Интервью с главным конструктором Уральского КБ транспортного машиностроения (УКБТМ) Андреем Терликом, создателем танков Т-90СМ и унифицированной гусеничной платформы «Армата».
— Первые кадры с новой машиной появились зимой этого года. Насколько с тех пор продвинулся проект — танк уже передан в войска?
— Нет, в войска машина пока не передана. Партия, произведенная в 2014-2015 годах, готовится к передаче, после парада она вернулась на завод.
Напомню, что для окончательной приемки нового танка военными требуется полное соответствие изделий рабочей конструкторской документации (РКД). Это процесс длительный. Задержка связана еще и с тем, что мы готовили танки к параду в сжатые сроки, на этих машинах не все было выполнено по РКД, и сейчас мы их дорабатываем.
— Военные, по крайней мере, уже освоили эту машину?
— В линейных частях — пока нет. Управление танком, впрочем, освоено: на параде «Армату» водили мехводы-срочники. Освоение управления огнем и другими возможностями начнется уже после передачи машин. А вот офицеры военной приемки на нашем производстве уже этот этап прошли и освоили машину полностью.
— А танк, который показал телеканал «Звезда»?
— Эта машина уже полностью выполнена по РКД в серийной комплектации.
— Насколько справедливо мнение о том, что для «Арматы» потребуется экипаж чрезвычайно высокой квалификации?
— Я с этим не согласен. Проблем с освоением танка мы не видим, в том числе и солдатами-срочниками. Машина проста в управлении, в случае неисправности она сама подскажет, где именно неисправность и что необходимо сделать для ее устранения.
То же самое с системой управления огнем — процесс подготовки и производства выстрела очень прост. Вместе с тем, конечно, должен быть определенный базовый уровень, позволяющий начать работать с танком и совершенствовать владение этим оружием. Но этот уровень не выше, чем для Т-72Б3 и Т-90, которые без проблем действуют под управлением экипажей, состоящих из срочников.
Однако повышаются требования к тем, кто ремонтирует и обслуживает новую машину. Необходимо знание цифровой техники, топливной аппаратуры современного дизеля, гидромеханической трансмиссии, гидрообъемных передач и ряда других новшеств. Но такие же знания должны иметь сегодня сотрудники любого автосервиса, обслуживающего и ремонтирующего современные автомобили. Так что в целом «Армата» предъявляет требования к экипажам и ремонтникам на уровне развития современных технологий, точно так же, как в свое время их предъявлял Т-34, а потом Т-55 и Т-72 — для того периода, когда они шли в серию.
Появление «Арматы» выглядит своеобразным толчком в развитии танкостроения. По крайней мере, уже появились сообщения о проектировании нового танка в Германии, а затем и о совместном франко-германском проекте создания танкового консорциума KANT путем слияния немецкой компании KMW (Краусс-Маффей Вегманн) и французской Nexter.
Последние 10-15 лет мы наблюдали определенный застой в развитии современных основных боевых танков. Разработчики стоят на перепутье. Это обусловлено множеством факторов. Ключевым из них является предел современных технологий обеспечения неуязвимости машины. Средства поражения достигли огромных возможностей, так что современные технологии в традиционной компоновке не позволяют радикально повысить защиту, сохранив приемлемые массу и габариты машины. Напомню, вес западных танков в последних модификациях приближается к 70 тоннам, что серьезно ограничивает их возможности в части тактической мобильности.
Выход из этого тупика ищут все. Мы нашли свой — это необитаемое боевое отделение, позволившее резко повысить защищенность экипажа и механизмов и оставшееся в приемлемых пределах по габаритам и массе (несколько выше 50 тонн), а также имеющее резерв на дальнейшее усиление характеристик.
— Установка 152-миллиметровой пушки?
— Такой вариант тоже прорабатывался, модульная конструкция машины это позволяет. Если будет соответствующее решение заказчика, мы можем сделать машину с таким вооружением.
— Когда ждать появления «их ответа» на «Армату»?
Цикл разработки нового танка сегодня достигает восьми лет. Глубокая модернизация машин прежнего поколения может быть проведена быстрее. Возможны оба пути. Если Германия решит развивать проект MBT Revolution (глубокая модернизация платформы «Леопард-2» — прим. ред.), то уже в ближайшие полтора-два года можно ждать появления первых машин этого типа.
Вопрос в выборе стратегического направления. Один из всерьез обсуждаемых на Западе вариантов — комплексная модернизация имеющегося парка танков с параллельным переходом к дистанционно управляемым роботизированным машинам. Мы тоже изучаем перспективы этого направления.
— Возможна ли беспилотная «Армата»?
«Армата» все же экипажный танк, хотя его применение в безэкипажном варианте вполне реально. Но я полагаю, что перспективный сухопутный беспилотник все же будет выглядеть иначе.
Беседовал Илья Крамник
Читайте нас: