В начале 1960-х годов, в самый разгар холодной войны и на фоне разворачивающегося Карибского кризиса, моряков блока НАТО всё больше волновали советские подводные лодки. Количество этих лодок было достаточно большим, поэтому в качестве средств борьбы с ними рассматривались самые разные варианты. Даже на первый взгляд абсолютно странные и глупые. Именно к таким идеям и относилось использование специальных магнитов, которые помечали бы лодки.
При этом некоторые бредовые, на первый взгляд, идеи действительно выстрелили. К примеру, предложенная в те годы гидроакустическая система противолодочного наблюдения, представлявшая собой гигантскую сеть размещённых в толще воды донных микрофонов. Эти микрофоны должны были терпеливо слушать океан и разговоры морских обитателей, ожидая появления советских подводных лодок. Данная система работает и используется до сих пор.
К менее элегантному и ещё более странному варианту, который дошёл до нас больше в виде анекдотов, относят идею сбрасывания с борта самолётов специальных «гибких магнитов», которые должны были крепиться к корпусу советских субмарин, делая их более «шумными», а значит, и менее скрытными.
В американском издании The National Interest ещё в сентябре 2019 года вышла статья о данном необычном
Как появилась идея с боевыми магнитами?
После завершения Второй мировой войны мир достаточно быстро погрузился в холодную войну. СССР по понятным причинам не мог рассчитывать на серьёзное превосходство надводного
Советская промышленность в сжатые сроки освоила выпуск сотен достаточно хороших и совершенных на тот момент времени подводных лодок, которые представляли реальную угрозу для флотов стран НАТО и их морских транспортных коммуникаций.
Во многом бурному развитию советского судостроения способствовали богатые немецкие трофеи. Техника, попавшая в руки советских инженеров после Второй мировой войны, тщательным образом изучалась и осмысливалась. К моменту начала Карибского кризиса в 1962 году в составе советского флота насчитывалось уже порядка 300 дизель-электрических подводных лодок и несколько атомных субмарин.
При этом наиболее массовой советской дизель-электрической лодкой была субмарина проекта 613. Лодка строилась с 1951 по 1958 год и была выпущена чудовищной серией – 215 экземпляров. В основу этого проекта легла немецкая подводная лодка конца Второй мировой войны – тип XXI. Причём практика эта касалась флотов практически всех стран. Лодки проекта XXI, являвшиеся венцом немецкой подводной войны, повлияли на всё послевоенное подводное судостроение.
Менее массовыми, но только в сравнении с проектом 613, стали советские субмарины проекта 641. Они представляли собой логическое развитие лодок 613 проекта. Лодка, получившая по натовской кодификации название Foxtrot, была построена серией в 75 экземпляров. Строительство лодок по этому проекту началось в 1957 году.
Бороться с армадой советских лодок ВМС стран НАТО на тот момент не могли, сил альянса для этого не хватало. Об этом открыто говорил британский адмирал Р. М. Смитон. Смитон считал, что с таким количеством советских лодок помогло бы справиться только ядерное оружие, а именно удары по местам их базирования вдоль советского побережья. Но подобное решение было ещё хуже самой проблемы.
На этом фоне рассматривались самые различные варианты и способы борьбы с субмаринами. В первую очередь необходимо было решать проблему скрытности подводных лодок. Именно скрытность всегда была главной силой и защитой подлодок, позволяя им оставаться незамеченными.
Раз скрытность – главная защита субмарин, значит, надо найти средство, которое сделает их более шумными. Примерно так рассуждал канадский учёный, предложивший свой вариант решения проблемы. Он считал, что необходимо некое «липкое» устройство, которое позволило бы создавать подводный шум и сделало бы лодку более заметной. В результате учёным была сконструирована простая конструкция из магнитов на шарнирах, которые смогли бы закрепиться на металлическом корпусе подводной лодки.
Движение лодки заставляло бы их стучать по корпусу, словно расшатанная дверь, выдавая положение субмарины гидроакустикам. При этом удалить устройства с корпуса можно было бы только по возвращении на базу. Это потребовало бы затрат времени и сил. Расчёт был именно на это. В попытках найти средство, позволявшее снизить активность советского подводного флота, решено было поэкспериментировать.
Боевые магниты испытали на англичанах
Как говорил герой фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», тренироваться лучше на кошках. В роли кошек выступили англичане. Британцы регулярно привлекали свои подлодки для совместных учений в Атлантике. В конце 1962 года Великобритания отправила на совместные противолодочные учения с канадским военно-морским флотом субмарину «Auriga».
На тот момент это была лодка-ветеран, она была спущена на воду в конце Второй мировой войны – 29 марта 1945 года. Во время одной из тренировочных операций лодку буквально засыпали сверху боевыми магнитами. Их сбросили с борта пролетевшего над лодкой канадского патрульного самолёта.
Эффект был достигнут, ровно тот, на который и рассчитывали. Часть магнитов попала и осталась на корпусе субмарины. Это был в прямом смысле оглушительный успех, так как они действительно издавали грохот, который хорошо слышали гидроакустики. Однако дальше начались проблемы. При всплытии часть магнитов соскользнула и провалились сквозь отверстия и щели в лёгком корпусе лодки, оказавшись в верхней части балластных цистерн.
Британская подводная лодка «Auriga»
Проблема была в том, что снять их в море не представлялось возможным. Извлечь магниты смогли только тогда, когда «Auriga» оказалась в сухом доке в Галифаксе. Произошло это только через несколько недель. Всё это время подводная лодка не могла похвастаться незаметностью даже при подводном ходе. Пока все магниты не были найдены и сняты, субмарина не могла принимать участие в операциях на море.
На советские лодки данные магниты действовали бы аналогичным образом. Как пишет Йен Балантайн, с подобным магнитным оружием столкнулись экипажи двух советских лодок проекта 641 Foxtrot. Из-за этого им якобы пришлось прервать плавание и вернуться на базу. Причём советский подводный флот мог позволить себе отправку в вынужденный отпуск нескольких субмарин, а НАТО на тот момент времени – нет.
При этом противолодочные силы НАТО не могли практиковаться в использовании данных разработок, получив неприятный опыт с «Auriga», которая надолго выбыла из числа действующих единиц флота. Как результат, весь эксперимент был признан неудачным, и вскоре военно-морских специалистов НАТО разочаровало новое «оружие». А сама идея с магнитами была оценена как провальная.
Свою роль, возможно, сыграло и то, что на корпусе новых субмарин (сначала атомных) начало появляться специальное резиновое покрытие – шумопоглощающие пластины. К нему не прикрепились бы никакие магниты.
Эксперт посчитал информацию о боевых магнитах нереальной
Преподаватель Военного университета Минобороны России, кандидат военных наук, военный политолог Владимир Карякин, комментируя статью в американском журнале The National Interest российским журналистам, назвал материал не более чем выдумкой. По его мнению,
Владимир Карякин полагает, что материал был рассчитан на тех людей, которые верят сказкам и мифам. По словам специалиста, у СССР были даже титановые лодки, а это тот материал, который не обладает магнитными свойствами. При этом стальной корпус лодок также покрывался специальной оболочкой, которая снижала шумность.
Для наглядности эксперт привёл бытовой пример с магнитом и холодильником. Через тонкий лист бумаги магнит прикрепится, а через толстый лист картона – нет. Так и толстый слой, защищающий субмарину от обнаружения, не дал бы магнитам прикрепиться. На взгляд Карякина, озвученные идеи были нереальными. Сам материал он назвал оружием информационной войны, призванным укрепить у обывателя уверенность в том, что нашим субмаринам можно что-то противопоставить.
Ответ эксперта отсылает нас к современности, в которой он активно воюет с «западной пропагандой». Причём титановые лодки действительно не строил ни один флот в мире, кроме советского. Но первая такая лодка появилась только в середине 1970-х годов, а последними титановыми подлодками стали «Акулы». После них в России снова вернулись к практике постройки стальных лодок.
При этом на лодках постройки 1950-х годов, которые и описываются в статье The National Interest, никакое резиновое покрытие не наносилось. Речь идёт о субмаринах первого послевоенного поколения – массовых советских дизель-электрических лодках проектов 613 и 641. Описываемые в статье события как раз относятся к началу 1960-х годов и именно к этим лодкам. Тогда не было ни титановых лодок, ни массового распространения шумопоглощающих покрытий корпуса.
В любом случае идея с боевыми магнитами не перестаёт выглядеть очень странно и похожа на анекдот. В то же время она вполне могла быть реализована на практике в экспериментальном порядке. В статье, описывающей события 1962 года, говорится о том, что такие магниты не применялись масштабно, а само их использование быстро было оценено как провальное. В связи с этим не очень понятно, какой именно элемент информационной войны развеивал в своём интервью «Спутнику» преподаватель Военного университета Минобороны России.
Юферев Сергей
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: