Лента новостей

15:00
Выстрел за 1 доллар: зачем США работают над лазерной системой ПВО
14:56
Приватизация «Мотор Сичи» обойдется Киеву по цене покупки Boeing
14:50
Хроники распада
14:38
Госдума выступила за выдачу маткапитала россиянам "живыми" деньгами
14:36
Экономист одобрил введение продкарт: смогут остановить рост цен
14:32
Масштабнейшее нападение: 20 ударных "Байрактаров" атаковали ЗРПК "Панцирь-С"
14:30
Эксперт назвал «запоздалой разработкой» армянский дрон-камикадзе
14:28
Эксперты разошлись в прогнозах войны на Донбассе
14:10
В Госдуме намерены бороться с вседозволенностью иностранных IT-компаний
14:08
Экс-депутат Рады назвал постановкой вакцинацию Зеленского от COVID-19
14:06
Ужесточение законодательства позволит закрыть вопрос с беспорядками в Белоруссии
13:54
«Неизвестные» нанесли ракетный удар по базе нефтепродуктов под Аль-Бабом: сгорело свыше 100 цистерн, три десятка убитых и раненых боевиков
13:46
Посол России в ЦАР сообщил об аварии с военным вертолетом
13:42
На границе Земли и космоса произошел ураган. Это совершенно новое явление
13:28
Специалист перечислил нежелательные для хранения для смартфоне данные
13:22
Через кого Ватикан зайдёт в Карабах – Баку, Ереван или Москву?
13:08
Марков: Спутник V — лучшая вакцина в мире
12:56
В Сенате США блокируют кандидатуру на пост главы ЦРУ из-за санкций против СП-2
12:54
NYT: Власти США запланировали серию кибератак на Россию
12:52
Супруга британского принца Гарри заявила о расизме в королевской семье
12:46
Во Франции трагически погиб миллиардер Оливье Дассо
12:44
Принц Гарри и Меган Маркл назвали пол будущего ребенка
12:42
В правительстве Украины заявили об «очень сильном ударе» по России
12:40
В ДНР обвинили украинских силовиков в обстреле окраин Донецка
12:38
Стали известны подробности крушения российского военного вертолета в ЦАР
12:32
Смартфоны OnePlus 9 получат флагманские камеры Hasselblad. Презентация — 23 марта
12:30
Глава Qualcomm: дефицит полупроводников сохранится до конца 2021 года и ударит по смартфонам
12:28
Почти флагманский POCO X3 Pro получит 120-Гц экран и не менее 6 Гбайт оперативной памяти
12:18
Доля микрозаймов в России на подарки к 8 Марта не превысила 2-3%
12:16
Биткойн вырос до $51 302
12:08
10 самых опасных хобби в мире
12:06
5 причин, мешающих электромобилям обрести популярность
12:04
Как делают моторы V8 на заводе BMW
11:58
Масштабная выставка «Триумф Победителей» откроется в Музее Победы 11 марта
11:56
Сенатор Пушков напомнил Facebook о его функциях
11:44
Российские десантники и белорусские спецназовцы проведут в марте два учения
11:40
СК возбудил дело после ДТП с семью погибшими под Самарой
11:38
Бандеру в очередной раз побеспокоили в его могиле. Колонка Владимира Тулина
11:32
Продюсер сериала "Девушки с Макаровым" объяснил, почему не стоит искать феминизм в комедии
11:30
Милов заведомо проиграл на выборах из-за клейма «навальниста»
11:28
Украина помогла трейдерам из ЕС заработать, потеряв на транзите «Газпрома»
11:15
Глава Верховного совета НИК Ливии подтвердил готовность провести выборы 24 декабря 2021 года
11:12
Советник Авакова: мы готовы вернуть оккупированный Донбасс, нужно решение президента (Обозреватель, Украина)
11:02
Печатный станок: грозит ли США гиперинфляция
11:00
Россияне стали реже звонить в банк, но чаще писать в чатах, показал опрос
Все новости

Архив публикаций

«    Март 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 


Мировое обозрение » Флот » Авианесущие крейсера и Як-38: ретроспективный анализ и уроки

Авианесущие крейсера и Як-38: ретроспективный анализ и уроки



Вокруг авианесущих крейсеров проекта 1143 сломано немало копий, а название их самолётов – Як-38, стало синонимом беспомощности далеко за пределами нашей страны. Критики во многом правы. «Кречеты» (шифр проекта 1143) действительно были странными кораблями. А Як-38 и вправду серьёзно уступал нормальным самолётам.


Тем не менее, в закончившейся истории этих кораблей и их самолётов (на самом деле завершившейся) осталось немало «белых пятен». А ещё осталось много моментов, которые просто-напросто не были поняты. И это так и сейчас. Сегодня наша страна в некотором роде на дне своего морского могущества. От флота остались «рожки да ножки», морская авиация (включая корабельную) практически «убита». Но именно это должно заставить нас извлекать уроки из прошлого – а они там есть. Авианесущие крейсера и их самолёты – это как раз тот самый случай.

Нет никакого смысла пересказывать то, что и так известно про проект 1143 и Як-38. Какой смысл писать то, что ищется в два клика? Но вот малоизвестные страницы стоит открыть, а ещё имеет смысл сделать некоторые выводы, которые в нужное время вслух озвучены не были.

Первым делом – самолёты. Краткий экскурс в историю Як-38


Считается, что главным оружием авианосца является авиация. А также, что главным оружием проекта 1143 были всё же противокорабельные ракеты и противолодочные вертолёты. Для того чтобы понять, как оно могло бы сложиться в реальности, надо сначала оценить его самолёты.

Сразу нужно сказать вот что. Як-38 действительно не оправдал надежд, как и СВВП, в принципе. Но в то же время нет в нашей истории самолёта более оболганного.

Авианесущие крейсера и Як-38: ретроспективный анализ и уроки
Фото: RIA Novosti archive, Vladimir Rodionov / ru.wikipedia.org

Вехами создания и эволюции яков были следующие события.

1960 – первый проект СВВП ОКБ им. Яковлева.

1960–1964 – научно-исследовательские работы, изучение вариантов СВВП, проектирование Як-36, подготовка к испытаниям.

1964–1967 – испытательная программа Як-36. Принято решение о создании другого самолёта. Испытательные полёты Як-36 продолжались до 1971 года.


Як-36 (без «М») – скорее летающий экспериментальный стенд, чем самолёт. Первая советская «вертикалка».

Почему всё это относится к теме?

Потому что это было созданием научно-технического задела. И без ошибок Як-36 следующий самолёт Як-36М (который позже был переименован в Як-38) просто не появился бы.

1967 год – решение о создании лёгкого штурмовика с вертикальным взлётом и посадкой. 27 декабря 1967 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР за № 1166-413, содержавшее в себе решение о создании сначала штурмовика, потом учебной «спарки» и после – истребителя. Штурмовик, согласно Постановлению, предназначался:

«для авиационной поддержки боевых действий сухопутных войск в тактической и ближайшей оперативной глубине расположения противника (до 150 км от линии фронта), а также при базировании самолёта на кораблях проекта 1123 для уничтожения надводных кораблей и береговых объектов в морских операциях и ведения визуальной воздушной разведки.

Основной задачей самолёта является уничтожение подвижных, неподвижных наземных и морских объектов противника в условиях визуальной видимости. Кроме того, самолёт должен использоваться для борьбы с воздушными целями типа военно-транспортных самолётов и вертолётов, а также для борьбы с самолётами и вертолётами ДРЛО и противолодочными самолётами.

С поддержкой сухопутных войск не задалось.

Оказалось, что «вертикалки» почти непригодны в качестве базовой машины, летающей с наземных аэродромов. Подробнее вопрос был раскрыт в статье «Ликбез. Безаэродромное и рассредоточенное базирование авиации». Но это выяснится позже.

1970 – начало лётных испытаний. Самолёты сразу испытывались как вертикально взлетающие.

18 ноября 1972 года – лётчик-испытатель Михаил Сергеевич Дексбах выполняет первую в истории нашей страны посадку реактивного самолёта на корабль – противолодочный крейсер «Москва». По этому случаю по решению маршала авиации Ивана Ивановича Борзова в вахтенный журнал крейсера была внесена запись

«День рождения палубной авиации».

Александр Тимохин


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:




Вам может быть интересно:


Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх