Лента новостей

06:48
Стоимость нефти марки Brent поднялась выше $48 за баррель
06:44
Ученых поразили свойства коронавирусной пленки
06:42
СМИ: Трамп планирует помиловать своего экс-советника по нацбезопасности
06:40
Азербайджанская армия вошла в Кельбаджарский район
06:38
Езжай во Львов: в Одессе пассажиры трамвая устроили скандал из-за языка
06:14
Первые карантинные ограничения в стране снимут уже в субботу
05:58
Перспективы модульного вооружения
05:02
Сергей Марков: Чем отличаются Нагорный Карабах и Донбасс?
04:46
«Россия использовала нашу победу»: жители Азербайджана не в восторге от возвращения российских военных
04:44
Дзюба забил, но «Зенит» опять проиграл в Лиге чемпионов
04:42
У COVID-19 нашли «точку невозврата»: после нее человек поправляется или заболевает еще сильнее
04:40
СМИ: В Москве задержали бойца ММА Абасова
04:36
В центре Минска автомобиль врезался в монумент Победы и загорелся
04:34
Байден готов встретиться с Трампом — «если он попросит»
04:32
Саакашвили: Экономическая катастрофа на Украине неизбежна
04:30
Сирийские СМИ сообщили об ударах Израиля по юго-востоку страны
04:28
Байден: Из-за Трампа Америка осталась в одиночестве
04:22
Обзор и тест процессорного кулера Deepcool AS500
04:20
Samsung представила Galaxy A12 и A02S — бюджетные смартфоны с большими экранами, множеством камер и ёмкими батареями
04:18
Обзор игрового ноутбука Acer Nitro 5 AN517: домашний добытчик FPS
04:08
Президент конференции ОПЕК осудил нападения на нефтяные объекты в любой стране картеля
04:06
Саакашвили считает, что экономике Украины грозит неизбежная катастрофа
04:04
Индексы в Нью-Йорке выросли на ожиданиях быстрой процедуры передачи власти Байдену
04:00
Посол РФ в Вашингтоне назвал нелегитимными новые санкции США против российских компаний
03:58
Путин и Эрдоган отметили важность полного выполнения решений по урегулированию в Карабахе
03:56
Матвиенко надеется, что нынешняя команда в США не будет препятствовать преемнику в СНВ-3
03:52
Корабль "Адмирал Виноградов" остановил нарушение госграницы России эсминцем ВМС США
03:50
При содействии российских миротворцев в Карабах за сутки вернулись 1 895 беженцев
03:44
«Удивить – победить!» Начало военной карьеры Суворова
03:26
Жители московского района Бутово слышат стрельбу.
03:24
В полиции опровергли факт стрельбы в московском Южном Бутово
03:10
Yle (Финляндия): президент Украины Владимир Зеленский фактически потерял власть в стране, которая переживает глубокий кризис из-за конституции и коррупции
03:08
U.S. 7th Fleet (США): «Джон Маккейн» провел операцию по обеспечению свободы навигации
03:06
На грани Третьей мировой: российский корабль пригрозил протаранить соперника, на море хаос (Daily Express, Великобритания)
03:04
Abendlich Hamburg (Германия): сенсация! Запад решил заменить Алексея Навального его женой Юлией
03:02
Болгары об украинском блицкриге в Крыму: русские бьют сильно, болит долго (Факти, Болгария)
02:58
Россия подала заявку на регистрацию вакцины Спутник V в Европе
02:56
Немецкий эксперт назвал преимущество российских банков перед западными
02:52
В Сирии заявили об израильском авиаударе по провинции Дамаск
02:50
В Минске автомобиль перелетел через монумент Победы и загорелся
02:48
Помпео ответил на вопрос о передаче власти администрации Байдена
02:46
США отвергли заявление об изгнании их эсминца из залива Петра Великого
02:24
National Interest советует Байдену «перезагрузить» НАТО — и сделать США его последним резервом
02:22
СТРАНА: по прогнозам экспертов, коронавирусом могут заразиться 70% украинцев
02:18
Европа готовится к самому необычному Рождеству в своей истории
Все новости

Архив публикаций

«    Ноябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 


Мировое обозрение » Флот » Средства спасения подводников ВМФ России

Средства спасения подводников ВМФ России



Подводник со снаряжением ССП-М


Сложность и опасность службы подводных сил предъявляют особые требования к системам и средствам спасения. В распоряжении российских подводников в настоящее время имеются различные средства самоспасения, а кроме того, они могут рассчитывать на помощь аварийно-спасательной службы. Все эти меры позволяют эвакуировать личный состав с аварийной подлодки и оказать ему необходимую помощь.

Пути самоспасения


В первую очередь, безопасность и выживание экипажа обеспечивается «Спасательным снаряжением подводника» (ССП), используемым на отечественных подлодках уже несколько десятилетий. При помощи ССП подводник может покинуть корабль и безопасно подняться на поверхность. В зависимости от применяемых средств, обеспечивается спасение с глубин до 200-220 м.

ССП выпускается в двух версиях. Комплектация №1 включает гидрокомбинезон СГП-К-1, изолирующий дыхательный аппарат ИДА-59М, ремень с карабином и парашютную систему ПП-2. Комплектация №2 использует комбинезон СГП-К-2 с некоторыми отличиями и изделие ИДА-59М. Состав ССП определяется оснащением бортовых средств спасения подлодки.


Тренировка по использованию спасательного плота, 2017 г.

Гидрокомбинезоны СГП-К-1/2 могут использоваться для временного пребывания в отсеках при давлениях менее 1 МПа (10 атм.) и температурах до +50°C, однако основной его задачей является обеспечение покидания подлодки т.н. мокрым способом.

В качестве спасательных устройств для выхода мокрым способом могут использоваться спасательные люки (с блоком подачи воздуха и без него), торпедные аппараты или прочная рубка. Люки обеспечивают выход подводников по одному, тогда как рубка одновременно вмещает до 4-6 чел. Во всех случаях используется одинаковый способ применения: подводники в ССП занимают места в объеме, служащем шлюзом, после чего тот заполняется забортной водой. Далее спасающиеся выходят наружу и начинают подъем.

Допускается свободное всплытие. При использовании ССП №1 максимальная глубина спасения достигает 220 м. на глубинах 60-80 м приводится в действие система ПП-2, ограничивающая темп подъема и предохраняющая подводника от кессонной болезни. Комплектация №2 позволяет подниматься только с 100 м. В распоряжении подводников имеется буй-вьюшка с буйрепом для подъема. С его помощью можно спастись с глубины 100 м. При наличии помощи со стороны аварийно-спасательной службы возможен выход с больших глубин.

Средства спасения подводников ВМФ России

Всплывающая капсула подлодки "Северодвинск"

Несколько лет назад стало известно о разработке нового снаряжения ССП-М. Для него создается улучшенный гидрокомбинезон и современный дыхательный аппарат. За счет применения актуальных технологий удалось повысить основные характеристики компонентов снаряжения и, как следствие, сократить риски для спасаемого подводника. Сообщалось, что в 2018 г. новое ССП поступит на вооружение, и до 2020 г. его получат подводники Тихоокеанского флота. Затем планировалось начать переоснащение подводных сил других флотов.

Всем экипажем


Если аварийная подлодка находится на поверхности, эвакуация экипажа не представляет особой сложности. На борту отечественных лодок имеются надувные спасательные плоты различных типов. В минимальное время они сбрасываются за борт и приводятся в действие, после чего личный состав может перейти на них. На борту каждого плота имеется аварийный запас со всем необходимыми компонентами. Затем аварийно-спасательная служба должна обеспечить подъем на борт и оказать необходимую помощь.

Коллективное спасение экипажа в подводном положении выполняется при помощи всплывающей спасательной камерой (ВСК или КСВ). Подобное оснащение используется достаточно давно и имеется на всех современных подлодках ВМФ России. ВСК представляет собой прочный несамоходный подводный аппарат с многоярусной компоновкой мест для размещения экипажа, аварийного запаса, плотов и т.д. Камера размещается внутри ограждения рубки / выдвижных устройств, в самой верхней части подлодки.


Спуск глубоководного аппарата АС-34 с борта судна "Георгий Титов"

Для использования ВСК личный состав должен провести недолгую процедуру подготовки, после чего занимает места внутри и производит отстыковку. За счет положительной плавучести камера самостоятельно поднимается на поверхность, где можно подавать сигналы бедствия и осуществлять переход на плоты или спасательные суда, а также оказывать помощь пострадавшим.

В ноябре 2014 г. Минобороны показало особенности применения ВСК. Испытания прошла камера подлодки К-560 «Северодвинск». В ходе этого мероприятия ВСК приняла на борт пятерых подводников и балласт, имитирующий остальной экипаж. Подъем осуществлялся с глубины 40 м и занял ок. 10 сек. Подводники-испытатели не отметили никаких негативных явлений.

Впрочем, наличие ВСК не гарантирует безопасность экипажа. Так, экипаж АПЛ К-141 «Курск» во время аварии не смог воспользоваться камерой. Подводники с К-278 «Комсомолец» смогли задействовать ВСК, однако в нее попали только пять человек. Кроме того, при всплытии разницей давления вырвало люк, и камера начала набирать воду. Одного подводника выбросило вслед за люком, еще один смог выбраться – трое других, включая командира корабля, утонули вместе с ВСК.

Спешат на помощь


За оказание помощи терпящим бедствие подводникам отвечает Управление поисковых и аварийно-спасательных работ (УПАСР ВМФ). В его распоряжении имеется масса спасательных судов различного назначения, а также глубоководные аппараты и комплексы. За счет применения тех или иных средств возможна эвакуация экипажа с затонувшей лодки, оказание помощи подводникам на поверхности, буксировка аварийного корабля и т.д.


АС-34 в самостоятельном плавании

Поднимать пострадавших из воды и обеспечивать переход с плотов фактически может любое судно, от различных катеров до крупных специализированных единиц. При этом в последние годы уделяется особое внимание созданию специализированных спасательных судов, способных оказывать комплексную помощь на всех этапах операции и обеспечивать работу других средств спасения.

Для эвакуации подводников с затонувшей лодки «сухим способом» применяются спасательные глубоководные аппараты (СГА). В распоряжении всех флотов ВМФ имеется по одному судну-носителю с СГА пр. 1855 «Приз». Аппараты АС-26, АС-28, АС-30 и АС-34 способны погружаться на глубину до 1000 м, стыковаться со спасательным люком, принимать на борт до 20 чел. и доставлять их на поверхность. Также построены два более новых СГА пр. 18720 «Бестер» с улучшенными характеристиками и возможностями. Пока они имеются только у Северного и Тихоокеанского флотов.

Применение СГА может быть связано с трудностями. Переход судна-носителя к месту аварии и подготовка погружения могут занимать длительное время. Кроме того, возможны затруднения технического характера. Так, в ходе операции по спасению «Курска» аппарат «Приз» не смог пристыковаться к спасательному люку из-за его повреждения.


Спасательное судно "Игорь Белоусов"

С 2015 г. в составе КТОФ служит уникальное спасательное судно «Игорь Белоусов» пр. 21300 «Дельфин». Он несет СГА «Бестер-1» и водолазный колокол. Значительную часть внутренних объемов судна занимает глубоководный комплекс ГВК-450. В его состав входит 5 барокамер на 120 чел. При помощи своих штатных средств «Игорь Белоусов» может поднять экипаж аварийной подлодки, а затем обеспечить декомпрессию и иную медицинскую помощь.

К сожалению, по пр. 21300 пока построено только одно судно, что не соответствует общим требованиям и пожеланиям ВМФ. Дело в том, что комплекс ГВК-450 является результатом сотрудничества отечественной и зарубежной промышленности. Применение импортных комплектующих более не представляется возможным, а разработка собственных аналогов пока не начата. Как скоро ВМФ сможет получить новое судно пр. 21300 – неизвестно.

Спасение придет


В настоящее время ВМФ России располагает развитым комплексом средств для спасения подводников с аварийных кораблей, как на поверхности, так и с глубины. Некоторые системы и изделия эксплуатируются на протяжении десятилетий, тогда как другие появились в последние годы – однако все они решают общие задачи и дают личному составу надежду на спасение из любой аварийной ситуации.


Пост управления комплексом ГВК-450 на борту "Игоря Белоусова"

В то же время, в сфере средств спасения наблюдаются определенные трудности. Так, ни одна из известных систем, как показывает опыт, не гарантирует стопроцентное спасение людей, а различные непредвиденные факторы и обстоятельства могут приводить к непредвиденным последствиям. Кроме того, имеются проблемы количественного и качественного характера. К примеру, судно «Игорь Белоусов», при всех его преимуществах, пока не имеет систершипов, а их строительство откладывается на неопределенный срок.

Впрочем, ситуация в целом располагает к оптимизму. Строятся новые подлодки с современными системами, и их надежность растет, резко сокращая вероятность аварий. Одновременно аварийно-спасательная служба получает перспективные изделия разного рода, способные оказать необходимую помощь. Работоспособность и потенциал этих средств регулярно проверяются в ходе учебных мероприятий. Остается надеяться, что все ограничится только учениями, и их не придется использовать на реальных авариях.

Рябов Кирилл


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник





Вам может быть интересно:


Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх