В том, что вооруженные силы Германии в годы Второй мировой войны были чрезвычайно грозной военной силой, не сомневался никто из тех, кому приходилось сражаться против них. И немалую роль в боеспособности немецких войск играла хорошо, в целом, продуманная система обучения личного состава и подготовки к предстоящим боям.
Но при этом нельзя не отметить, что и чрезвычайно рациональные немцы иногда «озадачивали» своих молодых бойцов более чем странными занятиями, заставляющими задуматься о тайне германской души, таинственной и совершенно непостижимой.
Кто сейчас сможет понять, например, зачем им понадобилось обучать танкистов искусству владения горными лыжами?
Танкист Клаус Штикельмайер – один из тех, кому довелось пройти странный курс подготовки, так сказать, «танкиста-горнолыжника». Вот как он описал это в своих мемуарах «Откровения немецкого истребителя танков Танковый стрелок»:
«А как насчет танковых лыжников? Что за странная порода? Ну, не было военной части, большой или маленькой, которая бы из них состояла — однако небольшие группы танкистов проходили хотя бы какую-то горнострелковую подготовку. Я так и не понял, почему именно я удостоился такой чести, но в декабре 1943 года меня, с девятью другими, неожиданно отправили из Бамберга в Оберстдорф им Ольгеу на австрийской границе, в 130 км к юго-востоку от Мюнхена, для прохождения военного курса горнолыжной подготовки».
Учили катанию на горных лыжах, надо признать, серьезно и основательно: «Все время курса упор делался на безопасности. Начав с объяснения, как двигаться на ровном месте в долине, инструкторы вскоре погнали нас, равнинных тирольцев — еще одна нелепица! — кататься вверх и вниз по довольно крутым склонам. Ходя на лыжах, каждый нес на спине рюкзак, весивший десять килограммов.
Верх моих армейских лыж был белым с зеленой продольной полосой посередине, примерно двух сантиметров ширины, от креплений вперед и назад. Зеленая полоска помогала искать лыжу, упавшую в снег. Ход вверх по склону на дальнее расстояние был старой доброй «елочкой», при которой лыжи оставляли следы, расходящиеся буквой V. Другая техника, «лесенка», давала возможность набирать высоту так же быстро, как и «елочкой», но без риска скатиться назад.
Спуск по крутому склону с грузом за спиной требовал четкого знания, как безошибочно тормозить. Перед тем как начать спуск, твердили инструкторы, выньте руки из петель лыжных палок. Чтобы резко затормозить на спуске, поставьте палки между ног и оттолкнитесь ими, чтобы они ушли назад. Затем буквально сядьте на палки и слегка отклонитесь назад. Кружки на нижних концах палок, загоняемые в снег, сработают как тормоза».
Вот понять бы еще – за каким чертом понадобилось немецкому командованию молодых танкистов всему этому обучать? Без умения спускаться на лыжах по горному слону с грузом за спиной немецкому танкисту обойтись было решительно невозможно?
При этом надо отметить, что, несмотря на все старания инструкторов обеспечить безопасность занятий, это не всегда удавалось. Это и понятно – горы есть горы: «Для снижения скорости и остановки на слабом уклоне мы, конечно, использовали старый добрый «плуг», при котором пятки лыж разворачиваются наружу. Один танкист, спускаясь, не вытащил руки из ременных петель. Когда его правая палка зацепилась за створку ворот в заборе, мимо которого он ехал, его рвануло назад и вниз. Он получил серьезное повреждение правого плеча — что, вероятно, напоминало о себе до конца жизни».
Повреждения могли быть и более серьезными – любопытно было бы узнать, сколько немецких танкистов что-нибудь себе повредили во время освоения горных лыж?
В декабре 1943 года более насущной задачи, чем освоение зимнего вида спорта у панцерваффе – танковых войск Германии не было? Чем в 1944 году немецкому танкисту освоение «лесенки», «плуга» и «елочки» могло помочь при встрече с Т-34-85, ИС-2 или ИСУ-152?
Пожалуй, по масштабу восхитительной глупости горнолыжно-танковые забавы немцев можно сопоставить лишь с отправкой воздушным путем в последние недели Сталинградской битвы умирающей от голода шестой армии Паулюса презервативов, майорана и хорватских железных крестов. Умы примерно одинакового масштаба до этого додумались. При всей своей рациональности и деловитости умеют немцы иногда потрясти результатами своей умственной деятельности…
Читайте нас: