Подводник со снаряжением ССП-М
Сложность и опасность службы подводных сил предъявляют особые требования к системам и средствам спасения. В распоряжении российских подводников в настоящее время имеются различные средства самоспасения, а кроме того, они могут рассчитывать на помощь аварийно-спасательной службы. Все эти меры позволяют эвакуировать личный состав с аварийной подлодки и оказать ему необходимую помощь.
Пути самоспасения
В первую очередь, безопасность и выживание экипажа обеспечивается «Спасательным снаряжением подводника» (ССП), используемым на отечественных подлодках уже несколько десятилетий. При помощи ССП подводник может покинуть корабль и безопасно подняться на поверхность. В зависимости от применяемых средств, обеспечивается спасение с глубин до 200-220 м.
ССП выпускается в двух версиях. Комплектация №1 включает гидрокомбинезон СГП-К-1, изолирующий дыхательный аппарат ИДА-59М, ремень с карабином и парашютную систему ПП-2. Комплектация №2 использует комбинезон СГП-К-2 с некоторыми отличиями и изделие ИДА-59М. Состав ССП определяется оснащением бортовых средств спасения подлодки.
Тренировка по использованию спасательного плота, 2017 г.
Гидрокомбинезоны СГП-К-1/2 могут использоваться для временного пребывания в отсеках при давлениях менее 1 МПа (10 атм.) и температурах до +50°C, однако основной его задачей является обеспечение покидания подлодки т.н. мокрым способом.
В качестве спасательных устройств для выхода мокрым способом могут использоваться спасательные люки (с блоком подачи воздуха и без него), торпедные аппараты или прочная рубка. Люки обеспечивают выход подводников по одному, тогда как рубка одновременно вмещает до 4-6 чел. Во всех случаях используется одинаковый способ применения: подводники в ССП занимают места в объеме, служащем шлюзом, после чего тот заполняется забортной водой. Далее спасающиеся выходят наружу и начинают подъем.
Допускается свободное всплытие. При использовании ССП №1 максимальная глубина спасения достигает 220 м. на глубинах 60-80 м приводится в действие система ПП-2, ограничивающая темп подъема и предохраняющая подводника от кессонной болезни. Комплектация №2 позволяет подниматься только с 100 м. В распоряжении подводников имеется буй-вьюшка с буйрепом для подъема. С его помощью можно спастись с глубины 100 м. При наличии помощи со стороны аварийно-спасательной службы возможен выход с больших глубин.
Всплывающая капсула подлодки "Северодвинск"
Несколько лет назад стало известно о разработке нового снаряжения ССП-М. Для него создается улучшенный гидрокомбинезон и современный дыхательный аппарат. За счет применения актуальных технологий удалось повысить основные характеристики компонентов снаряжения и, как следствие, сократить риски для спасаемого подводника. Сообщалось, что в 2018 г. новое ССП поступит на вооружение, и до 2020 г. его получат подводники Тихоокеанского
Всем экипажем
Если аварийная подлодка находится на поверхности, эвакуация экипажа не представляет особой сложности. На борту отечественных лодок имеются надувные спасательные плоты различных типов. В минимальное время они сбрасываются за борт и приводятся в действие, после чего личный состав может перейти на них. На борту каждого плота имеется аварийный запас со всем необходимыми компонентами. Затем аварийно-спасательная служба должна обеспечить подъем на борт и оказать необходимую помощь.
Коллективное спасение экипажа в подводном положении выполняется при помощи всплывающей спасательной камерой (ВСК или КСВ). Подобное оснащение используется достаточно давно и имеется на всех современных подлодках ВМФ России. ВСК представляет собой прочный несамоходный подводный аппарат с многоярусной компоновкой мест для размещения экипажа, аварийного запаса, плотов и т.д. Камера размещается внутри ограждения рубки / выдвижных устройств, в самой верхней части подлодки.
Спуск глубоководного аппарата АС-34 с борта судна "Георгий Титов"
Для использования ВСК личный состав должен провести недолгую процедуру подготовки, после чего занимает места внутри и производит отстыковку. За счет положительной плавучести камера самостоятельно поднимается на поверхность, где можно подавать сигналы бедствия и осуществлять переход на плоты или спасательные суда, а также оказывать помощь пострадавшим.
В ноябре 2014 г. Минобороны показало особенности применения ВСК. Испытания прошла камера подлодки К-560 «Северодвинск». В ходе этого мероприятия ВСК приняла на борт пятерых подводников и балласт, имитирующий остальной экипаж. Подъем осуществлялся с глубины 40 м и занял ок. 10 сек. Подводники-испытатели не отметили никаких негативных явлений.
Впрочем, наличие ВСК не гарантирует безопасность экипажа. Так, экипаж АПЛ К-141 «Курск» во время аварии не смог воспользоваться камерой. Подводники с К-278 «Комсомолец» смогли задействовать ВСК, однако в нее попали только пять человек. Кроме того, при всплытии разницей давления вырвало люк, и камера начала набирать воду. Одного подводника выбросило вслед за люком, еще один смог выбраться – трое других, включая командира корабля, утонули вместе с ВСК.
Спешат на помощь
За оказание помощи терпящим бедствие подводникам отвечает Управление поисковых и аварийно-спасательных работ (УПАСР ВМФ). В его распоряжении имеется масса спасательных судов различного назначения, а также глубоководные аппараты и комплексы. За счет применения тех или иных средств возможна эвакуация экипажа с затонувшей лодки, оказание помощи подводникам на поверхности, буксировка аварийного корабля и т.д.
АС-34 в самостоятельном плавании
Поднимать пострадавших из воды и обеспечивать переход с плотов фактически может любое судно, от различных катеров до крупных специализированных единиц. При этом в последние годы уделяется особое внимание созданию специализированных спасательных судов, способных оказывать комплексную помощь на всех этапах операции и обеспечивать работу других средств спасения.
Для эвакуации подводников с затонувшей лодки «сухим способом» применяются спасательные глубоководные аппараты (СГА). В распоряжении всех флотов ВМФ имеется по одному судну-носителю с СГА пр. 1855 «Приз». Аппараты АС-26, АС-28, АС-30 и АС-34 способны погружаться на глубину до 1000 м, стыковаться со спасательным люком, принимать на борт до 20 чел. и доставлять их на поверхность. Также построены два более новых СГА пр. 18720 «Бестер» с улучшенными характеристиками и возможностями. Пока они имеются только у Северного и Тихоокеанского флотов.
Применение СГА может быть связано с трудностями. Переход судна-носителя к месту аварии и подготовка погружения могут занимать длительное время. Кроме того, возможны затруднения технического характера. Так, в ходе операции по спасению «Курска» аппарат «Приз» не смог пристыковаться к спасательному люку из-за его повреждения.
Спасательное судно "Игорь Белоусов"
С 2015 г. в составе КТОФ служит уникальное спасательное судно «Игорь Белоусов» пр. 21300 «Дельфин». Он несет СГА «Бестер-1» и водолазный колокол. Значительную часть внутренних объемов судна занимает глубоководный комплекс ГВК-450. В его состав входит 5 барокамер на 120 чел. При помощи своих штатных средств «Игорь Белоусов» может поднять экипаж аварийной подлодки, а затем обеспечить декомпрессию и иную медицинскую помощь.
К сожалению, по пр. 21300 пока построено только одно судно, что не соответствует общим требованиям и пожеланиям ВМФ. Дело в том, что комплекс ГВК-450 является результатом сотрудничества отечественной и зарубежной промышленности. Применение импортных комплектующих более не представляется возможным, а разработка собственных аналогов пока не начата. Как скоро ВМФ сможет получить новое судно пр. 21300 – неизвестно.
Спасение придет
В настоящее время ВМФ России располагает развитым комплексом средств для спасения подводников с аварийных кораблей, как на поверхности, так и с глубины. Некоторые системы и изделия эксплуатируются на протяжении десятилетий, тогда как другие появились в последние годы – однако все они решают общие задачи и дают личному составу надежду на спасение из любой аварийной ситуации.
Пост управления комплексом ГВК-450 на борту "Игоря Белоусова"
В то же время, в сфере средств спасения наблюдаются определенные трудности. Так, ни одна из известных систем, как показывает опыт, не гарантирует стопроцентное спасение людей, а различные непредвиденные факторы и обстоятельства могут приводить к непредвиденным последствиям. Кроме того, имеются проблемы количественного и качественного характера. К примеру, судно «Игорь Белоусов», при всех его преимуществах, пока не имеет систершипов, а их строительство откладывается на неопределенный срок.
Впрочем, ситуация в целом располагает к оптимизму. Строятся новые подлодки с современными системами, и их надежность растет, резко сокращая вероятность аварий. Одновременно аварийно-спасательная служба получает перспективные изделия разного рода, способные оказать необходимую помощь. Работоспособность и потенциал этих средств регулярно проверяются в ходе учебных мероприятий. Остается надеяться, что все ограничится только учениями, и их не придется использовать на реальных авариях.
Рябов Кирилл
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: