Лента новостей

13:35
Российская NtechLab разработала для полицейских камеры-видеорегистраторы
09:21
"КВН головного мозга" - это навсегда
09:19
Кто из эксов ярко «сядет» и кто из них ярко побежит
09:18
Убытки Венесуэлы в $130 млрд стали крупнейшим просчетом США в Латинской Америке
09:18
Казус Зеленского
09:17
Роспуск Рады
09:16
Зачем премьер Армении попытался стать Наполеоном
09:11
Австрийский ящик Пандоры
09:10
Голос Мордора: Звезда экрана и его продюсер закончили с политикой и продолжают шоу
09:08
Идеальная демократия Украины
09:07
Кедми рассказал о рухнувшем плане США нанести «смертельный удар» по РФ через Украину
09:05
Откуда у американских военных столько орденов, если они не выиграли ни одной войны?
09:04
Диетолог Азмина Говинджи рассказала об опасностях хлеба
09:02
Одесса и Харьков формируют дугу сопротивления нацизму
08:54
Почему Омеляну не удаётся остановить поезда, едущие в Россию?
08:50
RAND: Как завалить Россию?
08:48
"Убить" Гитлера: записки путешественника во времени
08:46
Что будет с Петром Порошенко?
08:43
Зеленский отомстил Раде Украины
08:42
США обложили санкциями еще три российские организации
08:41
Судьба Ту-134 показывает «Суперджету» пример качества и надежности
08:39
Россия выпускает в море ещё одного смертельно опасного «жучка»
05:57
ВВС США обделались с «перехватом» бомбардировщиков и истребителей РФ над Аляской
04:46
Почему Генпрокуратура «покрывает» очередную махинацию Навального?
21:50
США хотят заархивировать интернет
21:46
Эксперты объяснили причины противодействия США заключения контракта на поставку С-400 в Турцию
21:44
Журналист из Чехии рассказал о причинах нелюбви Запада к России
21:00
Некрофилия – новое увлечение российской оппозиции
19:57
Первые петухи в АП
19:56
Польша разместит оперативно-тактические ракеты ATACMS у российской границы
19:55
США расширили санкции против России
19:54
En Son Haber (Турция): положительный ответ из России на запрос Турции по поводу С-500
19:53
Euro (Чехия): русский медведь меняется. Адаптируются ли чешские компании?
19:51
ФРГ указала Западу на необходимость диалога с Россией
19:50
Дания собралась оборонять Гренландию от России
19:50
Россияне смогут посещать родственников в реанимациях
19:49
Россия пожелала Зеленскому адекватно оценивать реальную ситуацию
19:48
Кучму смущает болтовня Зеленского
19:48
Грузия заменит все советское вооружение оружием НАТО
19:47
Саакашвили рвется строить «успешную Украину»
19:47
Грызлов обвинил Зеленского в нежелании мира на Донбассе
19:46
Российским инвалидам упростили порядок освидетельствования
19:45
Защитники ДНР уничтожили украинский дрон около Горловки
19:44
Полиция обнаружила на Эйфелевой башне «русский след»
19:44
Крым оказался недостаточно защищен от террористов
Все новости

Архив публикаций

«    Май 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


» » 20 лет реформ в российском образовании. Каков итог? Мнение проф. Рукшина

20 лет реформ в российском образовании. Каков итог? Мнение проф. Рукшина


25 октября состоялся круглый стол на тему «Проблематика и методика проведения общественной экспертизы реформы российского образования». Организатором мероприятия выступила Комиссия Общественной палаты РФ по развитию образования и науки. Участники встречи обсудили расширение функций общественного контроля, направленных на реформы российского образования.

Краткая текстовая расшифровка речи Сергея Рукшина, профессора кафедры математического анализа РГПУ им. А. И. Герцена

Про ЕГЭ

ЕГЭ должен был избавить нас от коррупции приемных комиссий, дать школьникам возможность поступать в удаленные вузы, не тратя деньги на дорогу, служить основанием для получения образовательных кредитов. Хочу напомнить, 20 лет назад нам обещали, что по результатам ЕГЭ будут даваться кредиты на полную или частичную оплату образования, к сожалению, обещанных сертификатов так и не появилось, про них благополучно забыли.

Справился ли ЕГЭ с коррупцией? Нет. Он её убрал из приемных комиссий вузов, но переместил затраты родителей и коррупционную составляющую совершенно в другие сферы. Во-первых, это невиданное расширение и удорожание репетиторского рынка. Во-вторых, это сфера олимпиад. Не буду приводить всем известную ситуацию, когда директор Департамента общего образования МО и науки Елена Низиенко в течение 5и лет выдавала документы строгой отчётности победителей финалов всероссийских олимпиад тем, кто в них даже не участвовал. Это в прошлом, но сейчас имеют место страшные факты, когда вузы, проводящие олимпиады, силами своих преподавателей готовят к ним участников.

Но все это мелочи. ЕГЭ всё-таки требует в нынешнем его варианте приезда, потому что человека зачисляют на основании личного заявления по итогам 1й, 2й и так далее волны.

И это все меркнет по сравнению с тем влиянием, которое ЕГЭ оказал на институты образовательные, на саму среднюю школу и на вузы.

Фактически ЕГЭ поставил школу на грань, за которой начнётся тотальная подготовка к экзамену вместо прохождения школьных программ. Что касается вузов, теперь вузы не имеют права выбирать себе контингент, за который отвечают. Это очень странная ситуация, когда тот, кто отвечает за качество подготовки специалистов, не имеет никакого влияния на право выбирать себе, если угодно, человеческое сырьё для подготовки этих специалистов. Таким образом, больше всего страдают региональные вузы и исчезает целевой контингент. Человек поступает не туда, куда хотел, о чём мечтал всю жизнь, а туда, куда по баллам ему удастся поступить. И, безусловно, эти факторы нуждаются в тщательном анализе.

Про единое образовательное пространство

Реформы фактически уничтожили единое образовательное пространство страны. Перейти из одной школы в другую – большой труд. Нет согласованности учебников, отсутствие единого по срокам графика прохождения материалов, люди становятся заложниками разных программ.

Приведу только один пример, хорошо известный коллегам: в учебниках академика Никольского и в учебнике п/р Виленкина в 5-м и 6-м классе переставлены обыкновенные и десятичные дроби. Поменяв школу, ребенок может либо два года проходить десятичные, не узнав об обыкновенных, либо наоборот. Поэтому это не так смешно или невесомо, как иногда кажется. Во всяком случае, это проблема.

Про педагогическое образование

Сам факт закрытия (у нас закрыто и перепрофилировано более 40 педагогических вузов) означает не просто неуважение к профессии, а отрицание самостоятельного статуса педагога по какому бы то ни было предмету. Преподаватель математики – это не плохой математик. Преподаватель русского языка и литературы – это вовсе не человек, который закончил филфак, но которого не взяли в аспирантуру, издательство, редакцию и т. д.

Во всяком случае, сейчас под угрозой педагогическое образование, статус педагогического образования понизился, и сейчас мы действительно переходим к ситуации, когда бакалавров, закончивших педвузы, директора крайне неохотно берут на работу из-за того, что они, зная математику, совершенно не знают методики преподавания.

Про социальный статус учителя

Снизился социальный статус учителя. Учитель, замордованный высокими нагрузками, совершенно не профильными занятиями вроде заполнения бумажных и электронных документов, фактически превратился в человека, который оказывает образовательную услугу и может в любой момент быть наказан родителями, учениками, администрацией школы за мельчайшие отклонения.

Про региональные вузы

Реформа больно ударила по региональным вузам. Дело не в том, что она работает как пылесос, вытягивая из регионов России лучших выпускников в столичные вузы. Можно бы считать это благом, если бы далее многие из этих выпускников не отправлялись за границу, а оставались в стране, и если бы значительное число специалистов, получивших прекрасное образование в лучших вузах, возвращалось в регионы. Я беседовал несколько раз с ректором Ухтинского горно-политехнического института [Ухтинский государственный технический университет] – не едут лучшие обратно. Если выпускник московской «Губки» [Российский государственный университет нефти и газа] и Петербургского горного института [Санкт-Петербургский горный университет] и поедет на шахту, в разрез или нефтяное месторождение, то главным инженером, а не сменным или буровым мастером. Таким образом, разрушение региональных вузов сильно влияет на региональную экономику.

Региональным вузам существенно угрожает и намеченная реформа аттестации и аккредитации вузов, по которой их планируется разделить на три категории. Это еще один удар, потенциальный пока.

Про профессиональное образование

Разрушена система профобразования. Позавчера произошло страшное для нашего технологического развития событие: ни одна страховая компания не согласилась страховать запуски 2х ближайших «Союзов». А два ближайших «Союза» – это и средство доставки обратно космонавтов, которые сейчас находятся на станции, и средство доставки продуктов, оборудования и так далее, и средство доставки спутников. Повторяю, несмотря на задание и ускоренную поставку 2х очередных ракет на Байконур, сейчас под угрозой запуски. Когда мы знали такое за советской и потом российской экономикой и технологией?

Падение технологической дисциплины на производстве, постоянные жалобы главных конструкторов оборонных отраслей, что у них нет инженеров и конструкторов нужной квалификации, свидетельствуют о том, что система профобразования, от начального до высшего, безусловно, находится в упадке.

Про болонскую систему

Следующей болевой точкой, безусловно, является болонская система. Напоминаю, что придуманная для социализации и включения в западные системы людей из развивающихся стран болонская система изначально предрекалась разрушительной для реформы российского образования.

Что мы получили сейчас? Что сильнейшие выпускники бакалавриата идут в магистратуру зачастую за границу, и мы теряем их необратимо, потому что в аспирантуре стипендия такова, что он не может заниматься научной работой, а любая скромная стипендия зарубежного аспиранта позволяет ему сосредоточиться на науке и даже скромно, но достойно содержать семью.

Болонская система разрушила традиционную, хорошо продуманную логику подготовки специалистов. Мы получаем бакалавров, которые подготовлены по практике хуже, чем выпускники техникумов, и магистров, которые совершенно не знают производство.

Следующий трагический шаг – это представление аспирантуры как еще одного уровня обучения. Как сказал на последнем заседании коллегии Минобрнауки президент РАН: «Надо вернуть аспирантуру как форму подготовки научных кадров высшей квалификации». Мы сейчас тратим шесть лет с магистратурой плюс четыре года, но [получаем] людей, которые приходят не кандидатами наук, а людей, которые получают диплом об окончании аспирантуры, потому что они написали выпускную квалификационную работу».

Про кризис управления

Итак, по всем степеням высшего образования нанесен сильнейший удар.

Ну и, наконец, последнее, что вызывает опасения, это события этого года. Это безусловный и очевидный кризис управления. Разделение управления отраслью на трехглавого Змея Горыныча привело к тому, что есть две инстанции, которые отвечают за подготовку специалистов, – это Минпрос [Министерство просвещения] и Министерство образования и науки, и организация, которая ни за что не отвечает, – Рособрнадзор, но может контролировать, проводить совершенно непонятно каким образом вписанные в закон проверочные работы, давать аттестацию, аккредитацию и так далее. Повторяю – контролирует тот, кто не отвечает за качество работы.

Про вбросы и нервотрепки

В заключение хочу отметить, что периодически устраиваемые вбросы и нервотрепки, также совершенно не выдерживают критики. Вспомню только этот год. Чуть больше года назад вице-премьер, курирующая социальную сферу, нам обозначила основную проблему развития образования – это, как мы помним, прямоугольные классы. Этим летом нам подсунули сокращение урока до сорока минут, сокращение с первого по девятый класс учебной недели до 5и дней, причем люди, которые это предлагали, не понимают арифметики: если рассчитать потерянное время, то получается, что за девять классов мы теряем два с третью учебных года общего учебного времени. Нам предлагают подумать над системой оценок – вместо пятибалльной двенадцати- и стобалльная. Нас все время трясут и систему образования нервируют непринципиальными и не имеющими отношения к сущности процесса вбросами.

Полное видео выступления (15мин)





Опубликовано: legioner     Источник

Похожие публикации для статьи "20 лет реформ в российском образовании. Каков итог? Мнение проф. Рукшина"


2 комментария

  1. {text_stat}
    vtorov.andrej

    Образование в России уничтожено агентами ЦРУ и ПЕНТАГОНА захватившими властные структуры. Выпускники (иначе как выкидашеми их назвать трудно) ВУЗОВ, приходящие на производство, не имеют знаний даженачальной школы советских времен. Не знают ни арифметики (220 делят на 200 на калькуляторе), ни физики ни химии ни электричества, что в советское время изучали в восьмилетке а о десятилетке и говорить не приходится 

  2. {text_stat}
    MiklP

    Как сказано было - сейчас нет учителей и педагогов. Есть просто преподаватели.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх