Лента новостей

01:50
Фейковый сбор средств вылез The New Times боком
21:23
Зеленский будет баллотироваться в президенты с лозунгом «Я не шучу»
21:18
Германия видит свое «энергетическое будущее» в Газпроме
21:17
Профилактика – залог безопасности: в российских городах проходят учения по антитеррору
21:16
Украина пригрозила выйти из Интерпола, если его возглавит россиянин
21:15
Маша, медведь и британская паранойя
21:14
Южные Курилы в обмен на мирный договор: бесконечная история
21:12
Российские пограничники задержали в Азовском море еще одно украинское судно
21:10
ООН: Ситуация в секторе Газа критическая
21:09
Украина: Сотрудники СБУ обнаружили террористов ИГИЛ
21:08
Строительство морской части "Турецкого потока" закончено
21:07
Почему в России нельзя вводить акциз на колбасу
21:06
Командование ВСУ в панике из-за утечки информации о подготовке диверсии на химзаводе в Горловке
21:04
"Сарай, хату, пристройку?". Рабинович требует от "дураков во власти" рассказать что они строят в стране
21:02
Ноябрьская прелюдия: ретроспектива
21:00
Войско Польское – от армии «выходного дня» к армии «хорошей погоды»
20:42
12 процентов клинических оптимистов и другие социологические диагнозы Украине
20:41
Почему исчез золотой запас Российской империи
20:37
Зачем из уникальных боевых самолетов «делают чучела»
20:36
Иран раскалывает НАТО руками Италии
20:35
Почему российский «Янтарь» не смог найти аргентинскую подлодку?
15:54
Работа в интересах внешнего врага
15:52
«Майкрософт» готовится уйти из России
15:47
Грязные приёмы, с помощью которых нарциссы, социопаты и психопаты манипулируют нами. Методы защиты
15:45
Сотрудники Facebook: из компании нужно бежать без оглядки, и вот почему
15:44
Минобороны Украины «схватило Кремль за руку» в деле о сгоревших складах
15:41
Собачка Ходорковского: откуда Навальный берет деньги на фейковые расследования
15:40
Эксперименты над людьми: исследование Таскиги
15:36
Генерал Мороз проснулся. Зима в Америке начнется с российского газа
15:35
Против Уильяма Браудера возбудили дело о создании преступного сообщества
15:34
«Третья мировая»: Путин возрождает базы СССР на Кубе
15:34
Неожиданный поворот в деле о смерти Магнитского
15:33
Минсельхоз высказался против акциза на колбасу и сосиски
15:32
«Отдай колбасу, дурак!» Белорусские хоккеисты обчистили шведскую раздевалку
15:29
Полеты опытных образцов Су-57 в Сирии
15:27
Мгновенно и без страданий: аргентинскую субмарину погубили шторм и водород
15:25
"Торнадо", "Хризантемы" и "Искандеры". Чем вооружаются "боги войны"
15:23
ПАРЕНЬ СПРОСИЛ: «ДОЙЧ?» («НЕМЕЦ?»). Я ОТВЕТИЛ: «НАЙН. РУСИШ»
15:14
На Украине все же победит партия тепла
15:13
Эксперт: рост цен на нефть может спровоцировать Саудовская Аравия
15:12
Ноябрьская прелюдия: ретроспектива
15:02
Запад в страхе от альянсов Путина
15:01
Калифорнийский Чернобыль
14:58
Готова ли Россия к войнам будущего?
14:57
Украина потребует своей доли от передаваемых Японии в счёт репараций островов Шикотан и Хабомаи 
Все новости

Архив публикаций

«    Ноябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 


» » «Нож в спину» ценой в 82 млн евро: Латвия требует от Литвы компенсацию за разобранные рельсы

«Нож в спину» ценой в 82 млн евро: Латвия требует от Литвы компенсацию за разобранные рельсы

«Нож в спину» ценой в 82 млн евро: Латвия требует от Литвы компенсацию за разобранные рельсы


Фото: Momentmal / pixabay 

Эпопея с разобранными десять лет назад Литовской республикой рельсами на участке Мажейкяй (Литва) — Реньге (Латвия) обрастает новыми скандалами. На Вильнюс уже наложила штраф Еврокомиссия, а теперь ее примеру последовала латвийская сторона. В Литве же назвали требование соседней республики неправомерным. Аналитический портал RuBaltic.Ru разобрался в запутанных бизнес-схемах, которые привели к конфликту между Литвой и Латвией, а также попытался понять, на чьей стороне правда.

В 2008 году государственная литовская компания «Lietuvos gelezinkeliai» («Литовские железные дороги») разобрала под предлогом экстренного ремонта железную дорогу на участке Мажейкяй (Литва) – Реньге (Латвия), в результате чего польской нефтеперерабатывающей компании PKN Orlen пришлось использовать для транспортировки литовский порт в Клайпеде, что потребовало дополнительных затрат.

Участок Мажейкяй – Реньге – это всего лишь 19 км железнодорожных путей, к тому же, по словам представителей «Литовских железных дорог», он находился «в аварийном состоянии». Поэтому, под предлогом ремонта, рельсы были демонтированы. Однако и десяти лет не хватило на то, чтобы заменить их новым железнодорожным полотном. И вот теперь – скандал. Аудиторская компания Ernst&Young Baltic по заказу латвийских властей подсчитала, что за прошедший период времени железной дорогой были недополучены средства от перевозок в размере 82,4 млн евро.

С чего всё началось?

Польская нефтеперерабатывающая компания PKN Orlen является крупнейшей в Восточной Европе и занимается в основном переработкой нефти и производством бензина. Среди многочисленных активов компании – единственный в Прибалтике нефтеперерабатывающий завод Orlen Lietuva в городе Мажейкяе.

Продукты переработки завода необходимо дальше перевозить до конечного потребителя, и дешевле всего это делать по морю, не говоря уже о том, что до некоторых заказчиков на соседних континентах по-другому добраться никак нельзя. Но до порта нефтепродукты еще необходимо довезти, и тут на помощь приходит железная дорога. Открываем карту и смотрим, что с точки зрения дальнейшей логистики заводу в Мажейкяе удобнее всего работать с портом в Риге.

Однако внезапно сообщение между Мажейкяем и латвийской столицей прерывается под предлогом ремонта. Orlen Lietuva приходится транспортировать свою продукцию через порт в городе Клайпеда, путь в который, ни много ни мало – на 100 км длиннее. Зато тарифы за перевозку поступают в литовский, а не латвийский бюджет.

Всё дело в железной дороге – сообщение «по прямой» между Мажейкяем и Клайпедой отсутствует, необходимо делать крюк на восток через Шяуляй, то есть в условиях честной конкуренции завод предпочел более выгодный «короткий» вариант в Ригу, но прямая ветка на Ригу разобрана.

Вот и получается, что грузам уже десять лет необходимо преодолевать 250 вместо 150 км. На этом фоне затянувшийся ремонт, мягко говоря, выглядит крайне подозрительно.

Символическая рельса не исправила положения

14 августа руководство Orlen подписало с «Литовскими железными дорогами» договор о поставках продукции завода в Польшу, а также заложило символическую рельсу на разобранном участке в знак начала восстановления маршрута.

Министр транспорта Литвы Рокас Масюлис сказал тогда, что подписание договора – результат устранения недопонимания между компаниями в прошлом.

А недопонимая были следующими – в 2011 году Orlen подала иск на «Литовские железные дороги» в Еврокомисиию. Спустя 4 года разбирательств ЕК пригрозила расформировать монополиста литовских железных дорог, если он не заплатит штраф 42 млн евро. А еще через 2 года в 2017 году наложила дополнительный штраф в размере 27,8 млн евро с формулировкой «за нечестную конкуренцию», а также обязала «Литовские железные дороги» восстановить разобранный участок. 

Стоимость работ тогда была оценена от 10 до 20 млн евро.

«Провокации» и «нож в спине» литовских железнодорожников

Но символическая рельса была заложена слишком поздно – слишком велики были убытки латвийских железнодорожников. Только содержание оставшегося обрывка неиспользуемой железной дороги за эти 10 лет на территории Латвии стоило республике 6 млн евро.

Латвия, не дожидаясь окончательного решения Еврокомиссии, которое спустя десять лет так и не было исполнено, 

начала собственными силами перестраивать железнодорожные пути и дополнительно к штрафу от ЕС выставила собственный иск – 56,92 млн евро.

Вместе с ней претензии к «Литовским железным дорогам» предъявила SIA LDz Cargo – компания, занимавшаяся логистикой и транспортировкой продукции заводов Orlen через латвийские порты.

Корень данных «провокаций» министр транспорта Литвы Рокас Масюлис окрестил «ударом ножа в спину». С его точки зрения, причиной всему стали выборы в латвийский Сейм в октябре этого года. Таким образом, мол, власти пытаются нарастить свои рейтинги, выступив в амплуа защитников экономических интересов республики.

Переживать латвийским властям и правда есть над чем – коалиции из «Национального объединения», «Единства» и «Союза "зеленых" и крестьян» придется на этих выборах очень не легко. «Национальное объединение» потеряло в поддержке своих избирателей почти 30%, «Союз "зеленых" и крестьян» – почти 50%, а «Единство» не проходит и 5% барьер.

Но какими бы ни были истинные причины активизации конфликта именно сегодня, само по себе разбирательство – это серьезный звоночек для ЕС, который недавно выделил транш на реализацию проекта Rail Baltic. Стоит отметить, что большая часть европейского финансирования пришлась на долю Вильнюса.

Ведь если Литва с Латвией не смогли мирно и самостоятельно разрешить спор о транспортировке грузов с одного-единственного завода, то как они смогут совместно работать над проектом, стоимость которого лишь по приблизительным оценкам составляет от 6 до 8 млрд евро?

Леонид Азадовский







Опубликовано: lentok     Источник

Похожие публикации для статьи "«Нож в спину» ценой в 82 млн евро: Латвия требует от Литвы компенсацию за разобранные рельсы"


Напишите ваш комментарий к статье "«Нож в спину» ценой в 82 млн евро: Латвия требует от Литвы компенсацию за разобранные рельсы"

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх