция «Орки» модульная, то есть, оснащение можно менять в соответствии с задачами. Как говорят разработчики, спектр применения весьма широк. Поверим.

Одновременно с «Оркой» конструкторы непосредственно ВМС США в рамках проекта LDUUV (Large Displacement Unmanned Underwater Vehicle), то есть, «Беспилотный подводный аппарат большого водоизмещения» (по-моему, одно и то же), создается аппарат «Snakehead».

«Змеиная голова» - новое слово в подводном мире, аппарат планируется оснастить энергетической установкой на водородных топливных элементах. Автономность у «Змеиной головы» будет больше 45 суток, что довольно превосходный результат. И всплывать не надо каждые три дня.

Так как «Снейкхэд» разрабатывают изначально военные, то и «ориентация» у аппарата соответствующая. Запускать аппарат и принимать обратно планируют с подводных лодок типа «Вирджиния» и «Огайо» или с берега при помощи специальных платформ.

Упоминается, что аппарат может работать в качестве разведывательного или даже средства РЭБ. Интеграция с действующими военными кораблями – это серьезная заявка на полезность в использовании. Остается только убедиться в том, что идея с топливными элементами достаточно надежная и позволит функционировать аппарату заявленное время.

Французы тоже в теме. Не хотят отставать.

«Навал групп» (да, та самая) ведет разработку очень оригинального аппарата D.19, запуск которого должен производиться с подводных лодок из 533-мм торпедного аппарата или с палубы надводного корабля с помощью либо крана, либо того же торпедного аппарата.

Причем французы собираются поставить свой подводный беспилотник другим странам. Для этого параллельно ведутся работы над уменьшенной моделью, которые можно размещать на ДЭПЛ типа «Скорпен», которые Франция строит для Индии и Бразилии.

D.19 имеет в конструкции много новаций. Аккумуляторные батареи нового поколения могут сообщать аппарату скорость до 15 узлов и автономность до 15 суток. Это быстро, это красиво. Средства навигации и связи так же как и у «Эхо Вояджер» располагаются на складной мачте, только дизель-генераторов не будет.

Зарядку аккумуляторов, смену оборудования и техническое обслуживание аппарата предполагается производить на борту подводной лодки-носителя.

Для того, чтобы повысить эффективность АПЛ «Сюффрен», французскими инженерами ведутся работы по созданию многоцелевого подводного аппарата ASM-X. Шестиметровый аппарат весом более тонны и диаметром, естественно, 533-мм, предполагается выстреливать через торпедный аппарат.

В ASM-X предусмотрен обширный отсек для размещения самой различной аппаратуры: гидроакустическая станция, постановщики отвлекающих помех, оборудование для работы с различными датчиками, средств связи и даже вооружения.

Приводить в движение аппарат и питать оборудование будут опять же литий-ионные батареи. Батарей должно хватить на то, чтобы обеспечить плавание на дальность в 110 миль.

Китай тоже не собирается отставать. У наших соседей тоже очень много задач, выполнить которые могут помочь автономные подводные аппараты, над которыми ведется работа.

В Китае существует «Проект 912», в рамках которого разрабатывают подводные аппараты большого водоизмещения. Флот НОАК планирует применение таких аппаратов в Южно-Китайском море и западной части Тихого океана. То есть, в стратегически важных для Китая районах.

Аппараты, созданные в рамках проекта планируется использовать для ведения разведки, минировании акваторий, противоминной борьбы и даже решении задач противолодочной обороны.

Планируется управление аппаратом из центра управления на берегу и только в перспективе создание полностью автономного подводного аппарата, который будет работать самостоятельно, уточняя задачи у центра управления на берегу периодически выходя на связь.


Итак, что мы наблюдаем? Мы наблюдаем то, что ведущие страны мира ведут работы по созданию многоцелевых автономных подводных аппаратов. Но основные работы лежат в области повышения скорости плавания и автономности за счет применения особых аккумуляторных батарей и топливных элементов. Еще расширение возможностей применения.

Конечно, нам проще. За нас все сделали раньше, изобретя жуткую торпеду на атомном приводе. Что поделать, остальным несколько сложнее. Малогабаритный атомный реактор – да, это сложно. Но простите, разве это новинка? Компактные атомные реакторы были и у нас («Ромашка», «Бук», «Топаз», «Енисей»), и у американцев (SNAP). Применялись они в космосе, правда, но кто запрещает применять их под водой?

Многие в мире не очень доверчиво относятся к наличию у России «Посейдонов», но сейчас это не самое главное. Главное, пожалуй, то, что сегодня некоторые страны оказались вроде как в положении догоняющих Россию.

У России вроде бы есть «Посейдон». Не доказано, как говорится, но и доказательств обратного тоже нет. У России есть лодка-носитель «Посейдона», «Белгород». И будет еще одна. Странно было бы иметь две огромные лодки для того, чтобы… чтобы ничего ими не делать, не так ли?

США, Франции, Китаю придется еще пройти долгий, но интересный путь создания и носителей автономных аппаратов, устройств пуска и особенно приема обратно. У нас тоже есть чем заняться в этом плане. Никто не говорит, что можно опустить руки и расслабиться.

Два варианта развития событий.

Первый: страны, желающие доставить к берегам потенциального противника ядерную боеголовку килотонн в 200 в конце концов надорвут бюджеты и прекратят это довольно глупое соревнование.

И тогда возникает второй вариант: направить усилия на исследования мирового океана, где такие аппараты будут очень полезны.

В общем и целом, история с «Посейдоном» может оказаться полезной в плане того, что даст неплохой такой толчок к развитию подводной техники. Ну и хорошо потреплет бюджеты наших партнеров. Что тоже неплохо.

Роман Скоморохов


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх