В 1994 году в 23 часа 45 минут по московскому времени гигантская комета Шумейкер-Леви-9, названная по имени открывших ее в марте 1993 года американских астрономов, столкнулась с Юпитером. Комета представляла собой цепь из более чем 20 глыб из льда и пыли, каждая размером с высокую гору, мчащуюся со скоростью 60 километров в час.
Столкновения с Юпитером продолжались до 22 июля. Суммарный эффект бомбардировки был эквивалентен взрыву миллиона атомных бомб! Никогда прежде астрономам не приходилось непосредственно наблюдать космические катаклизмы таких масштабов.
«Я — счастливая старуха», — сказала Татьяна Ивановна Пельтцер на своём 70-летии. После этого «счастливая старуха» прожила еще 18 лет. Великая актриса скончалась на 89 году жизни ровно 15 лет назад, 16 июля 1992 года, там же, где и родилась, в Москве и была похоронена на Введенском кладбище.
Её мать - еврейка, дочь главного раввина Киева. А отец - Иоганн Робертович Пельтцер - немец, предки которого переселились из Германии в Россию во времена Ивана Грозного. Они были портными, шили шубы, «пельтцы», так что их ремесло дало им и фамилию. Иоганн Робертович был, тем не менее, актёром, одним из первых заслуженных артистов Республики, и всю жизнь называл себя Иваном Романовичем. Вплоть до августа 1914 года, пока не началась Первая мировая война, в семье говорили исключительно по-немецки.
Актёрскому мастерству Татьяна училась у своего отца, который ставил её первые спектакли. На сцену она впервые вышла в девять лет в спектакле «Камо грядеши» в роли Авдия. А за следующую актёрскую работу — в «Дворянском гнезде» — впервые получила гонорар. В одиннадцать лет Татьяна блистала в роли Серёжи в спектакле «Анна Каренина», но её путь на сцену не был лёгким: актрисой она стала без актёрского образования.
Профессиональную актёрскую деятельность Пельтцер начала в 1920 году в Передвижном театре Политуправления, затем работала в театрах Нахичевани и Ейска, а в 1923 году вступила в труппу театра МГСПС (ныне Театр имени Моссовета), откуда, впрочем, была исключена с формулировкой «за профнепригодность». Пришлось некоторое время подрабатывать машинисткой.
В 1927 году Пельтцер вышла замуж за молодого немецкого коммуниста и философа Ганса Тейблера и спустя три года уехала с ним в Берлин, где устроилась машинисткой в торговом представительстве СССР. Известный режиссёр Эрвин Пискатор, узнав, что молодая жена Ганса Татьяна Тейблер — театральная актриса, пригласил её в свой спектакль. Но благополучная, обеспеченная жизнь вне России оказалась всё же не для неё. Несмотря на отсутствие бытовых трудностей, языкового барьера, Татьяна развелась с мужем и уехала в Москву, где снова взяла фамилию Пельтцер. Тем не менее, с Гансом Тейблером они поддерживали хорошие отношения всю оставшуюся жизнь.
Пельтцер попыталась возобновить актерскую карьеру в Театре Моссовета, но оттуда ее выгнали. Пришлось опять садиться за пишущую машинку, только теперь уже на машиностроительном заводе, где главным конструктором работал её брат Александр, трёхкратный рекордсмен СССР в автомобильных гонках.
Потом она пробовала свои силы в жанре миниатюры, конферировала, её первая большая кинороль легла на полку на долгих одиннадцать лет. Было много слёз и разочарований, прежде чем пришло всенародное признание и любовь нескольких поколений зрителей. Правда, Татьяне Пельтцер к тому моменту исполнилось сорок семь лет.
Прорыв произошел после того, как в Театре Сатиры она получила роль Лукерьи Похлёбкиной в спектакле "Свадьба с приданым". Спектакль сняли на плёнку и пустили по кинотеатрам.
После роли в фильме «Солдат Иван Бровкин» она получила эпитет «мать русского солдата», и в следующем фильме о Бровкине её роль переписывалась специально, чтобы стать одной из основных.
А сколько у неё было таких мам ("Укротительница тигров", "Одиножды один", "Морозко"), бабушек ("Чудак из пятого "Б"", "Вам и не снилось", "Карантин"), жён, тёть, соседок, учительниц, медсестёр, просто старух ("Деревенский детектив", "Ты - мне, я - тебе", "Личное дело судьи Ивановой", "Медовый месяц", "Журавушка")… И это лишь мизерный перечень картин с ее участием! А чем памятны нам детские ленты "Приключения жёлтого чемоданчика" и "Руки вверх!" - только бабушками в исполнении Татьяны Пельтцер. Кто ещё из наших актрис мог бы в семьдесят лет танцевать на крыше, прыгать с забора, бегать с песнями по мостовым, кататься, стоя на крыше троллейбуса?
В 1951 году Татьяна Пельтцер была удостоена Сталинской премии, в 1960-ом – звания народной артистки РСФСР, а в 1972 году ей было присвоено звание народной артистки СССР – первой в Театре Сатиры, который к тому времени существовал уже 48 лет.
И в такой же день 1996 года ушел из жизни ударник «золотого» состава американской группы «Стикс» Джон Паноццо. Но нам остались замечательные песни, записанные с его участием.
135 лет назад - 16 июля 1872 года родился - великий норвежский путешественник и полярный исследователь Руаль Амундсен.
«Вся моя жизнь с пятнадцатилетнего возраста была постоянным движением вперед к одной определенной цели», - говорил он. Оно и в самом деле было так: в двадцать два Амундсен был юнгой, в двадцать четыре – штурманом, в двадцать шесть – тринадцать месяцев зимовал в высоких широтах.
Амундсену было тридцать девять, когда организованная им экспедиция впервые в истории достигла Южного полюса. А еще через пятнадцать лет он пролетел над Северным полюсом на обледеневшем дирижабле…
«То, что до сих пор еще неизвестно нам на нашей планете, давит каким-то гнетом на сознание большинства людей, - утверждал он. - Это неизвестное является чем-то, чего человек еще не победил, каким-то постоянным доказательством нашего бессилия…»
В июне 1928 года Руаль Амундсен пропал без вести, пытаясь обнаружить следы потерпевшей крушение экспедиции Нобиле.
Сегодня – день памяти поэта Николая Асеева.
Он писал:
Зачем вы не любите, люди,
своих неподкупных поэтов?
Взывая к векам о бессудье,
глядят они грустно с портретов.
Одни на дуэли убиты,
другие, не сладив с судьбою,
от сердца смертельной обиды
покончили сами с собою.
Не верят созданий их пользе,
осмеивают и ругают,
пока они живы, а после -
им памятники воздвигают.
Николай Асеев умер в такой же день 1963 года.
Сегодня исполняется 75 лет первому советскому чемпиону мира и Олимпийских игр в фигурном катании Олегу Протопопову.
Дуэт Белоусова-Протопопов победил на двух Олимпиадах в Инсбруке и Гренобле, по четыре раза выиграл чемпионаты мира и Европы, шесть раз был первым на чемпионатах СССР. Это была первая спортивная пара, создавшая на льду лирико-романтический образ, столь блистательно воплощенный в знаменитых композициях: «Грезы любви» Массне, «Лунная соната» Бетховена, «Умирающий лебедь» Сен-Санса. Советское спортивное руководство не отличалось благосклонностью к этому дуэту и свое право на чемпионские титулы им приходилось отстаивать в постоянной борьбе.
Их спортивным успехам сопутствовало немало неурядиц и скандалов. Несмотря на это, пара Белоусова-Протопопов продолжали блистать на льду вплоть до 1969 года, когда на мировой лед вышла молодая пара Роднина-Уланов. После этого Людмила и Олег тщетно пытались вновь пробиться наверх пьедестала, но пришлось уйти из спорта (спортсменам было уже за 30). В турнирах они выступали вплоть до зимы 1972 года, а затем вышли на лед в роли солистов Ленинградского балета на льду. В 1979 году Белоусова с Протопоповым выступали за границей и остались в Швейцарии, попросив там политического убежища. В 1995 году легендарные фигуристы получили швейцарское гражданство. Людмила взяла фамилию мужа. В настоящее время супруги живут в швейцарском Гриндельвальде.
25 февраля 2003 года они впервые за 20 с лишним лет приезжали в Россию по приглашению Вячеслава Фетисова.
Сегодня – день рождения Андрея Дементьева. Более 12 лет он был главным редактором журнала «Юность», автор более 30 книг. Всенародную известность получили песни на его стихи - «Отчий дом», «Лебединая верность», «Баллада о матери», «Алёнушка». «Две вещи считаю главными в отношениях между творческими людьми, - говорит поэт, - терпимость и умение слушать...»
О себе поэт сказал так:
Я живу открыто.
Не хитрю с друзьями.
Для чужой обиды
Не бываю занят.
От чужого горя
В вежливость не прячусь.
С дураком не спорю,
В дураках не значусь...
55 лет исполняется сегодня рок-барабанщику Стюарту Копленду – основателю британской группы «Полис», в которую помимо самого Копленда вошли басист и вокалист Стинг, а также гитарист Генри Падовани.
Хотя каждый альбом «Полис» разошелся огромным тиражом, их музыку сложно назвать хитовой, а творческая манера трио не поддается копированию - также как, например, стилистика «Лед Зеппелин» и «Пинк Флойд». Разве что самому Стингу, ныне выступающему соло, удается продолжать линию этой уже прекратившей существование группы-загадки.
Читайте нас: