Восемнадцатым июня 860 года датировано первое известное историкам нападение руссов на Константинополь (Царьград). В этот день, повествует византийский хронист, руссы, приплывшие по Днепру и Черному морю, высадили десант и принялись разорять окрестности Константинополя и селения на прибрежных островах. Через несколько дней был подписан договор – первый известный нам международный договор в истории нашей страны. Стороны обещали установить отношения «мира и любви». Византийская империя обязалась ежегодно выплачивать дань руссам, они – воздерживаться от нападений на нее и в случае необходимости помогать византийцам военной силой. Очень важное значение для будущего имел тот пункт договора, согласно которому на Русь допускались христианские миссионеры-проповедники. Однако через пять лет византийцы перестали платить дань, и руссы предприняли в 867 году новый поход на Царьград. По новому договору Византия обязалась пунктуально выплачивать дань, регулировались правила торговли и предусматривалось постепенное крещение Руси. Особое значение в датировке первого похода и первого русско-византийского договора имеет то, что это случилось раньше так называемого «призвания варягов» (862 год), от которого под влиянием норманнской школы во многих публикациях, включая учебники, ведется отсчет русской истории.
В 1053 году в этот день проникшие на Сицилию норманны (которые на самом деле были викингами, а на Руси их звали варягами), разбили папское воинство, а самого папу римского Льва IX взяли в плен.
Любопытно, что папа сам организовал поход против воинственных пришельцев, грабивших его церкви и монастыри, и был абсолютно уверен в своей победе. Но обещавший ему поддержку император Священной Римской империи Генрих III слова не сдержал и увел свою армию, что и предопределило исход сражения.
Продержав Льва IX в плену 9 месяцев и не добившись от него никаких уступок, восхищенные такой силой духа норманны отпустили его на волю.
Кстати, попытки папы силой установить свою власть в Южной Италии пагубно сказались и на его взаимоотношениях с константинопольским патриархом Михаилом Керуларием, также стремившимся подчинить ее своему влиянию. В результате 1054-й год стал началом великого раскола христианской церкви на восточную и западную, православную и католическую.
В 1760 году солидная английская газета "Лондон кроникл" посвятила пространную статью приезду графа Сен-Жермена, более известного под именем графа Калиостро.
В публикации рассказывалось о том, что Калиостро обладает чудодейственной микстурой – эликсиром жизни и будто бы некая герцогиня попросила у него флакончик этой омолаживающей жидкости. Граф выдал ей пузырек с рекомендацией принимать по 10 капель в месяц. Герцогиня положила снадобье в ящик, а чересчур любопытной старой камеристке сказала, что это - средство от колик. Однажды, когда герцогини не было дома, старушку замучили боли в животе. Недолго думая, она махом опрокинула пузырек, а вернувшаяся на рассвете госпожа обнаружила в своей спальне орущего младенца женского пола.
Эти бредни, опубликованные в авторитетнейшем британском издании, были только на руку авантюристу и мистификатору, который с еще большим успехом продолжал пудрить мозги доверчивым обывателям.
Сегодня день рождения сэра Пола Маккартни.
В разгар перестройки «Комсомольская правда» устроила «горячую линию» со студией Би-Би-Си в Лондоне, где у телефона на вопросы отвечал Маккартни. Непонятно, что произошло, но львиная часть звонков из СССР попадала на квартиру московского слесаря. По еще более странному совпадению его звали Павел Макарович. Обезумевшие фанаты почему-то по-русски орали ему: «Макарыч, мы твои ученики!» Говорят, после этой «прямой линии» Макарыч, который и так-то не чурался стакана, запил окончательно. Оно по-человечески понятно: внезапно обрушивающаяся мимолетная слава ломала и не таких.
Жаль, но когда Маккартни наконец-то добрался до Москвы, его встреча с Макарычем не состоялась. Сэру Полу пришлось ограничиться беседой с президентом России.
А вообще волна ныне распространяемых воспоминаний о том, как преследовались «Битлз» и их фаны в СССР кажется довольно странной. Если уж кому из рок-музыкантов и повезло в те годы в нашей стране, так это именно им. Разумеется, благодаря их невероятному таланту. Публикации о «Битлз» имели, как правило, положительный характер. Печатались тексты и ноты их песен. Само собой, нельзя было и помыслить о концертах или выпуске альбомов группы, но имена ливерпульской четверки знал каждый меломан. И не случайно «Битлз» практически единственное явление рок- культуры, на любви к которым сходятся все выросшие в те годы в СССР ее поклонники. Именитым современникам «Битлз» повезло меньше – их творчество в Советском Союзе было практически не известно.
В 1877 году родился Джеймс Монтгомери Флэгг, американский художник, нарисовавший знаменитый "портрет" "Дяди Сэма". На нем изображен строгий бородатый джентльмен в котелке цветов национального флага. Он угрожающе направляет палец в сторону каждого проходящего мимо плаката молодого американца: "Помни, я нуждаюсь в тебе!" Плакат означал, что "Дядя Сэм" нуждается в каждом американце - защитнике в годы Первой мировой войны и в каждом честном налогоплательщике в мирное время. В годы Гражданской войны художник Дмитрий Моор нарисовал плакат с красноармейцем "Ты записался добровольцем?", композиционно повторяющий плакат Флэгга.
В 1901 году в Петергофе родилась третья дочь последнего русского императора Николая II Анастасия.
С семи лет она ухаживала за больным братом - наследником российского престола Алексеем, плела кружева, училась языкам и бальным танцам, участвовала вместе с сестрами в домашних спектаклях. Анастасия слыла отчаянной шалуньей и участницей проказ своего брата, за что заслужила в семье прозвище Швибзик. Погибла она вместе со всей семьей в ночь с 16 на 17 июля в Екатеринбурге.
Долгие годы на Западе объявлялись самозванки, каждая из которых уверяла, что именно она - восставшая из небытия великая княжна. Поводом для этого стала версия следователя Соколова о чудесном спасении Анастасии. Следователь предполагал, что штык не пробил корсет 17-летней девушки и ее спасли офицеры-монархисты или жители таежной деревни Коптяк, у которой палачи сбросили в шахту расстрелянных.
Самозванок было много. В их числе и Анна Андерсон, которая пыталась на протяжении 50 лет доказать в судах свою принадлежность к царской фамилии. Лишь после ее смерти сравнительный анализ ДНК развеял очередной миф.
Мифическая судьба Анастасии не раз привлекала внимание писателей и режиссеров. Достаточно вспомнить фильм «Анастасия» с Ингрид Бергман в главной роли, за которую актриса была удостоена приза «Оскар», или мультипликационный фильм студии «Двадцатый век Фокс».
В 1902 году в Москве родился советский режиссер Борис Барнет.
У него не было мощных эпических порывов Довженко, гениальных экспериментов Эйзенштейна, монументализма Пудовкина. Бывший боксер, актер студии Льва Кулешова, Барнет снимал фильмы, полные воздуха, свежести и щемящей меланхолии. Его ленты «Девушка с коробкой», «Дом на Трубной», «У самого синего моря», «Борец и клоун», «Подвиг разведчика», «Окраина» стали классикой отечественного кинематографа.
«Его фильмы просты и свободны как хорошая песня, - писал Жан-Люк Годар, - этот «тихий гений» воспринимает ужасы войны и порывы сердца одним и тем же взглядом, ироническим и сострадательным».
У Барнета в большинстве картин нет плохих героев, никто не вызывает раздражения и злобы.
Первые ленты Бориса Барнета были немыми. Появление звука многие режиссеры восприняли как обязательство писать четкие диалоги и популярные романсы. И совсем немногие актеры, чьи яркие роли пришлись на эпоху немого кино, сумели адаптироваться в звуковом. Но Барнета только радовали новые технические возможности. Так, в его ленте «Окраина» биение жизни слышится, как ни в одном современном фильме: стучат шашками игроки, тикают часы городового, бьется сердце старого сапожного мастера, потерявшего на фронте двух сыновей… Зритель слышит даже то, как на поле боя солдаты глохнут от страшных взрывов.
В 1955 году в Чикаго родилась Сэнди Аллен, самая высокая женщина на планете, ныне живущая в Канаде.
В 1977 году девушка перенесла операцию на гландах, остановившую ее дальнейший рост на уровне 232 сантиметра. Родившаяся весом 2,95 кг, она начала быстро расти еще в младенчестве и к 1990-му весила уже 209 с половиной килограммов. Американский размер обуви Сэнди – шестнадцатый, что равняется нашему пятидесятому.
Читайте нас: