Евгений Белаш
Всего один грузовик — и невиданные за десятки лет потери морской пехоты США. Как взрывы смертников 35 лет назад унесли больше американских жизней, чем любое другое нападение за пределами Штатов с 1945 года — в нашей статье.
Нежеланные миротворцы
В Ливане с середины 70-х годов бурно кипел котёл гражданской войны. Причём бардак нарастал — мусульманские и христианские группировки увлечённо резали друг друга. Только религиозных группировок насчитывали аж семнадцать.
Соседи Ливана по мере сил и желания поддерживали союзников внутри страны: Израиль — христианскую милицию, Сирия — ООП (Организацию Освобождения Палестины) и НПС (блок Национально-патриотических сил).
В июне 1982 года дошло до прямой войны между «хозяевами», то есть Израилем и Сирией. Израиль вторгся в Ливан, чтобы уничтожить там ООП и создать буферную зону — после чего из Ливана не смогли бы обстреливать север Израиля. Сирия попыталась помешать этому благому начинанию. В воздухе реяли F-16 и МиГ-23, на земле выслеживали друг друга танки «Меркава» и Т-72.
Особенно досталось столице Ливана — Бейруту, где вовсю шли уличные бои. Мир немножко удивился. Счёт жертв перевалил за десяток тысяч. Даже Рейган не выдержал и попросил премьера Израиля Бегина прекратить.
25 августа в Бейрут вошли 800 американских морских пехотинцев — как часть миротворческих сил, призванных хоть как-то «растащить по углам» враждующие стороны и передать власть над столицей ливанцам. Также солдат прислали Франция и Италия — по 800 и 400 человек. А чуть позже — Британия.
Карта размещения миротворцев в Бейруте: южнее всех США, в центре итальянцы, у порта — французы
Но война продолжалась.
18 апреля 1983 года смертник на заминированной машине въехал в посольство США и взорвался внутри здания. Погибли 63 человека, из них 17 граждан США. Что любопытно, почти треть погибших американцев работала на ЦРУ.
К августу позиции морпехов у аэропорта Бейрута — между израильскими войсками и городом — всё чаще обстреливали снайперы и минометчики. Только 29 августа погибли два морпеха. Кругом царил хаос. Разведка посылала военным десятки докладов об угрозе «автомобильных бомб». Однако своевременных данных, с учётом специфики задач морпехов, не поступало.
Специфика эта сильно связывала морпехам руки.
Они привыкли воевать при поддержке авиации, флота и артиллерии, а тут — твори мир за половину глобуса, но воевать не смей.
С 31 августа из-за постоянных обстрелов морпехи отменили патрули. В сентябре корабли и авиация флота США уже вовсю обрабатывали позиции мусульман, поддерживая «своих» ливанцев — что явно ставило США на сторону Израиля. Пока морпехи так и оставались «миротворцами».
Смертники
Утро воскресенья 23 октября было тихим и тёплым. К западу от казармы морпехов лежало шоссе, по которому между Бейрутом и аэропортом неспешно ездили машины.
Фасад здания, август 1983 года. Смертник въедет примерно в то же место, где стоит джип
Примерно в 5:24 утра часовой младший капрал Эдди Ди Франко у поста № 6 заметил жёлтый грузовик «Мерседес-Бенц». Грузовик покрутился у парковки рядом с морпехами и уехал восвояси.
Меньше часа спустя вроде бы тот же грузовик снова приехал на парковку. Но на этот раз он набрал скорость — и помчался прямо на забор из колючей проволоки между стоянкой и казармой морпехов. Забор не выдержал напора — и грузовик промчался мимо караульных постов. Затем он въехал сквозь открытые ворота мимо заграждения из труб прямо в четырёхэтажное здание с сотнями военных внутри.
Схема атаки
Младший капрал Генри Линкила, часовой на посту № 7, успел присоединить магазин к винтовке М16 и даже дослать патрон в патронник — но стрелять было уже поздно. Другой часовой, сержант Стивен Рассел, успел заорать «Ложись!» (Hit the deck!). Прочие не успели и этого.
Спустя секунду или две после тарана многотонный грузовик взорвался. Здание рухнуло. Погиб 241 американец, из них 220 морских пехотинцев (остальные — флотские медики и солдаты).
После взрыва
20 секунд спустя после подрыва казармы морпехов, другой смертник взорвался у казармы французских парашютистов из 1-го парашютно-егерского полка — наиболее уважаемой части ВДВ. Погибли 58 человек.
Морская пехота не несла таких единовременных потерь со дня высадки на Иводзиму в 1945 году. Граждане США не гибли в таком количестве с вьетнамской войны. Французы — с войны в Алжире.
Четвёртого ноября ещё один смертник взорвал в Тире штаб контрразведки. Израиль в ответ разбомбил лагерь боевиков — всё как обычно. В феврале 1984 года войска США, а также Франции, Италии и Великобритании покинули негостеприимную страну.
Кто виноват и что делать
Тем временем в США вовсю шла «раздача слонов». Командира батальона морпехов признали виновным в том, что тот запихал 350 человек в одно здание. Вдобавок он приказал часовым держать оружие незаряженным.
Командир группировки морпехов, полковник Тимоти Герати, заявил на слушаниях в конгрессе, что обезопасить казармы было очень трудно — место ровное, мимо постоянно едут машины в аэропорт.
При этом сами задачи морпехов были крайне туманными — так чего ж вы хотели?
Позже Герати и историки морской пехоты утверждали, что казармы подорвали сжатым бутаном с пентаэритриттетранитратом. В просторечии, самопальной «вакуумной бомбой». Плюс плиты из бетона и мрамора для направления ударной волны. И если бы грузовик остановили до тарана, то жертв стало бы еще больше. Кстати, такой тип бомбы использовали впервые.
Облако, взметнувшееся в небо после взрыва казармы морской пехоты
Ответственность за теракты взяло на себя непонятное Свободное исламское революционное движение (или «Исламский джихад»). По сей день суды США стараются выжать из Ирана почти два миллиарда долларов на помощь семьям погибших — мол, виновата проиранская «Хезболла», созданная в 1982 году.
Однако кто устроил теракты на самом деле — так до конца и не выяснили.
Читайте нас: