Гигантомания – это очень плохо. Доказано Советским Союзом. Огромные заводы, огромные бюджеты, огромные армии, пожирающие эти бюджеты: казалось бы, все это осталось в далеком прошлом, в биполярном мире.
Ан нет.
Министр обороны США Марк Эспер раскрыл новые подробности о чрезвычайно амбициозных планах по увеличению в течение ближайших 25 лет численности флотов ВМС США до более чем 500 кораблей и подводных лодок, включая беспилотные типы.
Он также раскрыл завесу над тайной того, откуда возьмутся деньги на этот, я бы сказал, безумный проект. Оказывается, работы по аргументации увеличения бюджета ВМС США уже идут. Там, в закулисье Конгресса и Сената США. И увеличение базового бюджета ВМФ США возможно уже в следующем году.
Разработана и начинает осуществляться программа «Battle Force 2045», о чем Эспер и рассказал. Управление министра обороны (ОСД) уже несколько месяцев работает над тем, чтобы помочь сформировать планы структуры сил военно-морского
Это интересная программа, поскольку она стоит не денег, а весьма огромных сумм. Но давайте все-таки по порядку.
На начало 2020 года военно-морской флот США насчитывал около 290 кораблей. Была утверждена Конгрессом программа развития, которая предусматривает увеличение состава флота до 335 кораблей.
Однако теперь Эспер заявил, что для эффективного выполнения задач флоту на рубеже 2045 года потребуется в общей сложности 500 кораблей. Структура флота должна включать в себя от 8 до 11 атомных авианосцев, от 60 до 70 малых надводных боевых кораблей, от 70 до 80 ударных подводных лодок, от 50 до 60 боевых кораблей-амфибий и от 70 до 90 кораблей материально-технического обеспечения.
Ранее в США рассматривались аналогичные разработки по составу от «Гудзоновского института», известного своими проектами и военной аналитикой. Но даже у гудзоновских ястребов аппетиты оказались меньше, чем у министра обороны. Они оперировали флотом, в котором было 9 авианосцев, в то время как сегодня это число составляет 11—10 кораблей класса «Нимиц» и первый корабль класса «Джеральд Форд».
И что-то меньшее означает, что какой-то из кораблей надо будет отправлять на металл. Между тем в Конгрессе считают, что флот должен иметь не менее 12 авианосцев.
Эспер добавил (контрольный в голову), что военно-морской флот «продолжит изучать варианты легких авианосцев, на которых будут размещены самолеты с коротким или вертикальным взлетом и посадкой», и что флот в конечном итоге может приобрести до шести таких кораблей.
Учитывая то, что в мае этого года руководство ВМФ США публично сделало заявление о том, что изучение концепции применения легких авианосцев будет отложено на неопределенный срок, все это в исполнении Эспера смотрится… удивительно.
Зато вполне оправдывает дальнейшую работу над УДК класса «Америка». Собственно, этот УДК можно рассматривать именно как легкий авианосец, потому что, если убрать из его авиационного вооружения всю вертолетную мелочь, 22 самолета типа F-35В, это получится очень даже похоже на легкий авианосец.
Министр обороны не объяснил, к сожалению, что может быть включено в категорию «малых надводных боевых кораблей», но в настоящее время единственными кораблями военно-морского флота, отвечающими этому описанию, являются корабли прибрежной зоны (LCS). Здесь тоже все не совсем ясно, поскольку уже не один раз делались заявления на тему того, что эти корабли не будут строиться дальше.
Фрегаты УРО. Тут как раз все доходчиво. Покупал их флот и будет покупать дальше. Класс этих кораблей, который сейчас называется FFG(X), представляет собой фактически корабль, в основе которого лежит проект европейского многоцелевого фрегата с итальянскими корнями от Финкантьери, то есть FREMM.
С подводными лодками тоже не все просто. Эспер заявил, что увеличение числа обязательно будет, но… потом. Когда закончится разработка новой подводной лодки, известной в настоящее время как SSN(X). То есть ВМФ США хочет «Сивулф», но изрядно дешевле.
А пока новую лодку будут разрабатывать, строить и испытывать, «поддержание штанов» произойдет за счет семи «Лос-Анджелесов», которым просто продлят срок службы и перезарядят реакторы.
В общем, скромно и со вкусом, а главное – не выходя за рамки мировых трендов.
Весьма оптимистично так, но министр обороны США подтвердил ранее поставленную перед службой цель увеличить производство многоцелевых ударных подводных лодок класса «Вирджиния» с двух лодок в год до трех. Это вызывает, конечно, удивление. Главное – не надорваться.
В общем, гром победы, раздавайся. Планы вполне себе адмиральские, но это, кстати, и понятно. Не сержанты в игрушки играют.
До 335 кораблей, возможно, флот доведут. Цель, как говорится, оправдывает. Но цифра 500 в нашем случае смотрится более чем фантастично даже для США.
Ответ прост: чтобы довести общую численность боевых кораблей до более чем 500, потребуется построить от 140 до 240 беспилотных надводных и подводных аппаратов.
Сейчас понимающие скажут, что в США не строят подводные и надводные безэкипажники. Да, это так. Не строят. Однако Управление по исполнению бюджета Белого дома уже добавило их к официальным учетным данным флота для целей будущего планирования.
Интересная ситуация – беспилотников нет, а в учете и планах они есть. Значит – и в бюджете.
Можно мастер-классы брать всем остальным министерствам обороны.
Но да, деньги. Конечно, чтобы все это заработало, нужны несколько барж с долларами. Эспер говорит, что план состоит в том, чтобы увеличить процент от общего бюджета флота, выделяемого на судостроение до 13 процентов. В 2020 финансовом году деньги на корабли составляли чуть более 11,5 процента от утвержденного Конгрессом бюджета службы. На 2021 год цифра составила 10 процентов в бюджетном запросе военно-морского флота. Законодателям еще предстоит принять бюджет на этот финансовый цикл, который начался 1 октября, но увеличение с 10 до 13 процентов – это очень серьезно.
Эта цифра в 13 процентов впервые появилась в прошлом месяце в печатной версии речи, которую Эспер произнес в аналитическом центре Rand. Однако сама речь не включала эту цифру, что вызвало вопросы о том, была ли она точной или нет. Впоследствии Эспер озвучил ее в комментариях.
Дотошные Defense News посчитали, что двухпроцентное увеличение средств на судостроение в течение бюджетного запроса на 2021 финансовый год приведет к появлению в распоряжении флота более 4 миллиардов долларов для покупки кораблей.
А в последнем выступлении на эту тему Эспер также призвал Конгресс одобрить избавление от старых кораблей и предоставить Пентагону полномочия переводить неиспользованные средства прямо на счета судостроения без получения специального разрешения. Он также обратился к законодателям с призывом безотлагательно принять бюджет на 2021 финансовый год и не полагаться на краткосрочные законопроекты о расходах, широко известные как постоянные резолюции, которые затрудняют долгосрочное планирование.
Без сомнения, если Конгресс одобрит такие планы, 4 миллиарда – это серьезно. Это 4 эсминца типа «Арли Берк» в полной комплектации.
Конечно, заявления министра обороны США – это только половина дела. Здесь все зависит от конгрессменов, а надо отметить, что они всегда проявляли сдержанность в вопросе выделения денег на строительство беспилотных платформ. Более того, именно Конгресс всегда был источником сопротивления в вопросах утилизации старых кораблей, одобряя продление сроков службы кораблям и судам военно-морского флота.
И, надо сказать, если идея Эспера получит поддержку и его планы получат реальное финансирование, ситуация может получиться более чем оригинальная.
Дело не в деньгах. Дело в том, как их можно реализовать. Дело в том, что и в США существуют проблемы в строительстве кораблей. Помните нашумевшее дело УДК «Америка», которую сдали на 2 года позже?
А с «Вирджиниями»? Переход на строительство двух субмарин вместо одной в год очень сильно напрягло верфи и предприятия США. Потому чуть выше я и сказал: главное – не надорваться. Две АПЛ в год – уже нешуточно, а три… При всем том, что не так давно строили по одной.
И, кстати: а если верфи занять строительством «Вирджиний», то где будут строить подлодки нового поколения? Те самые, под МБР типа «Колумбия»?
И потом, а деньги откуда возьмутся? Хорошо, если просто и обыденно их напечатают. А если за счет сокращения других программ, на что американский Конгресс тоже мастер?
Эспер говорит, что по крайней мере часть дополнительных средств на судостроение может быть получена за счет экономии, которую Пентагон нашел в другом месте бюджета. Но что это за экономия, пока не ясно. И опять, чтобы что-то свернуть, оставить без финансирования, на все это тоже нужно согласие Конгресса.
Демократия в действии. Если народ США, представители которого сидят в Конгрессе, одобрит планы Эспера – да, не вопрос. А если нет…
Я бы еще вспомнил, что на дворе 2020 год. Коронавирус, всеобщая рецессия, мировой экономический спад. И на этом фоне заявления министра обороны США о строительстве новых кораблей выглядят совсем уж фантастикой.
На самом деле Конгресс запросто может одобрить программу Эспера. Но с такой же легкостью, покрутив пальцем у виска, отменить и забыть ее.
Так что, наверное, рановато говорить о военно-морском флоте США из 500 кораблей. Слишком рано.
Роман Скоморохов
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: