Грациозно огибая рельеф, к ущелью метнулось звено ударных вертолетов Ка-52. Ракетный залп - вход в ущелье полыхнул огнем и погрузился в дым и столбы пыли. А «Аллигаторы», как называют эти винтокрылые машины, закружили, поливая «противника» огнем пушек. Посредники на участке тактического учения определили, что за восемь с половиной минут вертолетной атаки звено майора Дмитрия Рысьева подавило 87% огневых средств условного противника.
«Слалом» И «дельфин»
Образ аллигатора очень подходит Ка-52 - машине, действующей в выжидательно-агрессивной манере хищника, - объясняет камовский генеральный конструктор Сергей Михеев. - В «Аллигаторе» реализованы новейшие разработки в авионике и вооружении.
Уникальна маневренность «Аллигатора» - он может летать даже хвостом вперед со скоростью 90 км/час, боком - до 80 км/час. Максимальная его скорость - 320 км/час. При скорости ветра до 140 км/час он четко держит позицию в воздухе.
Ка-52 имеет немало и других превосходных летных характеристик. Мощность форсированного двигателя - 2500 л. с., а при отказе одного из двух двигателей другой выдает до 2800 л. с. Как пояснил нашему изданию майор Сергей Ланшин, заместитель командира эскадрильи Ка-52 393-й Севастопольской авиабазы армейской авиации ЮВО, дислоцированной в кубанском Кореновске, новая система регулирования движков повышает приемистость, устойчивость и надежность на переходных режимах и при пусках ракет.
У «Аллигатора» меньше моменты инерции и больше управляющие моменты, чем у других вертолетов. Это дает возможность энергичных маневров. Один из его специфических боевых финтов - плоский разворот, стремительное изменение курса без использования нормальной перегрузки.
Ка-52 летает с высоким скольжением и атакует обычный вертолет, просто поворачивая на него нос и не меняя курса. Энергетика и независимость каналов управления дают возможность Ка-52 непрерывно обстреливать цель, постоянно перемещаясь вокруг нее с использованием маневра «воронка». Он может атаковать внезапно, обходя холмы по горизонтали маневром «слалом» или огибая их вертикально маневром «дельфин». Может садиться на ограниченную площадку с нужного направления вне зависимости от ветра.
Сравнительно небольшие габариты Ка-52 существенно облегчают пилотирование в стесненных условиях, что делает этот вертолет незаменимым воздушным бойцом в условиях гор. Ваш корреспондент воочию мог убедиться, как на соревнованиях «Авиадартс» Южного военного округа все эти маневренно-боевые преимущества «Аллигатора» творчески применила боевая пара на вертолетах Ка-52 под командованием майора Руслана Абрамова и капитана Андрея Кузнецова из вновь сформированной в Крыму части армейской авиации.
Рекордный результат
«Боевые зубы» «Аллигатора» - противотанковый ракетный комплекс «Вихрь». Его ракета с лазерным наведением на дистанции до 3 км уничтожает танк с броней до 900 мм. И динамическая защита - не преграда для ее тандемной кумулятивно- осколочно-фугасной боевой части. Ка-52 может накрыть серией таких ракет четыре цели за 30 секунд. Применяет он и управляемые ракеты с тяжелой боевой частью. Классическое его вооружение - неуправляемые ракеты - четыре блока по двадцать 80-мм снарядов различного действия. Кроме легких снарядов Ка-52 может взять 10 тяжелых калибра 122 мм или 4 калибра 240 мм.
Преимущество Ка-52 перед аналогичными вертолетами НАТО дает и 30-мм пушка 2А42 с дальностью боя 4000 м. На дистанции 4000 м ее снаряды пробивают 15-мм стальную броню на углах встречи 60 градусов - недосягаемый показатель в мире. Размещение пушки вблизи центра масс на Ка-52 повышает маневренность и скорость машины, а точность стрельбы получается в четыре раза выше, чем у американского АН-64. На международном этапе состязаний «Авиадартс» минувшего года именно такая боевая уникальность «Аллигатора» принесла победу экипажам капитана Михаила Здора и старшего лейтенанта Артема Забалуева, капитана Руслана Абрамова и старшего лейтенанта Дмитрия Смирнова. Они выдали рекордный результат: шесть прямых попаданий из пушки в цель размером 3 на 5 метров на дальности 1,5 тысячи метров.
Есть у «Аллигатора» и четыре ракеты «Игла-В». Это модификация проверенного в бою ПЗРК с головкой самонаведения, которая надежно выделяет истинную цель при отстреле тепловых ловушек.
Инновационным козырем Ка-52 стал и прицельно-пилотажный навигационный комплекс «Аргумент-2000». В его состав вошли обзорно-пилотажная и поисково- прицельная системы. Они могут работать круглосуточно вместе с локатором «Арбалет-52», который дает карту местности и обнаруживает, к примеру, танк на дистанции 20 км.
«Делай как я»
Бронированный «панцирь» «Аллигатора» защищает экипаж от огня 12,7-мм пулеметов и осколков снарядов и ракет. Летный эксперимент показал, что Ка-52 способен продолжать полет при полном разрушении хвостового оперения. Еще одна фишка Ка-52 - размещение пилотов в его кабине бок о бок способствует их взаимодействию и ускоренному освоению этой новой машины. Как отметил командир вертолетной авиабазы летчик- снайпер полковник Ряфагать Хабибуллин, имеющий допуск к полетам на всех отечественных военных вертолетах, общение инструктора с обучаемым возможно даже жестами, а наглядный принцип обучения «делай как я» реализуется при этом со стопроцентным КПД.
ТТХ вертолета Ка-52
Экипаж: 2 чел. (пилот и оператор вооружения)
Длина фюзеляжа: 14,2 м
Диаметр несущего винта: 14,5 м
Крейсерская скорость: 260 км/час
Практическая дальность: 520 км
Боевая нагрузка: 2000 кг
ВООРУЖЕНИЕ: Стрелково-пушечное 1 х 30-мм пушка 2А42 (боезапас - 460 снарядов)
Управляемые ракеты - «воздух - земля»: 4 х 6 ПТУР «Вихрь»; «воздух - воздух»: «Игла-В» - 2 х 2 шт.
Неуправляемые ракеты - С-8 калибра 80-мм или С-13 калибра 130-мм
Читайте нас: