20 августа 1940 года был убит Лев Троцкий (Лейба Давидович Бронштейн).
Было это в Мексике, куда он приехал, изрядно попутешествовав по Европе. Правительства европейских стран, напуганные результатами его деятельности в России и осведомленные о том, что он не собирается успокаиваться в своих устремлениях к "перманентной революции", спешили поскорее от него избавиться.
Являясь организатором Четвёртого интернационала, Лев Давидович очень хотел попасть в США, где находилась самая крупная секция его детища – Социалистическая рабочая партия США. Но визу ему так и не дали.
В Мексике он жил по приглашению главы левого правительства Ласаро Карденаса, который направил Троцкому приглашение почти сразу после победы на выборах. В Мексике Троцкого ждали и встретили помпезно. А поселился он на вилле у художника Диего Риверы — активного сторонника левых и мужа Фриды Кало.
В Мексике жизнь семьи Троцких приобрела размеренный устоявшийся ритм. Казалось, ничто уже не сможет помешать дожить в покое оставшиеся годы под ласковым мексиканским солнцем. Но в июле 1938 года в США, спасаясь от репрессий, бежал советский разведчик в звании майора госбезопасности Александр Михайлович Орлов. Он написал письмо Троцкому, в котором сообщил, что против него готовится спецоперация.
Боясь за свою жизнь, Троцкий сделал из дома крепость. Он подпускал к себе немногих. Постоянно с ним находилась супруга Наталья и внук от старшей дочери. Все дети революционера погибли. За домом постоянно следили сотрудники НКВД. По крайней мере, об этом говорили охранники и секретари хозяина. Власти Мехико охраняли особняк. Под подозрением были даже самые близкие сторонники Льва Давидовича.
Впоследствии советский разведчик и сотрудник НКВД Павел Анатольевич Судоплатов написал в своих воспоминаниях, что приказ на убийство Троцкого он получил в сентябре 1938 года от Сталина и Берии. До этого в 1937 году план по устранению Троцкого разрабатывал другой сотрудник НКВД Шпигельглас, но по каким-то причинам его решили заменить Судоплатовым.
Для его выполнения были созданы две группы, состоящие из испанских и мексиканских коммунистов. Они носили название «Мать» (руководитель Меркадер) и «Конь» (руководитель Сикейрос). Эти группы действовали параллельно и не знали ничего друг о друге. Для страховки из агентов НКВД была сформирована третья группа (руководитель разведчик-нелегал Григулевич), знавшая о двух испанских группах.
Большинство иностранцев, непосредственно или косвенно участвовавших в операции, не сомневались в том, что Троцкий является «врагом трудящихся всего мира»..
Непосредственно на месте все эти группы курировал советский разведчик Наум Исаакович Эйтингтон, а операция по устранению Троцкого получила название «Утка».
Троцкого обложили со всех сторон и стали ждать приказ из центра. Вскоре такой приказ пришёл от Судоплатова. Он поручил Эйтингтону задействовать группу Сикейроса.
В ночь на 24 мая 1940 года завербованный НКВД охранник Роберт Шелдон Харт (гражданин США) открыл ворота виллы, и 20 человек, одетых в полицейскую форму, ворвались во внутренний двор. Они открыли ураганный огонь по спальне, в которой спал Троцкий.
Но Лев Давидович и его жена Наталья Седова сразу же после первых выстрелов спрятались под кроватью. Стрельба велась 15 минут, затем Сикейрос вбежал в спальню, но никого в ней не увидел. Ему и в голову не пришло заглядывать под кровать, так как он подумал, что для революционера такого масштаба, как Троцкий, было бы унизительно прятаться в подобном месте.
В результате этой акции никто из семьи Троцкого не пострадал. Лишь внук Всеволод Волков, спавший в соседней комнате, получил незначительное ранение – поля поцарапала кожу у него на ноге. А охрана виллы после нападения была значительно усилена. На окнах установили железные ставни, стены укрепили дополнительной кирпичной кладкой.
В июне месяце мексиканская полиция арестовала всех участников налёта. Был арестован и Сикейрос. Он заявил, что Троцкого никто убивать не собирался. На него просто пытались оказать психологическое давление, чтобы пламенный революционер поумерил свой пыл и перестал заниматься политической деятельностью. Суд приговорил участников покушения к различным срокам тюремного заключения.
После провала операции Эйтингтону из центра поступил приказ задействовать вторую группу. Но в данном случае советский разведчик привлёк только одного Рамона Меркадера.
Его внедрение в окружение Троцкого началось ещё в 1938 году. Испанский коммунист Рамон Меркадер был завербован Эйтингтоном во время Гражданской войны в Испании. Он появился в Париже под именем Жака Морнара, бельгийского подданного, и закрутил роман с Сильвией Агелофф. Последняя приходилась родной сестрой Рут Агелофф – сотруднице секретариата Троцкого.
В январе 1940 года Сильвия приехала в Мексику к сестре и начала вместе с ней работать в секретариате Троцкого. Вскоре к своей возлюбленной приехал Меркадер и с марта 1940 года начал периодически появляться в доме пламенного революционера под предлогом встреч с невестой. Постепенно он вошёл в доверие ко всем, кто окружал Троцкого, и к самому Льву Давидовичу.
Ему и удалось осуществить убийство Троцкого 20 августа 1940 года.
В этот день в дом Троцкого он пришёл после обеда в 17 часов 30 минут. Было тепло, но испанский коммунист был одет в длинный просторный плащ. Под ним в специальных карманах находились кинжал и ледоруб. Гость попросился на приём к Льву Давидовичу, объяснив это тем, что написал статью и хочет, чтобы тот её прочитал и дал своё заключение.
Троцкий пригласил Меркадера в кабинет, сел за стол и начал читать текст. Он так в него углубился, что не заметил, как гость зашёл к нему сзади и выхватил из внутреннего кармана плаща ледоруб. Размахнувшись, Меркадер ударил им по затылку сидящего за столом человека. Острие ледоруба вошло в голову на глубину 7 см.
Троцкий страшно закричал, развернулся и схватился за ледоруб руками. Меркадер при этом растерялся и совсем забыл, что жертву нужно добить ножом.
На крик в кабинет ворвались охранники, они схватили убийцу и начали его бить. А тот, согласно легенде, закричал не на испанском, а на французском языке, который хорошо знал: «Меня заставили это сделать. Мою мать держат в тюрьме. Её хотят убить. Я хочу умереть, убейте меня!»
В это время недалеко от дома, где жил Троцкий, стоял автомобиль, за рулём которого сидел советский разведчик Эйтингтон. По плану, после убийства Троцкого, Меркадер должен был выбежать из дома, сесть в этот автомобиль и навсегда исчезнуть из Мексики.
Но всё пошло не так, как планировалось. Как только Эйтингтон увидел подъехавшую к дому полицию, он нажал на газ и в тот же день покинул страну.
Троцкого отвезли в больницу, где он прожил еще двадцать шесть часов. Он впал в кому. Врачи не могли спасти его, были задеты важные части мозга
21 августа 1940 года рано утром в 7 часов 25 минут Троцкий умер.
Ледоруб был сохранен очевидцами событий 1940 года. Его показывают широкой публике в Музее шпионажа (Вашингтон).
Дом, где убили Троцкого, сохранился. 20 августа 1990 года в доме открыли музей Троцкого.. В музее собрана библиотека произведений Троцкого, а также его документы и троцкистская литература. Сохранились также архивные снимки с места преступления.
На территории особняка, где был захоронен прах Троцкого, поставлен обелиск.. На монументе также есть символ советской власти в виде серпа с молотом.
Что же касается Рамона Меркадера, то на допросах в полиции он утверждал, что является подданным Бельгии. Но данную легенду очень быстро опровергло бельгийское консульство. Его представитель заявил, что данный человек никогда не был бельгийцем, а всё его прошлое не имеет ничего общего с правдой. Но Меркадер так и не сознался, что являлся агентом Советского Союза.
Убийцу Троцкого приговорили к 20 годам тюрьмы, так как на тот момент это была высшая мера наказания в Мексике.
Подлинная личность убийцы была установлена лишь через несколько лет. Мексиканский доктор Кирос Куарон, уважавший Троцкого, решил провести собственное расследование. По ряду косвенных признаков он предположил, что убийца мог быть испанцем. Доктор отправился в Испанию и нашёл там досье на Рамона Меркадера дель Рио. В своё время его, как коммуниста, арестовывала франкистская полиция.
В досье имелись не только фотографии, но и отпечатки пальцев. Таким образом, было установлено, что жизнь Троцкого оборвал испанский коммунист. Но всё равно не удалось доказать, что он являлся агентом НКВД.
Меркадер отсидел весь 20-летний срок и вышел из тюрьмы 6 мая 1960 года. Он уехал на Кубу, а оттуда перебрался в СССР. и стал секретным Героем Советского Союза.
В 1961-1974 годах он работал в Институте марксизма-ленинизма при ЦК КПСС (ИМЛ).
В середине 70-х по приглашению Фиделя Кастро он уехал на Кубу. Работал советником МИД, умер от рака в 1978 г. По завещанию был похоронен в СССР. Незадолго до смерти Рамон Меркадер сказал: «Если бы мне пришлось заново прожить сороковые годы, я сделал бы всё, что сделал».
В СССР убийство Троцкого получило широкий отклик к центральной прессе:
«В могилу сошел человек, чье имя с презрением и проклятием произносят трудящиеся во всем мире, человек, который на протяжении многих лет боролся против дела рабочего класса и его авангарда — большевистской партии. Господствующие классы капиталистических стран потеряли верного своего слугу. Иностранные разведки лишились долголетнего, матерого агента, организатора убийц, не брезгавшего никакими средствами для достижения своих контрреволюционных целей», — говорилось в номере газеты «Правда», вышедшем 24 августа 1940 года.
Правками этой статьи, озаглавленной «Смерть международного шпиона», занимался лично Сталин. Он же написал и финальный ее абзац: «Троцкий стал жертвой своих же собственных интриг, предательств, измен. Так бесславно кончил свою жизнь этот презренный человек, сойдя в могилу с печатью международного шпиона на челе».
Правда, нынешние "сталинисты" умудряются выдавать на-гора принципиально иные оценки деятельности Троцкого. Тем самым они разоблачают свою троцкистскую сущность, плохо скрываемую под маской "сталинизма" и "патриотизма".
С Днем ледоруба, товарищи!
Читайте нас: