Да, многие эксперты сегодня говорят о том, что неатомные подводные лодки Швеции – лучшие в мире. Самые тихие, самые смертоносные. Способные решить все проблемы обороны Швеции от… Кстати, стоит рассмотреть подробнее, от кого эти чудо-подлодки и как будут оберегать шведов.
Но для начала небольшой экскурс в
В течении нескольких десятилетий подводные лодки выпускались всего в двух вариантах: традиционные дизель-электрические подводные лодки, которым нужно подниматься на поверхность каждый день или два, чтобы перезарядить свои аккумуляторные батареи с помощью дизельных двигателей, и атомные подводные лодки, которые могли тихо находиться под водой в течение нескольких месяцев благодаря своим ядерным реакторам.
Недостатками атомных подводных лодок, конечно, является то, что они стоят во много раз дороже дизельных подводных лодок и требуют от страны-владельца наличия технологий ядерной энергетики и обученного персонала. Плюс немаленькие размеры атомных субмарин, что не очень удобно, когда речь идет об обороне, скажем, побережья Швеции или Финляндии. Шхеры, изрезанный рельеф, небольшие глубины и так далее.
В общем, как защитник прибрежных неглубоких вод, атомная подводная лодка не очень. А вот дизель-электрическая выглядит смотрится намного интереснее. Она тише, чем атомная (когда работает на аккумуляторах) и намного более дешевая.
Но в небольших акваториях выносливость атомной подводной лодки не так важна, как малозаметность ДЭПЛ.
Швеция. Страна, которая находится в довольно оживленном районе Балтийского моря, где пересекаются интересы сразу нескольких региональных держав, в том числе, участниц блока НАТО. Сама Швеция не является членом этого блока, но в свое время шведам было дано понять, что будет, в том случае, если страна выйдет из состояния нейтрала и решит примкнуть к НАТО.
Вроде пока помогает.
Шведы живут воспоминаниями о советской подводной лодке С-363, которая в 1981 году села на камни неподалеку от шведской военной базы Карлскруна. Лодку после этого прозвали «Шведский комсомолец». А шведские корабли, находясь под впечатлением от того, куда наши забрались под водой, на протяжении долгого времени боролись с советскими подводными лодками. Зачастую бесполезно расходуя боеприпасы.
В 2014 году Швеция очередной раз испытала приступ паранойи, когда шведские военные пытались отыскать в прибрежных водах российскую подводную лодку, имитирующую нанесение ядерного удара по Швеции. Лодки, естественно, не нашли, но на всякий случай сильно обиделись.
Но угроза в шведских мозгах все еще имеет место быть, а потому от нее надо чем-то защищаться.
И закипела работа в темпе ударников капиталистического труда.
Еще в 1960-х годах Швеция начала разработку модернизированной версии двигателя Стирлинга, двигателя с замкнутым циклом преобразования тепла, созданного в далеком 1818 году.
Вообще дебют двигателя состоялся в качестве автомобильного где-то в 1970-х годах, а затем шведский судостроитель «Kockums» успешно приспособил двигатель Стирлинга для подводной лодки «Нэккен» шведского
Поскольку двигатель Стирлинга сжигает дизельное топливо с использованием кислорода, хранящегося в сжиженном виде в резервуарах, а не взятом из атмосферы, то лодка может спокойно перемещаться под водой в течении нескольких недель без необходимости всплывать на поверхность. Причем, делает это очень тихо. И быстрее, чем на электромоторах.
В конце 1990-х годов фирма «Kockums» построила три подводные лодки класса «Готланд», первые действующие подводные лодки, изначально спроектированные с воздушно-независимыми двигательными установками.
Первая лодка серии, «Готланд» прославилась тем, что «потопила» американский авианосец «Рональд Рейган» в ходе военных учений 2005 года. «Готланд» была арендована флотом США и работала в качестве «противника» на учениях. Оказалось, что ДЭПЛ с воздухонезависимой энергетической установкой очень опасный противник.
Технология Стирлинга в шведском исполнении была применена лицензионно в японских и китайских подводных лодках, а Германия и Франция, например, пошли своим путем, разработав более дорогие подводные лодки в ВНЭУ на топливных элементах и паровых турбинах.
Шведы тем временем, решили даже заработать на лодках. И сделали это весьма оригинально: взяли четыре старых подводных лодки класса «Вестерготланд» и переоборудовали их под установку двигателя Стирлинга.
Для этого лодки пришлось разрезать и удлинить на 12 метров! С 48 до 60. Две лодки до сих пор служат как тип «Седерманланд», а две были проданы Сингапуру и служат там как лодки класса «Лучник».
Вообще «Седерманланды» - это скорее эксперимент, чем серьезная работа. Лодки довольно старые, и к 2022 году должны быть выведены из состава флота.
А на замену им должны были прийти лодки класса А26. Лодки нового поколения и даже новой концепции.
Но не вышло. Лодки упорно не получались. Возможно, что тут дело было в конкуренции. Немцы сами с удовольствием строили дизельные подводные лодки и торговали ими по всему миру. А фирма «Kockums», шведская судостроительная, принадлежала, тем не менее, немецкому концерну «Thyssen-Krupp».
Произошел конфликт интересов, и шведское военное ведомство отказалось приобретать лодки у немецких шведов или шведских немцев. Только у своих.
Тут вовремя нарисовался «свой» концерн SAAB, который и получил заказ на подводные лодки. В почти принудительном порядке.
В SAAB господа сидели прагматичные и не желающие ссориться ни с кем. А потому не мудрствуя особо, они выкупили «Kockums» у «Thyssen-Krupp».
И в 2016 году был заключен контракт на постройку SAAB двух подводных лодок А26 для ВМС Швеции. Цена контракта вполне впечатляет: 959 миллионов долларов, что составляет всего 20% от стоимости одной атомной подводной лодки класса «Вирджиния».
SAAB пробовал продать лодки другим странам: в Австралию, Индию, Нидерланды, Норвегию и Польшу, но увы, французы и немцы очень крепко взяли под свой контроль рынок ДЭПЛ с ВНЭУ и отдавать его шведам не хотят.
Представители фирмы «Kockums» утверждают, что A26 достигнет новых уровней акустической скрытности благодаря новой технологии «Призрак», которая обеспечит лодке подлинную почти абсолютную скрытность. Технология включает в себя акустические демпфирующие пластины, гибкие резиновые крепления для оборудования, корпус с пониженным отражением волн и с новой системой размагничивания для снижения магнитной сигнатуры подводной лодки.
Предполагается, что корпус А26 также будет очень устойчив к подводным взрывам.
Лодка будет обладать Х-образными хвостовыми «плавниками» для большей маневренности в скалистых водах Балтийского моря, и неплохим вооружением из четырех 533-мм торпедных аппаратов, которые будут стрелять тяжелыми противокорабельными торпедами от известной фирмы «Бофорс» и двумя 400-мм аппаратами, которые будут использовать торпеды с управлением по проводам.
Четыре двигателя Стирлинга позволят обеспечить подводную крейсерскую скорость от 6 до 10 узлов.
Производители подчеркивают, что модульная конструкция лодки позволяет различные модификации. Например, можно сконфигурировать лодку под размещение в восемнадцати шахтах вертикального пуска крылатых ракет «Томагавк».
Таким раскладом очень заинтересовались поляки, которые давно мечтают о лодке с крылатыми ракетами на борту. Да и шведам, у которых угроза постоянно в шхерах присутствует в виде российских подводных лодок, тоже очень нужно.
Пусть на весь Балтийский флот подводная лодка вообще-то всего одна.
Еще одной важной особенностью является специальный «многоцелевой» портал для развертывания сил специального назначения и подводных аппаратов, очень востребованный для современных подводных лодок. Расположенный между торпедными аппаратами в носовой части, портал также может быть использован для приема подводного беспилотника AUV-6, который может быть запущен из торпедных аппаратов.
Некоторые американские военные издания типа The National Interest и Drive расхваливают шведские лодки прямо наперебой. Превознося до небес их возможности.
Возможно, это делается с некоторым намеком в нашу сторону. Все равно, там в курсе, что мы читаем.
На самом деле, хвалить можно все что угодно и как угодно. Было бы желание. С одной стороны, сейчас стоит просто подождать, пока лодки проекта А26 будут реализованы в металле. И тогда все будет ясно: если потенциальные покупатели типа Польши, Нидерландов, Норвегии, то есть те, у кого желания много, а денег мало, бросятся покупать – значит, «поплыло».
Нет – ну на рынке присутствуют немцы и французы, есть у кого купить, если надо.
Другой вопрос, что если шведские лодки действительно будут очень удачными (а они вполне могут таковыми оказаться), это может еще сильнее сказаться на балансе сил на Балтике.
Увы, но Балтийский флот, который насчитывает аж полторы «Варшавянки» (одна в ремонте) и без шведов находится в положении слабейшего в плане подводной войны.
Германия – 6 подводных лодок, все 6 с ВНЭУ.
Швеция – 5 подводных лодок, все с ВНЭУ.
Нидерланды – 4 подводных лодки.
Польша – 2 подводные лодки.
Норвегия – 6 подводных лодок.
Да, раритеты 60-х годов германской постройки, которые на вооружении ВМС Польши – это чисто для статистики.
Но и без польских руин против нас 11 лодок с ВНЭУ и 10 обычных. Всего в 21 раз больше, чем у ДКБФ.
Есть о чем подумать.
В том случае, если шведы получат в свое распоряжение три новейшие подводные лодки, это еще больше усугубит пропасть между флотами. А если начнут продавать свои лодки всем, кто сможет заплатить, то дело станет еще более неприятным.
Даже если шведские лодки не окажутся такими роскошными, как это пытаются показать. В любом случае, три подводных лодки, даже прекрасных, этого мало, чтобы Швеция в одиночку могла решать какие-то свои задачи, кроме защиты своего побережья. Реально случай, когда количество может компенсировать качество.
Роман Скоморохов
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: