Самолеты-штурмовики Су-25 «Грач» остаются актуальными и способны внести свой вклад в боеспособность ВКС. Однако для получения желаемых результатов требуется их модернизация. Сейчас отечественные предприятия выполняют ремонт и обновление таких самолетов по новому проекту Су-25СМ3, также известному под прозвищем «Суперграч». Порядка 20 машин уже модернизированы и переданы войскам, и в ближайшие месяцы армии передадут новые образцы.
Один из первых серийно модернизированных Су-25СМ3, 2016 г.
Ход модернизации
В первой половине текущего десятилетия авиационная промышленность и ВВС завершили проектирование модернизированного штурмовика Су-25СМ3, а также выполнили все необходимые испытания. В рамках этих работ было построено и испытано две опытные машины. Затем началась подготовка к серийному выпуску техники.
В декабре 2015 г. министерство обороны и 121-й авиаремонтный завод (г. Кубинка) подписали первое соглашение о серийной модернизации «Грачей» по проекту «СМ3». За год завод должен был отремонтировать и обновить пять машин из строевой части. Стоимость работ составляла 1,75 млрд рублей. Через несколько месяцев 121-й АРЗ получил новый заказ на девять штурмовиков за 3,34 миллиарда. Первые Су-25СМ3 первого заказа были замечены в воздухе в октябре 2016-го.
В 2017-18 гг. появились два новых заказа – каждый оговаривал модернизацию четырех штурмовиков. Поставка готовой техники по этим контрактам планировалась на 2018 и 2019 гг. Один из них уже выполнен, тогда как завершение другого состоится в ближайшие месяцы.
Последняя на данный момент поставка «Суперграчей» воздушно-космическим силам имела место в апреле этого года. В апреле и мае четыре штурмовика передали одной из частей 4-й армии ВВС и ПВО, базирующейся в Ставропольском крае. Техника уже начала службу и освоена летным составом.
Су-25 на 121-м авиаремонтном заводе.
Согласно известным условиям существующего контракта, следующая поставка техники состоится не позднее 10 ноября этого года. Новая партия будет включать четыре самолета. Где им предстоит служить – пока не уточнялось. До сих пор Су-25СМ3 поставлялись только частям Южного военного округа. Возможно, новая партия пойдет в другой округ.
Таким образом, к настоящему времени несколько авиационных соединений ЮВО получили около двух десятков модернизированных штурмовиков. В самое ближайшее время их количество приблизится к 30. Согласно известным планам Минобороны, перестройка техники будет продолжаться. В течение нескольких следующих лет ВКС получат десятки новых машин. Доля обновленных «Суперграчей» будет постепенно расти, что положительно скажется на общих возможностях отечественной штурмовой авиации.
Модернизированные самолеты активно участвуют в учебных и боевых мероприятиях. Так, накануне Минобороны сообщило об очередных участиях авиации ЮВО с участием Су-25СМ3. В ходе 25 самолетовылетов штурмовики уничтожили колонну условного противника, а также отработали пилотаж. В прошлом году «Суперграчи» были замечены на авиабазе Хмеймим, откуда совершали реальные боевые вылеты для уничтожения объектов террористов.
Способы модернизации
Появление проекта «СМ3» прямо связано с характерными особенностями Су-25 ранних модификаций, со временем превратившимися в проблемы. От других фронтовых самолетов своего времени «Грач» изначально отличался упрощенным составом радиоэлектронного оборудования и прицельно-навигационных систем. В тот период это соответствовало требованиям, но со временем возникли новые задачи и вызовы, из-за чего Су-25 стал нуждаться в современных компонентах.
Су-25СМ3 в Сирии.
В новом проекте предусматривается совершенствование пилотажно-навигационных систем. Существующие устройства дополняются средствами спутниковой навигации. Такие приборы полностью интегрированы в БРЭО и обеспечивают работу прицельных или иных систем разного назначения.
«Суперграч» по-прежнему не имеет радиолокационной станции, но получает усовершенствованные оптические приборы. Использована современная система электронно-оптического наведения СОЛТ-25, обеспечивающая наблюдение и поиск целей в любое время суток. Также выполняется автоматическое вычисление положения цели для применения оружия.
Важнейшим нововведением является прицельно-навигационная система СВП-24-25 «Гефест». Ее устройства принимают различную информацию с разных датчиков и на ее основе вырабатывают данные для применения неуправляемого вооружения. Утверждается, что за счет «Гефеста» точность свободнопадающих бомб выходит на уровень корректируемых боеприпасов. Подобные системы уже прошли многочисленные проверки на полигонах и в условиях реальных операций.
Боевая живучесть самолета повышается за счет применения бортового комплекса обороны «Витебск-25». Он включает несколько встроенных и подвесных элементов разного назначения, отвечающих за противодействие средствам ПВО противника. В состав такого БКО входят средства обнаружения пуска и приемники облучения, а также станция активных помех и автоматы отстрела ложных тепловых целей. Все это позволяет защитить самолет от систем ПВО, использующих радиолокацию или инфракрасные головки самонаведения.
Один из «Суперграчей», переданных ВКС в этом году.
Глубокая модернизация прицельно-навигационного комплекса позволяет Су-25СМ3 использовать целый ряд новых вооружений. Прежде всего, расширяется совместимость штурмовика с современными управляемыми ракетами и бомбами. Сохранена возможность применения ракет «воздух-воздух» для самообороны.
Дополнение номенклатуры совместимых боеприпасов не приводит к серьезному изменению круга поражаемых целей. В то же время, «Суперграч» способен выполнять такие задачи более эффективно в сравнении с Су-25 без модернизации.
Текущая модернизация не предусматривает кардинальных переделок планера, изменения силовой установки или перестройки общесамолетных систем. Имеют место лишь отдельные изменения конструкции, связанные с монтажом новых приборов. В остальном Су-25СМ3 сохраняет сходство с базовым Су-25. Отсутствие кардинальных изменений позволяет сохранить летно-технические характеристики на прежнем уровне.
Результаты модернизации
В настоящее время на вооружении воздушно-космических сил России состоит около 200 штурмовиков Су-25 всех основных серийных модификаций. С 2015 по 2019 годы промышленность в лице 121-го АРЗ выполнила ремонт и модернизацию до «СМ3» примерно 20 самолетов. Продолжается выполнение еще одного заказа на несколько самолетов. В ближайшем будущем ожидается появление новых подобных договоров. Таким образом, доля модернизированных машин уже превысила 10% от всего парка и будет постоянно расти.
Штурмовики на учениях, 2019 г.
Точные планы Минобороны относительно дальнейшей модернизации техники пока не оглашались. Однако в прошлом году российские СМИ сообщали, что обновление в итоге может затронуть весь имеющийся парк «Грачей». Обсуждалась возможность ремонта и модернизации до Су-25СМ3 всех оставшихся машин. Если подобное решение было принято, то реализовывать его будут в рамках очередной Госпрограммы вооружений, рассчитанной до 2027 г.
По всей видимости, новая модернизация техники вновь будет выполняться в рамках относительно небольших контрактов на несколько единиц каждый. Подобный подход к модернизации неплохо показал себя в контексте обновления самолетов отдельных подразделений, и его можно использовать в будущем. При этом может понадобиться увеличение темпов производства. Нынешние темпы, к сожалению, не позволят передать войскам к 2027 г. даже сотню штурмовиков.
К настоящему времени ВКС получили возможность не просто оценить потенциал модернизированных Су-25СМ3, но и использовать его в различных мероприятиях, в т.ч. в реальных операциях. Количество такой техники в частях пока не слишком велико, однако наблюдается небыстрый, хотя и устойчивый рост. Кроме того, очевидна польза обновленных машин. Продолжающаяся модернизация самолетов позволяет получить требуемый потенциал штурмовой авиации, а вместе с тем повысить боеспособность всех ВКС. В контексте проекта Су-25СМ3 наблюдается положительная динамика, и ее необходимо сохранять и развивать до полного выполнения намеченных планов.
Читайте нас: