Лента новостей

21:55
В чем отличие "Турецкого потока" от "Южного потока"?
21:51
Die Zeit о «разгромной» речи Порошенко: Как же он надоел!
21:50
Россия быстро нашла замену украинским авиадвигателям
21:49
Батальон сирийских войск угодил в хорошо подготовленную ловушку США
21:48
НАТО сунется в Россию через Украину
21:46
Россия назвала неприемлемыми заявления об уничтожении Израиля
21:45
Потеряв десятки "Абрамсов" Ирак пересаживается на Т-90
21:44
Владимир Путин обсудил с Эрдоганом российско-турецкое сотрудничество
21:43
Новые санкций против России. Выстоят ли россияне?
21:42
«Ревнуют»: эксперт объяснил нападки Литвы на Белоруссию из-за российской АЭС
21:42
Независимость, говорите. Хозяева избивают Латвию
21:40
Эксперт объяснил роль ЧВК «Вагнера» в победе над терроризмом в Сирии
21:38
«Наглое и грубое обращение»: эксперт осудил МОК и WADA за неспортивное отношение к атлетам из РФ
21:37
Единоросы поняли что стали врагом для собственного народа
21:36
Потери военной разведки 162 погибших и 632 раненых
21:25
В России построят 2000 заводов (Время-вперёд! #279)
21:22
Эксперт: США ищут предлог для слома соглашения о РСМД
21:21
«Не играть с огнем»: Сергей Лавров осудил агрессивные действия Вашингтона
21:17
Глава Якутии Борисов и его помощник устроили авиадебош с угрозами экипажу
21:15
Ничего они так и не поняли и понимать не собираются
21:15
На Украине новый скандал: Порошенко начал готовить фальсификацию выборов 2019 года
21:15
Порошенко пьяный в Мюнхене
21:14
Из Багдада с любовью. Житель Ирака о жизни в России
21:14
Странная логика
21:12
«Англичанка гадит»: Борис Джонсон восстановил финансирование «Аль-Каиды» в Сирии
21:12
Гособоронзаказ – несбыточная мечта ВСУ
21:11
Армения: Баланс сдерживания и вовлечения
21:11
Прекратят ли США поддерживать «пещерный национализм» на Украине?
21:09
WADA боится победы спортсменов из России: Алина Загитова стала заложницей западных провокаций
21:08
Вульгарщина и безвкусица: в Днепре прошёл бал для элиты города
21:07
Роскосмос: Космический парус
21:03
Порошенко ждет от США большего, чем «джавелины»
19:05
Военные преступления: МУС принял более миллиона обращений от афганцев
19:02
«Призрак Саакашвили» продолжает угрожать Порошенко
12:49
Новый российский спецназ для противодействия американским атакам в Сирии
12:28
Кинотеатр военных действий: боевик или комедия?
12:24
ШОС смотрит в будущее
12:23
«Англичанка гадит»: Борис Джонсон восстановил финансирование «Аль-Каиды» в Сирии
12:22
Трамп бьет тревогу: Россия добилась хаоса и раскола США
12:08
С Сети. Про русских Кулибиных
12:02
Дотянуться до Аляски. Зачем в СССР хотели перекрыть Берингов пролив?
11:58
США больше не сверхдержава: об этом говорит ядерная стратегия Вашингтона
11:56
Россия без Путина? Забыли? Напомню...
11:54
Куда уж нам.. безнадёга
11:37
У православных наступает Великий пост
Все новости

Архив публикаций

«    Февраль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728 


» » Украинские ракетные двигатели начали замещать российские

Украинские ракетные двигатели начали замещать российские

 19 ноября президент Украины Петр Порошенко, поздравив громадян с 20-летием первого полета в космос гражданина независимой Украины, назвал страну «космической державой». 

Порошенко сообщил, что 20 лет назад «произошло историческое событие для независимой Украины»: в космос на борту американского космического корабля «Колумбия» отправился Леонид Каденюк. «С тех пор Украина успешно подтверждает свои позиции космической державы», — написал Порошенко на своей странице в Facebook. 

На счет успешности позиций и космической державы - вопрос спорный, тем не менее, кое-чего Украина, действительно, добилась. 

Так, на днях стало известно, что европейская ракета-носитель Vega с украинским двигателем успешно стартовала 8 ноября 2017 с космодрома Куру во Французской Гвиане. Маршевый жидкостной РД-843 — основной двигатель четвертой ступени этой ракеты-носителя. Он разработан государственным предприятием КБ «Южное» и изготовлен на «Южмаше». По информации Государственного космического агентства Украины (ГКА), предыдущий девятый пуск РН в рамках программы Vega был осуществлен весной — 7 марта 2017 года. 

А 12 ноября уже с американского космодрома Уоллопс (штат Вирджиния) состоялся успешный пуск модернизированной ракеты-носителя среднего класса Antares-230 с транспортным космическим кораблем Cygnus. Транспортник доставил на Международную космическую станцию (МКС) 3229 кг груза по заказу NASA. Как сообщила пресс-служба Укркосмоса, в подготовке и проведении пуска принимали участие украинские специалисты. Главным разработчиком ракеты-носителя является американская компания Orbital АТК, однако основную конструкцию первой ступени создают украинские предприятия — КБ «Южное» и «Южмаш» в кооперации с «Хартрон-АРКОС» (Харьков), «Хартрон-ЮКОМ» (Запорожье), «ЧЕЗАРА», «РАПИД» (Чернигов) и др. 

Известно, что изначально на первой ступени РН Antares-230 стояли двигатели AJ-26 — лицензированная в США модификация советского двигателя НК-33 для использования на американских носителях. У данной части ракеты три «родителя»: непосредственно частная компания США Orbital Sciences, российский СНТК им. Н. Д. Кузнецова (Самарский научно-технический комплекс имени Николая Кузнецова) и украинское КБ «Южное». Украинцы участвовали в разработке и контроле изготовления на заводе «Южмаш» ёмкостей для топлива, баков высокого давления, клапанов, датчиков, системы подачи топлива и питания, труб, проводов и другого связанного с ними оборудования. 

После аварии, произошедшей при запуске в октябре 2014 года, было объявлено об замене двигателя первой ступени AJ-26 на двигатель РД-181 — разработанный химкинской компанией «НПО Энергомаш» специально для «Антареса», причем за его основу был взят двигатель РД-191 от «Ангары». То есть подмосковное предприятие в этом проекте занимается поставками РД-181 (по контракту НПО «Энергомаш» поставит Orbital ATK с 2017 по 2018 год 14 двигателей) и их адаптацией к носителю, а Украина по-прежнему решает задачи в части изготовления ёмкостей для топлива, баков высокого давления, клапанов, датчиков, системы подачи топлива и питания. По словам гендиректора химкинского предприятия Игоря Арбузова, российские и украинские эксперты раздельно работали на американском космодроме по программе подготовки к первому запуску и продолжают «не пересекаться». 

По четвертой ступени AVUM лёгкой РН, совместно разрабатываемой с 1998 года Европейским космическим агентством (ESA) и Итальянским космическим агентством (ASI), у украинцев действует уже довольно старый контракт, отмечает научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. 

— Это европейская ракета впервые вывела на орбиты полезную нагрузку в 2012 году, и с тех пор периодически летает, доставляя в основном спутники дистанционного зондирования Земли. В 2018 году запланировано три запуска, и пока ничто не указывает на то, что европейцы хотят отказаться или заменить этот носитель. Antares летает реже, но по обеим программам украинцы выполняют свои обязательства и получают за это твердую валюту. У нас любят говорить о том, что украинские ВПК и космическая отрасль находятся в глубоком упадке, тем не менее, производство тех же двигателей РД-843 там сохраняется. 

Конечно, двигатели на четвертой ступени РН Vega не самые мощные, но для украинских предприятий их изготовление — это уже отлаженная вещь, и не будем забывать, что двигатель — это самый сложный узел в ракете. 

— Какие комплектующие для производства РД использует Украина? 

— В принципе что-то из комплектующих и из элементной базы они должны закупать в России, но в отличие от производства спутников та же элементная база двигателей достаточно широко распространена и ее легко можно купить в другом месте. То есть, здесь нет жестких требований, которые предъявляются, например, к элементной базе спутников. Что касается наиболее технологичных вещей — аппаратуры, автоматики, радиоуправления и т. д., то значительную часть изделий для российской космической промышленности делала именно Украина в рамках политики СССР по разделению труда. 

— Учитывая состояние космической отрасли, украинцы могут принять участие в каких-либо еще проектах с иностранным участием? 

— Для Украины единственный выход — развивать кооперационные связи, чтобы продолжать получать деньги и сохранить промышленность в более-менее работоспособном виде. Вообще, конечно, Киев периодически озвучивает грандиозные планы по покорению космоса, но их возможность крайне ограничена, хотя надежда на реализацию приемлемых решений у Украины все-таки есть. 

Так, бразильское космическое агентство трижды безуспешно пыталось запустить ракету-носитель легкого класса VLS-1 — в 1997, в 1999 и в 2003 годах. Последняя авария привела к гибели 21 человека и к уничтожению стартовой площадки. После этого работы над ракетой были заморожены, но желание летать в космос у бразильцев не пропало, и они решили сотрудничать с Украиной. Но, видимо, в связи с изменившейся политической ситуацией на Украине и сложностями в реализации проекта ракетного комплекса «Циклон-4» (в его состав входят ракета-носитель «Циклон-4» и наземный комплекс, обеспечивающий проведение на космодроме работ по подготовке и запуску РН и полезной нагрузки) летом 2015 года Бразилия в одностороннем порядке денонсировала (отменила) договор. 

Теперь канадская компания Maritime Launch Services (MLS) планирует построить космодром у восточного побережья страны при участии украинцев. Вообще у Украины с Канадой, где проживает большая украинская диаспора, вроде бы идут серьезные переговоры по строительству объекта недалеко от города Кансо — чтобы выводить украинской ракетой «Циклон 4М» (Cyclone 4M) спутники весом до 3?350 килограммов. 

Вообще использование космодрома в Канаде — второй шанс для Украины в решении проблемы со стартовой площадкой и шанс реально стать космической державой. В принципе, они могут организовать производство ракет для вывода малых спутников, и тем самым создать конкуренцию японцам и американцам, потому что рынок вывода малых аппаратов на орбиту довольно быстро растет. Но это — не близкая перспектива, тем более, сейчас хватает игроков на рынке, которые хотели бы делать ракеты для запуска именно малых аппаратов. 

— «Южмаш» находится в сложном финансовом положении. На сегодняшний день предприятие имеет задолженность по заработной плате в размере около 80 млн. грн. (примерно 175 млн руб.) только по официальным, потому и не очень достоверным подсчетам, — говорит преподаватель Военного университета Министерства обороны РФ Владимир Карякин. — И только благодаря некоторым контрактам — по Antares и еще ряду проектов — летом 2017 года предприятие начало переходить, по признанию главы профсоюзного комитета «Южмаша» Валерия Васильева, «с однодневки на три рабочих дня». 

Из-за того, что на Украине ежедневно делается масса популистских и откровенно завиральных заявлений, складывается впечатление, что там ничего не могут, однако, к счастью, все-таки какое-то производство сохраняется, которое дает людям рабочие места. Пусть даже и путем, которым сейчас идет «Южмаш», а именно — возвращением к производству троллейбусов (речь идет о партии троллейбусов «Днепр-Т103» для Днепропетровска и Запорожья) и сборке шасси для самолетов Ан. Производство ступени для американской ракеты и сборка двигателя для ракеты Vega — это практически единственное профильное дело предприятия, приносящее реальные деньги. Ведь РН летает — в июне 2015 года она вывела европейский спутник Sentinel-2A, предназначенный для дистанционного наблюдения за Землей, в сентябре 2016 года — четыре спутника SkySat оператора, принадлежащего Google, и первый перуанский спутник PeruSAT-1. 

Способна ли Украина на нечто большое? Например, вывести свой первый спутник связи «Лыбидь», запуск которого в очередной раз перенесен 2018 год? Слабо верится. Что касается интереса к «Циклону-4», то теоретически такое возможно, ведь трёхступенчатая ракета-носитель лёгкого класса «Циклон-3» была неплохой и надежной РН, которая запускала преимущественно спутники военного назначения. Но насколько «Циклон-4» будет надежной ракетой, и за сколько украинцы согласятся ее производить — это вопросы, которые, на мой взгляд, делают проект с Канадой не реальным.





Опубликовано: lentok     Источник

Похожие публикации для статьи "Украинские ракетные двигатели начали замещать российские"


1 комментарий

  1. Генерал армии
    R4HBL

    Камеры сгорания и системы выпуска газов делаются на базе российских разработок. В том числе и на основе уникальных технологий в области сверхпрочных материалов.

    Пока аналогов нет ни у одной страны.

    +1

Новости партнеров

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Наверх