Лента новостей

14:49
Наступление ВСУ в Курской области
14:37
ВСУ капитулировали в Курахово: потери колоссальны, наступление на Курск провалено
14:33
Британская армия тренируется уничтожать дроны радиочастотным оружием
14:22
Почему «Рождественское наступление» ВСУ может прийтись на Беларусь
14:11
Подписка ChatGPT Pro за $200 в месяц стала убыточной для OpenAI из-за слишком большой популярности
14:07
Уходящий Байден награждением Сороса медалью Свободы утвердил свою репутацию коррупционера и преступника
14:06
Дубинский назвал президента Украины и подписанта мирных соглашений
13:58
В Госдуме раскритиковали вывески на иностранных языках
13:45
Штрафбат, эпизод 1, часть 2
13:35
Инсульт «превратил в Отелло» 50-летнюю женщину
13:16
Медведев отреагировал на заявление Зеленского о презрении к русскому народу
12:58
В Одессе снесли памятник Высоцкому - Новости
12:54
Под Курском бойцы КНДР отбили атаку ВСУ: ВС РФ нанесли удар по тылам противника, уничтожив колонну бронетехники
12:42
Что происходит в вашем мозге, когда вы смотрите фильм? MIT впервые показывает, как мозг обрабатывает динамику фильма
12:26
Зеленский заявил о презрении к русскому народу
12:25
Нецензурная речь, адская смесь неонацизма и терроризма с наркотическим бредом — соцсети об интервью Зеленского
12:24
Политический кризис на Западе нарастает: премьер Канады и канцлер Австрии уходят в отставку
12:03
Юрий Подоляка, Крах обороны ВСУ: Российские войска прорвали фронт на нескольких направлениях, свежая сводка на 06.01.2025
11:36
Береза призвал Украину ударить по Патриаршим прудам в Москве
11:29
Альянс США и КНР включили в список «черных лебедей» 2025 года
11:25
Российская армия освободила Курахово
11:16
Герань теперь сама выбирает себе цель - новости
11:12
Шесть муниципалитетов Белгородской области подверглись обстрелам ВСУ за минувшие сутки
10:52
США хотя ввести санкции против танкеров, перевозящих нефть из РФ
10:50
Почему США заманивают всех в Африку
10:43
Politico представило список возможных «черных лебедей» 2025 года
10:42
Зеленский: Членство в НАТО сдержит Украину от нападения на РФ
10:32
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 06.01.2025
10:23
Алаудинов о разгроме ВСУ в Курской области
10:15
«Магматическая активность на древней Земле»: российские учёные заглянули в геологическую историю Ветреного пояса Карелии
10:07
Почему кожа крокодилов такая бугристая? Механическое формирование чешуи вместо генетики
09:51
Мазутная пленка в Крыму. Спутниковые снимки
09:50
Зеленский не исключил отказ от территорий в обмен на членство в НАТО
09:40
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 04.01.2025
09:39
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 05.01.2025
09:33
ООН с опозданием признала преступления Украины, или Хунта Зеленского всё ближе к виселице
08:43
Прорыв ВСУ в Курской области к Большому солдатскому - Новости
08:20
В КНДР выполнили пуск баллистической ракеты
07:55
Орешник меняет расклад сил в мире - новости
07:22
В Казахстане вслед за Китаем сообщили о случаях заражения метапневмовирусом
05:49
Выявлен неожиданный фактор риска радиационного излучения мобильных телефонов
05:13
Рычажные винтовки в новой ипостаси
05:05
Куда делась электрификация железных дорог второй пятилетки
03:11
Наступление на Курск провалилось: новости СВО от 6 января 2025. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 1047-й день спецоперации России на Украине
02:41
Средний долг россиян коллекторам упал до минимума за три года
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Флот»Авианесущие крейсера и Як-38: ретроспективный анализ и уроки

Авианесущие крейсера и Як-38: ретроспективный анализ и уроки



Вокруг авианесущих крейсеров проекта 1143 сломано немало копий, а название их самолётов – Як-38, стало синонимом беспомощности далеко за пределами нашей страны. Критики во многом правы. «Кречеты» (шифр проекта 1143) действительно были странными кораблями. А Як-38 и вправду серьёзно уступал нормальным самолётам.


Тем не менее, в закончившейся истории этих кораблей и их самолётов (на самом деле завершившейся) осталось немало «белых пятен». А ещё осталось много моментов, которые просто-напросто не были поняты. И это так и сейчас. Сегодня наша страна в некотором роде на дне своего морского могущества. От флота остались «рожки да ножки», морская авиация (включая корабельную) практически «убита». Но именно это должно заставить нас извлекать уроки из прошлого – а они там есть. Авианесущие крейсера и их самолёты – это как раз тот самый случай.

Нет никакого смысла пересказывать то, что и так известно про проект 1143 и Як-38. Какой смысл писать то, что ищется в два клика? Но вот малоизвестные страницы стоит открыть, а ещё имеет смысл сделать некоторые выводы, которые в нужное время вслух озвучены не были.

Первым делом – самолёты. Краткий экскурс в историю Як-38


Считается, что главным оружием авианосца является авиация. А также, что главным оружием проекта 1143 были всё же противокорабельные ракеты и противолодочные вертолёты. Для того чтобы понять, как оно могло бы сложиться в реальности, надо сначала оценить его самолёты.

Сразу нужно сказать вот что. Як-38 действительно не оправдал надежд, как и СВВП, в принципе. Но в то же время нет в нашей истории самолёта более оболганного.

Авианесущие крейсера и Як-38: ретроспективный анализ и уроки
Фото: RIA Novosti archive, Vladimir Rodionov / ru.wikipedia.org

Вехами создания и эволюции яков были следующие события.

1960 – первый проект СВВП ОКБ им. Яковлева.

1960–1964 – научно-исследовательские работы, изучение вариантов СВВП, проектирование Як-36, подготовка к испытаниям.

1964–1967 – испытательная программа Як-36. Принято решение о создании другого самолёта. Испытательные полёты Як-36 продолжались до 1971 года.


Як-36 (без «М») – скорее летающий экспериментальный стенд, чем самолёт. Первая советская «вертикалка».

Почему всё это относится к теме?

Потому что это было созданием научно-технического задела. И без ошибок Як-36 следующий самолёт Як-36М (который позже был переименован в Як-38) просто не появился бы.

1967 год – решение о создании лёгкого штурмовика с вертикальным взлётом и посадкой. 27 декабря 1967 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР за № 1166-413, содержавшее в себе решение о создании сначала штурмовика, потом учебной «спарки» и после – истребителя. Штурмовик, согласно Постановлению, предназначался:

«для авиационной поддержки боевых действий сухопутных войск в тактической и ближайшей оперативной глубине расположения противника (до 150 км от линии фронта), а также при базировании самолёта на кораблях проекта 1123 для уничтожения надводных кораблей и береговых объектов в морских операциях и ведения визуальной воздушной разведки.

Основной задачей самолёта является уничтожение подвижных, неподвижных наземных и морских объектов противника в условиях визуальной видимости. Кроме того, самолёт должен использоваться для борьбы с воздушными целями типа военно-транспортных самолётов и вертолётов, а также для борьбы с самолётами и вертолётами ДРЛО и противолодочными самолётами.

С поддержкой сухопутных войск не задалось.

Оказалось, что «вертикалки» почти непригодны в качестве базовой машины, летающей с наземных аэродромов. Подробнее вопрос был раскрыт в статье «Ликбез. Безаэродромное и рассредоточенное базирование авиации». Но это выяснится позже.

1970 – начало лётных испытаний. Самолёты сразу испытывались как вертикально взлетающие.

18 ноября 1972 года – лётчик-испытатель Михаил Сергеевич Дексбах выполняет первую в истории нашей страны посадку реактивного самолёта на корабль – противолодочный крейсер «Москва». По этому случаю по решению маршала авиации Ивана Ивановича Борзова в вахтенный журнал крейсера была внесена запись

«День рождения палубной авиации».

Александр Тимохин


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх