Великобритания, Италия и Швеция решили серьезно инвестировать в разработку боевых самолетов Tempest следующего поколения. При этом бортовые системы будет создавать концерн из Италии Leonardo, которые предлагает совершенно революционные решения в своем классе.
Бортовые комплексы управления станут еще менее габаритными, улучшится надежность программного обеспечения, которое исключит сбои в результате программных ошибок. Достижение беспрецедентных возможностей станет возможным благодаря изменению стандартной архитектуры авиационных радаров. Современные радары состоят из антенны с активным электронным фазовым сканированием, состоящей из плотной сетки небольших модулей приемопередатчика. Каждый модуль излучает отдельный луч радара, и каждый луч может быть направлен в разном направлении, или они могут работать вместе, чтобы сформировать один более сильный луч радара. Полученные сигналы затем отправляются через коаксиальные кабели в приемник, который преобразует принятый импульс в цифровую форму, понятную для компьютера, анализирующего сигналы.
Из-за размеров используемых сегодня преобразователей их нельзя размещать непосредственно в носовой части самолета рядом с антенной. Именно на этапе передачи сигнала по кабелям от модулей приемопередатчика к преобразователю возникают наибольшие потери данных. Чтобы решить эту проблему, итальянские инженеры работают над миниатюризацией преобразователей сигналов, чтобы их можно было напрямую интегрировать в антенну радара. Таким образом, коаксиальные кабели будут исключены. Затем сигнал в цифровой форме будет отправлен на компьютер по оптоволоконным кабелям, что позволит минимизировать количество потерянных данных.
«Миниатюрные преобразователи могут оцифровывать сигнал прямо в антенне, в начале цепочки данных», - объясняет главный инженер Тим Банги. `` Оцифровка данных рядом с антенной означает, что станет возможным получать и передавать больше данных, более гибко управлять ими и создавать больший потенциал для использования радара в качестве многозадачного датчика, используемого, среди прочего, для передачи данных или радиоэлектронной борьбы.
Второе преимущество миниатюризации преобразователей состоит в том, что в одном объеме можно установить несколько преобразователей. Благодаря этому на один преобразователь будет меньше модулей приемопередатчиков. Это означает, что можно обрабатывать больше данных и создавать больше групп из отдельных модулей приемопередатчиков, которые можно индивидуально направлять для решения различных задач.
Новый радар станет частью более широкого интегрированного набора датчиков Tempest Mission System, который также включает устройства радиоэлектронной борьбы, системы самообороны, устройства ситуационной осведомленности, системы связи и электрооптические датчики наблюдения. Все данные, полученные с этих датчиков, будут объединены и представлены экипажу в синтетической форме.
- Данные, полученные от бортовых систем, также будут объединены с данными, полученными с других пилотируемых и беспилотных платформ, и вся картина тактической ситуации будет построена с помощью алгоритмов машинного обучения, - сказал Дункан Мак Крори, инженер концерна Leonardo. - Благодаря этому мы избежим перегрузки пилота данными, дадим ему возможность быстро усваивать информацию и позволим ему принимать правильные решения на основе согласованной и проверенной информации.
В рамках разработки новых решений для использования в Tempest итальянцы в сотрудничестве с британской армией провели испытание пары человек-машина. Экипаж AW159 Wildcat дал указание полуавтономному беспилотному летательному аппарату выполнить разведку и направить изображения по каналу передачи данных обратно на вертолетную площадку.
Все работы координируются компанией BAE Systems, которая вместе с Leonardo следит за тем, чтобы все датчики поместились на борту самолета. Сотрудничество с Rolls-Royce обеспечит решение для надлежащего функционирования всего бортового оборудования.
Георгий Коновалов
Читайте нас: