Нидерланды никогда не отказывались от военного флота и продолжают «держать планку» на достаточно высоком уровне.
Они не имели гигантских оборонных бюджетов, а их основными проектами являлись корабли 2-го ранга. Однако неожиданно для всех их скромные фрегаты превзошли по боевым возможностям крейсеры и эсминцы ведущих морских держав.
Корабли всегда строились малыми сериями по 2—4 единицы, но практическая ценность у них огромна. Как для самих Нидерландов и их союзников, так и для всей отрасли военного кораблестроения в целом. Голландские проекты демонстрируют эталонную эффективность для морского
У эффективности есть имя: HNLMS Tromp.
«Тромп» (не Трамп!) — в память о династии голландских адмиралов XVII века. Последние три поколения кораблей, носивших это имя, получились на редкость толковыми конструкциями.
Легкие крейсера типа «Тромп» (1937)
Угроза захвата Голландской Ост-Индии (Индонезии) стала определяющим фактором в развитии ВМС Нидерландов в 1930-е годы. В грядущем противостоянии с Японией особые надежды возлагались на совместные действия с британским флотом (впоследствии ABDA, American-British-Dutch-Australian Command).
Голландцы хорошо понимали, что являются слабым звеном. Их первый линейный крейсер (развитие немецкого «Шарнхорста») мог вступить в строй не ранее 1944 года. Основу флота составляли легкие силы.
В сложившейся ситуации командование посчитало разумным возложить на себя часть обязанностей по нейтрализации японских эсминцев. Посильная помощь для союзников, в рамках имевшихся возможностей.
Так родился проект «Аргонавт 600», ставший военным кораблем типа «Тромп».
Он не поддается точной классификации. Слишком крупный и недостаточно быстрый для лидера эсминцев. Но еще слишком маленький, чтобы соответствовать стандартам для крейсера эпохи ВМВ.
Контр-миноносец? «Колониальный» корабль? Рейдер? Канонерка? Нет!
Автор подробной русскоязычной статьи про «Тромп» иронично назвал его «Пигмеем класса крейсеров». Большинство источников все же считают «Тромп» легким крейсером и дают ему оптимистичные оценки. «Напороться» на такого противника в лабиринте Зондских островов не предвещало ничего хорошего для соединения японских эсминцев.
Комбинированное торпедно-артиллерийское вооружение с главным калибром 150 мм. Три башни ГК (3х2), внутренняя цитадель, противоосколочное бронирование, гидролокатор ASDIC, противолодочные бомбометы, зенитки, гидросамолет-разведчик. Скорость — 32 узла.
При полном водоизмещении 4800 тонн — всего на 15% большем, чем у лидера «Ташкент».
Конечно, лидеры бывали разными. Для объективности стоит заметить, что «Ташкент» был крупнейшим, просто выдающимся представителем своего класса. Большинство лидеров и крупных эсминцев того времени отставали по водоизмещению от «Ташкента» в 1,5-2 раза.
Голландский корабль получился еще больше. Но до крейсеров также не дорос.
Тем не менее, размеры «Тромпа» уже позволяли реализовать многие преимущества столь сурового калибра. Полностью закрытые 70-тонные башни ГК с углами возвышения стволов 60°, две из которых — в носу, по линейно-возвышенной схеме. Полноценный дальномерный пост с базой 6 метров. И протяженный полубак, обеспечивший высоту надводного борта от 6 до 7 метров на половине длины корпуса. Борт «Тромпа» был выше, чем у линкора «Айова»!
При взгляде со стороны «пигмей» казался гораздо крупнее, чем он был на самом деле.
В этом смысле «Тромп» имел сходство с современными кораблями, которые при относительно малых значениях водоизмещения имеют борта выдающейся высоты.
Из-за общей «легковесности» своих конструкций (выдающей родство с эсминцами) 4800-тонному «Тромпу» был гарантирован высокий борт. А вот развитых надстроек крейсер не получил из-за наличия 450 тонн брони. Те резервы массы, которую современные корабли аналогичных размеров тратят на надстройки-небоскребы, у легкого крейсера «ушли» внутрь корпуса.
Оценки его бронирования начинаются с «пояса» — обшивки, имевшей на протяжении 2/3 корпуса толщину 16 мм. На самом деле некоторые эсминцы, например, американский «Флетчер», могли похвастаться схожим противопульным бронированием (от осколков и пуль авиационных пулеметов). Обшивка и палубный настил «Флетчера» достигали толщины 0,5 дюйма (12,7 мм). Даже на советских «семерках», часто критикуемых за хрупкость корпусов, толщина ширстрека составляла 10 мм. (Ширстрек — полоса обшивки, в верхней части борта, где напряжения от изгибающих нагрузок достигают наибольших значений.)
Но создатели «Тромпа» пошли еще дальше.
Настоящий панцирь был скрыт внутри от любопытных взглядов. Расположенные вдоль борта «внешние» отсеки отделялись от «внутренних» отсеков с важными механизмами продольной переборкой толщиной 20-30 мм, также игравшей роль переборки ПТЗ. И таким же образом — с противоположного борта. Сверху обе переборки соединялись палубой из крупповской брони толщиной 25 мм.
С целью усиления защиты подводной части корабль на протяжении 57% его длины имел двойное дно.
Разумеется, конструкторы уделили внимание и защите оружия — башни ГК и барбеты получили стенки толщиной от 15 до 25 мм.
Конечно, такое разнесенное бронирование не могло защитить голландский крейсер даже от 5’’ снарядов. Но это не означало, что 450 тонн были потрачены впустую. Расчет конструкторов строился на локализации повреждений и обеспечении защиты от осколков.
Ни один из ближайших по размерам и назначению кораблей (контрминоносцы французской и итальянской постройки) не имел конструктивной защиты вообще. А понятия «цитадель», «траверзы», «горизонтальная защита», ПТЗ встречались только у кораблей классом не ниже чем крейсер.
«Тромп»: воистину уникальный «пигмей»
Лучший корабль 2-3 ранга? По моему мнению, «Тромп» заслуживает более осторожной оценки. Как ни была мощна его артиллерия, в бою в заливе Баданг крейсер не смог потопить ни одного из противников (эсминцы «Асасио» и «Оясио»), получив в ответ 11 попаданий. Впрочем, один эпизод — не показатель. В 1942 году союзники несли тяжелые потери, вне зависимости от качества кораблей и оружия.
Или упомянутый гидросамолет — не найдено ни одного изображения «Тромпа» с самолетом на борту. Скорее всего, крейсер нес авиационное вооружение только в теории.
Понятно, что для флотов ведущих морских держав такие «пигмеи» интереса представлять не могли.
Чтобы понять, почему «Тромп» — удачный проект, нужно взглянуть на ситуацию иначе.
Голландцы нашли способ при недостатке средств и технологий усилить флот чем-то более серьезным, чем лидер эсминцев. И эта практика могла пригодиться для ВМС многих государств. К сожалению, командование слабых флотов зачастую страдало от комплекса неполноценности. Им был важен внешний блеск и экстремальная скорость — как доказательство своего высокого значения.
«Тромп» образца 1937 года — пожалуй, не самый убедительный пример голландского мастерства. В его эпоху слишком многое зависело от размеров самого корабля. Но появление микроэлектроники и управляемого ракетного оружия полностью «развязало» руки голландским конструкторам.
Фрегаты УРО типа «Тромп» (1973)
Серия из двух кораблей, строившихся как флагманы ВМС Нидерландов. Погодите смеяться!
При полном водоизмещении 4300 тонн голландский фрегат нес половину вооружения атомного крейсера «Калифорния». И кое-что еще…
Сравнение с атомным крейсером не случайно. Ведь сравнение «Тромпа» с «одноклассниками» из 1970-х годов будет выглядеть несуразным.
Фрегат типа «Оливер Перри» (4200 тонн) сразу же проиграет по всем статьям. У него такая же «однорукая» ПУ Mk.13 с боекомплектом 40 ракет… но сколько каналов управления огнем? Всего один. А какой обзорный радар? Стыдно говорить.
Под огромным белым колпаком «Тромпа» притаился мощный трехкоординатный радар SPS-01, изначально созданный для работы в составе британского ЗРК «Си Дарт».
Кроме того, «Тромп» был оснащен дополнительным ЗРК малой дальности. Защиту на носовых углах обеспечивал контейнерный «Си Сперроу».
Вот другой пример. Британский эсминец типа 42, известный как «Шеффилд». Имея сходный по назначению двухканальный ЗРК средней/большой дальности, эсминец однозначно уступал «Тромпу» из-за отсутствия ЗРК ближней зоны, слабой артиллерии и отсутствия противокорабельных ракет.
Как это ни парадоксально, в качестве ближайшего по возможностям аналога «Тромпа» в 1970-е годы может рассматриваться только крейсер «Калифорния». Где в качестве основного вооружения также применялся комплекс ПВО «Тартар/Стандарт».
При этом маленький «голландец» оказался достаточно «зубаст», чтобы выглядеть достойно на фоне такого высокорангового соперника. И даже в чем-то превосходить! К примеру, «Калифорния» не имела вертолетного ангара.
Самый неказистый, но самый боеспособный корабль НАТО в европейских водах
Наверное, голландцы знали волшебное слово. Если же оценивать ситуацию логически, то несоразмерные возможности «Тромпов» имеют свое объяснение.
ВМС США привыкли рассматривать любые корабли, даже крейсеры и эсминцы, в контексте серийного производства. Массовое изделие, «коммодити», расходный материал.
В составе компактных европейских флотов каждый корабль был на особом счету и имел эксклюзивный статус. И отношение к нему было соответствующим.
Нидерланды как один из самых развитых и обеспеченных членов НАТО могли позволить себе больше, чем остальные. Они самостоятельно создавали или закупали лучшее вооружение, превращая свои корабли 2-го ранга в настоящие «звезды смерти».
Командный фрегат «Тромп» (2001)
Морской сплав «Иджиса», «Пэтриота», C-400, «Тора», «Панциря С-1» и РЛС «Воронеж». Размеры 6000-тонного корабля позволяют ставить на него любые существующие средства ПВО/ПРО.
Радары с активными антеннами любых выбранных диапазонов и десятки пусковых установок с ракетами, без задержек на развёртывание. Оружие корабля — в немедленной готовности! На фоне ровной морской поверхности, от горизонта — до горизонта, где авиации и средствам воздушного нападения негде укрыться за складками местности.
Голландцы извлекли максимальную пользу из этих возможностей. В мире существует всего четыре типа кораблей, способных сравниться с голландским фрегатом по потенциалу ПВО/ПРО.
Нынешний «Тромп» — представитель серии командных фрегатов «Семь провинций». Командный — потому что способен первым увидеть воздушную цель и обеспечить целеуказание другим кораблям, распределив их действия при отражении атаки.
Ко всему, в отличие от предшественников, он весьма красив.
Подробная статья об этих фрегатах:
С нынешним «Тромпом» соревноваться уже поздно, в следующем году ему будет 20 лет. На подходе — новое поколение фрегатов (эсминцев) для ВМС Нидерландов. Нужно смотреть и делать выводы.
Магическое слово «Тромп» помогает находить правильные и эффективные решения среди бесчисленного множества проектов в области военного кораблестроения.
Олег Капцов
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: