Федеральное агентство воздушного транспорта Росавиация имеет утвержденное правительством положение о самом себе. В соответствии с этим Положением взлетно-посадочная площадка для вертолетов называется «вертодром». Следуя этой логике, взлетно-посадочная площадка для самолётов – это «самодром». Именно так – не аэродром, а самодром.
Именно самодромы и вертодромы являются предметом заботы Федерального агентства Росавиация.
Росавиация – федеральный орган исполнительной власти
В соответствии с утвержденным Положением Федеральное агентство Росавиация наделено полномочиями обеспечить выполнение функций:
- управление государственным имуществом в своей области;
- оказание государственных услуг в этой области.
В смысле управления государственным имуществом поле деятельности агентства не слишком широко. Собственность авиакомпаний находится не в руках Росавиации.
Например, крупнейший российский авиаперевозчик «Аэрофлот» принадлежит государству на 51,5 %. Казалось бы, государство имеет крупнейший пакет акций, позволяющий полноценно контролировать управленческие решения компании: вот область деятельности для Росавиации. Но управляет этим пакетом акций Аэрофлота не Росавиация, а Росимущество – другое федеральное агентство РФ. Прочие авиакомпании принадлежат частникам в еще большей мере, чем Аэрофлот. Росавиации остаётся только облизываться.
Так что в центре внимания агентства остаются главным образом государственные услуги. Среди этих услуг, прежде всего, аэронавигационное обслуживание полетов. Эту услугу оказывает входящая в состав Росавиации госкорпорация по организации воздушного движения. Другая важная часть работы агентства состоит в выдаче разрешений на каждый авиационный чих. Например, Росавиация выдаёт документ, который удостоверяет, что фирма соответствует требованиям федеральных авиационных правил. И наконец, третий важный блок госуслуг – это официальная регистрация самих воздушных судов.
История Росавиации
Федеральное агентство воздушного транспорта было образовано в 2004 году, когда реформировали органы исполнительной власти уровня федерации (так называемая реформа Козака). Тогда, в зависимости от функций тех или иных органов власти, были образованы:
- профильные министерства, предназначенные для осуществления законодательной функции;
- службы, предназначенные для надзора за работой отраслей;
- агентства для управления госсобственностью и оказания госуслуг.
По концепции той реформы под эгидой Министерства транспорта были созданы четыре агентства, отвечающих за виды транспорта:
- Росавиация;
- Росжелдор;
- Росморречфлот;
- Росавтодор.
Транспортный надзор был поручен Федеральной службе Ространснадзор.
Структура агентства
В структуру федерального органа власти входит центральный офис, адрес которого: Москва, Ленинградский проспект, 37 к. 2А (официальный сайт
Глава агентства – Александр Нерадько. Кроме центрального офиса в состав агентства входит ряд территориальных представительств и подведомственных предприятий, руководство которыми также осуществляет агентство. Во главе каждого из этих предприятий стоит свой руководитель – директор предприятия.
Территориальные управления агентства
Территориальная структура управления агентства не совпадает ни со структурой федеральных округов, ни со структурой субъектов Федерации. Специфика организации территорий связана с географическими размерами Российской Федерации. Необходимость соразмерять величину авиационного региона с дальностью полета самых маленьких местных самолётов привела к тому, что в европейской части России территориальные управления Росавиации близки к нарезке федеральных округов, а Южное территориальное управление Росавиации даже включает в себя территорию двух федеральных округов: Южного и Северо-Кавказского. За Уралом в каждом территориальном округе находятся несколько территориальных управлений Росавиации. Например, на территории Дальневосточного Федерального округа находятся четыре территориальных управления агентства воздушного транспорта:
- Дальневосточное;
- Якутское;
- Северо-Восточное;
- Камчатское.
Всего в России сформированы 15 территориальных управлений агентства воздушного транспорта.
Подведомственные организации
Подведомственные Росавиации предприятия имеют различные организационно-правовые формы.
Наиболее значимые на федеральном уровне предприятия – это федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП):
- Госкорпорация по организации воздушного движения;
- ФГУП «Администрация гражданских аэродромов»;
- Институт «Аэропроект».
Региональные поисково-спасательные центры и базы имеют организационно-правовую форму Федерального казенного учреждения. На территории страны организовано 19 таких баз и центров спасения и поиска и у каждого – свой начальник.
Федеральными казенными предприятиями являются объединения аэропортов, такие как «Аэропорты Севера» или «Аэропорты Чукотки». В системе Росавиации функционируют семь таких объединений.
Учебные заведения Росавиации имеют форму федеральных бюджетных учреждений. Таких учреждений на территории России существует пять, из них три высших учебных заведения:
- Университет гражданской авиации в Санкт-Петербурге;
- Институт гражданской авиации в Ульяновске;
- Технический университет гражданской авиации в Москве.
Учебные авиационные центры, не являющиеся институтами, имеют форму федеральных автономных учреждений. В России организовано пять таких центров. Такую же форму имеет Федеральное автономное учреждение «Авиационный регистр».
Повестка дня Росавиации
В центре текущей повестки дня Росавиации находится реализация федеральных целевых программ. Программ, в реализации которых принимает активное участие Росавиация – три. Две имеют отношение к развитию регионов России. Первая предусматривает модернизацию транспортной инфраструктуры Дальнего Востока и Забайкалья, вторая – развитие воздушного транспорта в интересах Крыма и Севастополя. Третья программа называется «Развитие транспортной системы России (2010-2020)». Эта Федеральная программа носит комплексный характер, относится не только к воздушному транспорту, но предусматривает поступательное развитие авиационной инфраструктуры России. В рамках этой программы проведены работы по реконструкции аэропорта «Новый» в Хабаровске, аэропорта «Якутск» в Якутске, аэропорта «Хабаров» в Калининграде, международного аэропорта «Курумоч» в Самаре (этот объект полностью введен в эксплуатацию), аэропорта «Норильск» в Красноярском крае.
Мероприятия этой Федеральной программы суммарно составляют 80% расходов Росавиации, финансируемых из Федерального бюджета. И практические результаты налицо.
Достижения агентства
В последние годы отчётливо наметилась тенденция смещения причин летных происшествий в сторону пресловутого «человеческого фактора». Неправильными действиями экипажа была обусловлена самая страшная авиационная трагедия последнего времени – разрушение и пожар на взлетной полосе Шереметьево при посадке самолета КБ «Сухой»
Росавиация озаботилась увеличением роли человеческого фактора в авиакатастрофах и провела комплексную проверку учебных заведений, которые готовят пилотов гражданской авиации.
Результаты оказались потрясающими. В Челябинске обнаружилось подпольное высшее учебное заведение по подготовке пилотов гражданской авиации. Просто настоящий бутлег. Пилотов здесь разливали (извините, готовили), не имея надлежащего технического оснащения. Чтобы получить лицензию на подготовку пилотов коммерческой авиации, необходимо иметь оборудованный учебный центр, а частная фирма ЧелАвиа и Южный федеральный университет (это их совместный проект), ничего этого не имели. Тем не менее, они подали заявку и получили лицензию. Концессионеры учили студентов за деньги вдвое меньшие, чем официальные высшие учебные заведения гражданской авиации. Росавиация лавочку прикрыла в судебном порядке и предложила горе-выпускникам пройти курс обучения в одном из официальных институтов, которые имеют учебные центры с надлежащей инфраструктурой. Удивительный случай, кто бы мог подумать, что учить практикующих пилотов можно теоретически, на бумаге, без практики на серьезных тренажерах.
Впрочем, усилиями Росавиации это вопиющее нарушение было устранено, и теперь так больше никто не делает.
Трагедии в небе
В год основания Федерального агентства Росавиация произошли две страшные трагедии – террористические акты на воздушных судах. С интервалом в одну минуту в воздухе были взорваны террористками-смертницами два самолета:
Но благодаря ли усилиям новорожденного Федерального агентства, или безотносительно к Росавиации, это были, к счастью, последние авиационные
Штольц Константин
Читайте нас: