«Пенсакола» была дебютом американских тяжелых крейсеров нового поколения, и, несмотря на некоторые мнения, оказалась вполне приличным кораблем. Естественно, не без недостатков. А значит, требовалась работа над ошибками.
И вот такой работой стали корабли типа «Northampton», которые составили вторую серию «вашингтонских» крейсеров.
Вообще от «Пенсаколы» новые корабли отличались весьма изрядно с одной стороны, но не так критично, чтобы нельзя было их назвать новым проектом. В общем – глубокая переделка под сложившиеся условия.
Водоизмещение было в рамках все тех же договорных 10 000 тонн. Но вот «Нортхэмтоны» изначально планировались как флагманы на
Увеличили бронирование и установили ангары для самолетов (впервые в американском флоте) и катапульты.
Естественно, водоизмещение не резиновое, так что пришлось чем-то жертвовать. Пожертвовали одной орудийной башней на корме. Башен осталось три, две на носу и одна на корме, но башни все стали трехорудийными. Количество стволов снизилось до девяти, но такая схема была признана удачной и стала классической для всех американских тяжелых крейсеров в будущем.
Минус башня и орудие дали экономию около 215 тонн.
А если вспомнить, что «Пенсакола» разрабатывался и строился водоизмещением на 1 000 тонн меньше установленных договором рамок, то экономию можно было бросить на увеличение бронирования.
Было решено в первую очередь усилить бронирование артиллерийских погребов, элеваторов и механизмов подачи снарядов и пороха так, чтобы защитить от огня 203-мм орудий противника. Однако, расчеты показали, что обеспечить эффективную защиту от огня тяжелых крейсеров противника не получится, даже не смотря на общую экономию в 1275 тонн водоизмещения.
В итоге пришли к следующей схеме. Всего на бронирование потратили 1 075 тонн. Главный бронепояс имел толщину 76 мм по всей длине плюс на 1,5 м ниже ватерлинии. Бронепалуба имела толщину 25 мм. Бронирование артиллерийских погребов было увеличено до 95,25 мм по бокам и до 50,8 мм сверху. Увеличилось бронирование башен главного калибра: лобовая часть – 63,5 мм, верх – 50,8 мм, барбеты – 38 мм.
В общем, лучше, чем у «Пенсаколы», но условно. Такая схема бронирования по результатам испытаний могла защитить артиллерийские погреба от снарядов эсминцев калибром 127-мм на расстояниях более 6,5 км, от снарядов легких крейсеров (был взят на образец японский снаряд) калибром 155-мм на расстоянии от 9,5 км, от снарядов калибром 203-мм на расстоянии от 19 км.
Машинное отделение снаряд 155-мм пробивал с расстояния почти 12 км, 203-мм – с 22 км.
В общем, лучше, чем у «Пенсы». Но не сильно. Что, собственно, боевая служба и показала впоследствии.
Длина корпуса крейсеров составляла 182,9 м, в районе ватерлинии – 177,4 м. В мирное время обычное водоизмещение составляло 9200 т, максимальное – 10544 т, в военное – 9350 т и 14030 т соответственно.
Силовая установка
Двигательная установка состояла из восьми котлов типа «White-Forster» и четырех ТЗА с турбинами «Parsons», которые изготавливались по лицензии фирмой «Brown-Boveri». Турбины вращали четыре гребных вала. Мощность энергетической установки составляла 109 000 л.с., что позволяло развивать кораблям скорость хода в 32,5 узла.
В топливных цистернах хранилось 2 108 тонн нефти, что обеспечивало дальность плавания в 10 000 миль при крейсерской скорости хода в 15 узлов.
Вооружение
Именно на крейсерах типа «Нортхэмптон» было принято эпохальное решение – отказаться от системы, примененной на «Пенсаколе», то есть, от двух видов башен. Это довольно мудрое решение, поскольку значительно упрощало строительство.
Рассматривались два проекта, либо восемь орудий в четырех башнях, либо три башни по три ствола. Победил второй проект, поскольку он позволял несколько укоротить корпус корабля. И получилось нечто усредненное, поскольку 9 орудий – это с одной стороны, меньше, чем у «Пенскаколы» или «Миоко», но больше, чем 8 орудий немецких или британских крейсеров. Скажем так – золотая середина.
Орудия главного калибра на крейсерах типа «Нортхэмптон» были те же 203-мм/55 орудия в башнях типа Mark 14/0 или Mark 9/2. Башня Mark 14/0 отличалась от Mark 9/2 несколько меньшим размером и объемом, а у Mark 9/2 верхняя часть была немного наклонена в сторону стволов.
Башни типа Mark 14/0 устанавливались на крейсерах «Нортхэмптон», «Аугуста», «Честер» и «Луисвилль». Mark 9/2 стояли на «Хьюстоне» и «Чикаго».
Расположение башен было следующим: две башни с тремя орудиями каждая линейно-возвышенно в носовой части и одна башня в кормовой.
203-мм/55 орудие могло выстрелить снаряд весом 118 кг с массой боевого заряда 40,4 кг и начальной скоростью полета 853 м/с на дальность 29 км.
Боевая скорострельность составляла 3-4 выстрела в минуту. Боезапас на один ствол составлял 150 снарядов.
Вспомогательная/зенитная артиллерия
Вспомогательная артиллерия состояла из восьми универсальных 127-мм/25 орудий. Дальность стрельбы по надводным целям составляла 13,5 км, по воздушным при угле возвышения 85 градусов - 8,3 км. Боевая скорострельность составляла 12-15 выстрелов в минуту.
В качестве зенитного
Как только началась война, а для США она началась холодным душем в Перл-Харборе, стало понятно, что нужна более эффективная защита от
«Чикагское пианино» тоже оказалось очень капризным и не удовлетворяющим запросы средством ПВО.
Минно-торпедное вооружение
Крейсера получили два трехтрубных торпедных аппарата калибром 533-мм. Аппараты размещались побортно в корпусе крейсеров ниже самолетного ангара.
Авиационное вооружение
Ангар на четыре самолета размещался в кормовой части корабля. Плюс еще два самолета могли сразу стоять на катапультах. Но так не практиковалось, и обычно корабли несли четыре самолета от фирмы Vought O2U и O3U «Corsairs». Во время войны их сменили более современные Curtiss SOC «Seagull» и Vought OS2U «Kingfisher».
Для установки самолетов на катапульту побортно были установлены два пятитонных крана.
Экипаж и обитаемость
Крейсера «Нортхэмптон» были первыми американскими кораблями, у которых вместо гамаков для матросов были предусмотрены койки. Новаторство было оценено, и корабли пользовались репутацией очень комфортных. А если сравнивать с предшественником, «Пенсаколой», то количество жилой площади на «Нортхэмптоне» выросло на 15%.
Численность экипажа крейсеров типа «Нортхэмптон» составляла 617 человек без учета размещаемых штабов.
Модернизации
В самом начале войны стало ясно одно: необходимо усиление ПВО.
И тут сыграла роль экономия веса для бронирования, вылившаяся в некоторую недогруженность кораблей. Получилось очень приятно для американцев – не надо было снимать артиллерийские башни, как это делали британцы. Ограничились тем, что убрали со всех крейсеров торпедные аппараты, одну катапульту и один кран.
Кроме того, были убраны 28-мм автоматы.
И на освободившиеся места что по весу, что по площади были размещены средства ПВО по принципу «не отказывать себе ни в чем».
«Нортхэмптон» получил 14 автоматов «Эрликон» 20-мм.
«Честер» получил 13 спаренных установок 20-мм «Эрликон», 4 спаренные установки 40-мм «Бофорс», 5 счетверенных установок 40-мм «Бофорс».
«Луисвилль» получил 13 спаренных установок 20-мм «Эрликон», 4 спаренные установки 40-мм «Бофорс», 5 счетверенных установок 40-мм «Бофорс».
«Чикаго» получил 20 установок 20-мм.
«Аугуста» получил 20 установок 20-мм «Эрликон», 2 спаренные установки 40-мм «Бофорс», 4 счетверенных установок 40-мм «Бофорс».
«Хьюстон» на программы по модернизации не успел, улучшение ПВО состояло из трёх 76-мм зенитных орудий.
Боевое применение
Все шесть тяжелых крейсеров типа «Нортхэмптон» неоднократно отличались в боях, за что получали знаки отличия командования ВМС США — боевые звезды, так называемые «Battle Stars».
«Луисвилл» получил 13 таких звезд.
«Честер» был удостоен 11 звезд.
«Нортхэмптон» получил 6 звезд.
«Аугуста» и «Чикаго» завоевали по три звезды.
«Хьюстон» получил всего две, но за сражение в проливе Сунда крейсер получил благодарность Президента США.
«Нортхэмптон»
Начало войны, то есть, момент, когда японцы атаковали Перл-Харбор, «Нортхэмптон» находился в море, сопровождая авианосец «Энтерпрайз». Далее крейсерпринимал участие во всех значимых операциях американского военного флота в Тихом океане.
Наиболее значимыми в
«Нортхэмптон» сопровождал «Хорнет» во время битвы за острова Санта-Крус и его экипаж принял участие в попытках спасения авианосца, а затем и в эвакуации экипажа.
30 ноября 1942 года «Нортхэмптон» принял участие в своем последнем сражении - битве при Тассафаронге. Отряд американских кораблей (4 тяжелых, 1 легкий крейсер и 6 эсминцев) натолкнулся на конвой японских кораблей из 8 эсминцев.
Японцы были захвачены врасплох, а американские корабли, стреляя по данным радаров, быстро потопили артиллерийским огнем японский эсминец «Таканами». В ответ японцы выпустили большое количество торпед и буквально изуродовали 4 американских крейсера.
Самым невезучим оказался «Нортхэмптон», в который попали две торпеды 610-мм, «лонг-лэнсы». Экипаж боролся за жизнь корабля, но разрушения оказались слишком значительными и в итоге крейсер затонул.
«Чикаго»
7 декабря 1941 года «Чикаго» находился в море в составе 12-й тактической эскадры (TF 12). Эскадра пыталась найти противника, но безуспешно и в итоге вернулась в Перл-Харбор.
В 1942 году «Чикаго» действовал в разных районах Тихого океана. Прикрывал Новую Каледонию, участвовал в атаках на Лаэ, Новую Гвинею, Саламуэ. Сопровождал авианосец «Йорктаун» в рейде на Соломоновы острова. Участвовал в первом сражении за Гуадалканал.
Участник первого боя у острова Саво. Получил попадание японской торпеды, экипаж боролся за живучесть, не прекращая огня по противнику. После небольшого ремонта ушел в США и встал на капитальный ремонт.
Вернувшись на теадр боевых действий в январе 1943 года, в составе конвоя пошел на Гуадалканал. В ночь на 29 января в бою у острова Реннел получил две торпеды с японских самолетов. Крейсер потерял ход, но работа экипажа остановила поступление воды и даже выправила крен.
«Чикаго» был взят на буксир крейсером «Луисвилль» и была сделана попытка отбуксировать поврежденный корабль для ремонта на базу.
Однако на следующий день японская авиация возобновила атаки и торпедоносцы всадили еще четыре торпеды в «Чикаго». С такими повреждениями не справился бы даже Посейдон, поэтому крейсер затонут в точке с координатами 11°25′00″ ю. ш. 160°56′00″ в. д.
«Луисвилл»
Военную службу начал в 1940 году, причем, как как нейтральный корабль или вооруженный транспорт, если хотите. Крейсер совершил поход в Южную Африку, чтобы вывезти из Родезии британское золото на сумму 148 миллионов долларов для хранения в США. Крейсер принял груз в Саймонстауне (ЮАР), и с ним отправился в Нью-Йорк. После этого «Луисвилл» был переведен на Тихий океан.
7 декабря 1941 года, во время нападения японцев на Перл-Харбор, «Луисвилл» шел в Перл-Харбор в составе конвоя. Не пришел, потому уцелел. Затем был включен в оперативное соединение №17 (TF 17) и отправлен в Сан-Диего.
В марте 1942 года участвовал в операциях в районе архипелага Бисмарка и Соломоновых островов. В мае принял участие в операции у Алеутских островов.
Перебрасывал войска на Самоа, участвовал в рейдах острова Гилберта и Маршалловы острова. Ноябрь – операции в Новой Каледонии
29 января 1943 года принял участие в бою у острова Реннелл и единственный из крейсеров сумел избежать японских торпед. Вечером того же дня взял на буксир повреждённый крейсер «Чикаго» и пытался дотащить его до базы.
В апреле 1943 снова был направлен на Алеутские острова, где участвовал в битве за Атту. В январе 1944 года участвовал в обстрелах атоллов Вотье, Рой-Намюр. Наносил удары по Палау, участвовал в боях за атолл Эниветок, остров Трук, в июне поддерживал высадку на Сайпан и Тиниан, а затем Гуам.
Участник битвы в заливе Лейте. В ночь на 5 января «Луисвилл» получил попадания двух камикадзе и понес большие потери в личном составе. После ремонта, 5 июня 1945 года, участвуя в боях за Окинаву, получил еще одно попадание камикадзе.
17 июня 1946 года крейсер был выведен в резерв и перешёл в Атлантический резервный флот. 1 марта 1959 года был исключен из военно-морского регистра, а 14 сентября продан с аукциона на слом.
«Хьюстон»
С началом войны «Хьюстон» был отправлен в Австралию и в составе австралийского флота участвовал в боях за Голландскую Вест-Индию.
В бою в Массарском проливе получил попадание бомбы с японского самолета в кормовую башню. Башня была уничтожена. Расчеты крейсера сбили 4 самолета.
Конвоируя транспорты из Дарвина принял на себя удар 36 бомбардировщиков, прикрывал транспорты огнем и дымовой завесой. За 45 минут боя был выпущен почти весь боекомплект зенитных снарядов, сорвать атаку японских самолетов получилось.
Участник боя 27 февраля 1942 года в Яванском море, где эскадра союзников потерпела поражение от японцев.
Бой в Зондском проливе.
Бой произошел сразу после боя в Яванском море. 28 февраля 1942 года из портов Батавии и Сурабаи вышли крейсера «Перт» (Австралия), «Эвертсен» (Новая Зеландия), «Эксетер» и «Энкаунтер» (Великобритания) и «Хьюстон» (США). Эсминцы отсутствовали, поскольку после боя в Яванском море они остались без торпед.
Целью похода была атака японских десантов в Зондском проливе. Но к этому времени японские корабли уже перекрыли пролив и начали высадку войск.
Японская группа кораблей состояла из авианосца «Рюдзе», крейсеров «Могами», «Микума», «Катори» и девяти эсминцев. И куча транспортов с десантом.
«Хьюстон» и «Перт» первыми обнаружили японские корабли и открыли огонь. Эсминец «Фубуки» практически в упор, с 2,5 км выпустил по крейсерам 9 торпед, но союзники умудрились отвернуть и торпеды не попали. Точнее, две попали, но в японские транспорты. Плюс «Хьюстон» и «Перт» потопили артиллерийским огнем один транспорт, а три заставили выброситься на берег.
А потом японцы взялись за крейсера всерьез. Вообще экипажи «Перта» и «Хьюстона» вели себя просто превосходно. «Перт» погиб первым от торпед японских эсминцев, а «Хьюстон», оставшись в одного успел потопить тральщик, хорошо расковырять эсминец «Харукадзе» и крейсер «Микума».
В «Хьюстон» попало четыре торпеды и около трех десятков снарядов разных калибров. Через час после начала боя «Хьюстон» перевернулся и затонул. Из 1120 человек экипажа бой пережили 346, которые попали в японский плен.
«Аугуста»
Флагман Азиатского флота США, боевое крещение получил в 1937 году, во время Второй битвы за Шанхай. «Аугуста» попала под удар китайских самолетов, которые сбросили на крейсер бомбы и обстреляли из пулеметов, несмотря на то, что американские флаги были нарисованы на всех трех башнях.
Далее крейсер нес службу в Атлантике. В июне 1941 года «Аугуста» был назначен флагманом президента Франклина Рузвельта для встречи в августе 1941 года с Уинстоном Черчиллем в Арджентии, Ньюфаундленд, Канада.
С началом военных действий крейсер нес патрульную службу в Атлантике, принимал участие в операциях по высадке десантов в Северной Африке, в том числе и в Мароккано-алжирской операции, когда вступил в бой с французским линкором «Жан Бар». К счастью, французы стреляли неточно, и крейсер попаданий не получил.
После успешной высадки в ходе операции «Факел» корабль вернулся в Атлантику и охранял конвои, идущие в Британию. Некоторое время «Аугуста» провела в составе британского флота.
25 апреля 1944 года король Великобритании Георг VI обедал с контр-адмиралом Аланом Кирком на борту крейсера.
В июне 1944 года «Аугуста» участвовал в операции по высадке войск в Нормандии. На нем размещался штаб генерала Омара Брэдли, крейсер участвовал в подавлении немецких батарей на побережье.
Дальше корабль отправили в Средиземное море, где крейсер принял участие в операции «Драгун» на побережье Южной Франции, обстреливая немецкие позиции.
В сентябре 1944 года крейсер вернулся в США для ремонта. Ремонт затянулся, поскольку в ноябре 1944 года на корабле произошел загадочный взрыв во время работ в доке. Погибло трое рабочих и четверо маоряков. Из ремонта «Аугуста» вышел только в конце января 1945 года.
До конца войны крейсер выполнил еще две политических миссии: сопровождал крейсер «Куинси» с Рузвельтом на конференцию в Ялту в феврале 1945 года и в июле 1945 года уже новый президент США Трумэн на «Аугусте» отправился на Потсдамскую конференцию.
По окончанию войны крейсер в качестве транспорта вывозил американские войска в США, а в 1946 году корабль был списан и отправлен на разделку.
«Честер»
7 декабря 1941 года «Честер» находился в море в составе оперативной группы авианосца «Энтерпрайз». Крейсер на протяжении двух месяцев патрулировал район Гавайев, затем поддерживал десанты на Маршалловых островах. Там крейсер понес первые потери от действий японской авиации, когда бомба, пробив палубу, взорвалась внутри помещений.
После ремонта, в мае 1942 года, «Честер» вернулся в строй и принял участие в боевых действиях у Гуадалканала и Соломоновых островов, обеспечивал защиту авианосцев в битве в Коралловом море, спасал экипаж авианосца «Лексингтон», участвовал в бою у острова Эллис.
20 октября 1942 года, во время поддержки десантных операций на Соломоновых островах, «Честер» был поврежден торпедой с японской подводной лодки I-176. Корабль остался на плаву и после ремонта в Сиднее отправился в США на более капитальный ремонт.
Через год крейсер вернулся в строй и участвовал в операциях у островов Гилберта и на Маршалловых островах. Прикрывал в качестве плавучей батареи ПВО атолл Маджуро. Участвовал в операции «Адак» на Алеутских островах, в бомбардировке Мацувы (ныне Матуа) и Парамушира на Курильских островах в июне 1944 года.
Вернувшись в Центральную часть Тихого океана, Честер участвовал в обстрелах островов Уэйк и Маркус в сентябре 1944 года.
«Честер» прикрывал авианосцы Маккейна в битве в заливе Лейте, обстреливал Иводзиму. Далее было прикрытие десанта на Иводзиму. Ранним утром 19 февраля 1945 года, во время проведения десантной операции на Иводзиме, «Честер» столкнулся с десантным кораблем «Эстес» и повредил правый винт. До конца операции корабль выполнял роль плавбатареи, а затем ушел на ремонт.
В строй «Честер» вернулся только в июне 1945 года. Конец войны крейсер встретил в районе Алеутских островов, патрулируя район.
По окончании войны «Честер» выполнил несколько рейсов, вывозя американских военнослужащих в США. Далее корабль был переведен в резерв, но 10 июня 1946 года его окончательно списали. Износ корабля был слишком велик.
Что можно сказать о проекте крейсеров типа «Норхэмптон»? Это были весьма удачные корабли, которые протащили на себе всю войну, участвуя почти во всех операциях военно-морского флота США.
Несмотря на некоторые недостатки, а именно, явно недостаточное бронирование, корабли вышли весьма несговорчивыми в плане поражения их бомбами и снарядами. А то, что недогруз помог превратить из в плавучие батареи ПВО, только расширило спектр применения этих кораблей.
В целом, назвать «Норхэмптоны» лучшими кораблями в классе нельзя, но это были достойнейшие представители класса тяжелых крейсеров. И награды, которые получали корабли вкупе с экипажами, только лучшее тому подтверждение.
Роман Скоморохов
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: