Самая большая в мире атомная подводная лодка (АПЛ) ТК-208 «Дмитрий Донской» проекта 941 типа «Тайфун» – прообраз суперсовременной советской субмарины из романа американского писателя Тома Клэнси «Охота за «Красным Октябрем» – идет в Санкт-Петербург. Корабль, внесенный в Книгу рекордов Гиннесса примет участие в Международном военно-морском салоне (МВМС-2017) и праздновании Дня Военно-морского флота. На это время пунктом приписки для гиганта станет военно-морская база Кронштадт.
«Дмитрий Донской» – последний корабль 941-го проекта, входящий в состав Военно-морского флота. Его постоянным местом дислокации считается Беломорская военно-морская база в Северодвинске. АПЛ решает задачи испытания новых типов морских вооружений и техники. С ее борта проводились практически все испытательные пуски новейшей морской баллистической ракеты «Булава». Кроме того, «Дмитрий Донской» привлекается к испытаниям новейших стратегических и многоцелевых субмарин 955-го и 885-го проектов типа «Борей» и «Ясень».
Роман «Охота за «Красным Октябрем» появился в 1984 году. В то время головной «Тайфун» только поступил на вооружение Северного флота. Его облик был строго засекречен. СССР построил лодку, не имеющую аналогов как по боевым возможностям, так и по составу вооружения. Но, несмотря на секретность, снимок «Тайфуна» в сдаточном доке попал в английский журнал Jane’s Defence. Сделала его якобы крановщица Северодвинского машиностроительного предприятия. КГБ вычислило ее по ракурсу, с которого был снят секретный объект. Так взорвалась «бомба».
Вряд ли, работая над романом, Кленси знал о существование лодки 941-го проекта. Главный герой его произведения – советский командир подлодки «Красный Октябрь» Марко Рамиус (в одноименном фильме его играет Шон Коннери) по сюжету принимает решение перейти на Запад вместе со своим уникальным кораблем и его командой. Он хочет предотвратить ядерную войну между СССР и США, передав противнику новейшие советские технологии: на лодке установлена система, делающая ее практически незаметной для акустических станций. Но появление снимка придало и роману, и фильму особую остроту.
ТК-208 и сегодня будоражит сознание своими размерами. Его полное водоизмещение составляет почти 50 тыс. т. Длина – 173 м, ширина – 23 м. Это позволяет развернуться на его палубе грузовому автомобилю КамАЗ. В его носовой части размещаются 20 самых мощных баллистических ракет РСМ-52 (уничтожены в рамках российско-американского Договора СНВ). Эти машины несли по десять ядерных боеголовок индивидуального наведения. За свои циклопические размеры и ударную мощь на Западе корабль получил название Typhoon.
Внутри легкой (внешней) надстройки, покрытой специальным погашающим гидроакустический сигнал покрытием, находятся пять прочных корпусов. В них размещены сауна, бассейн, спортивный зал и самое необычное – каюта для курения, которой нет ни на одной другой подлодке мира. Между двумя главными корпусами – пусковые шахты баллистических ракет. В носовой части лодки расположены шесть торпедных аппаратов, через которые можно стрелять торпедами, подводными скоростными ракетами и ставить мины.
Но, пожалуй, главным и самым неприятным для Запада открытием стало то, что в отличие от всех других советских АПЛ «Тайфун» мог, не обнаруживая себя, произвести пуск ракет из-под многометровой ледяной полярной шапки. Другим АПЛ для этого приходилось перед пуском проламывать корпусом лед, создавая полынью, и тем самым выдавать свое местонахождение. «Тайфуну» она был не нужна. Заняв боевое положение и получив сигнал на применения оружия, экипаж производил пуск ракет. Но перед тем как стартовать, первыми к поверхности устремлялись реактивные снаряды, разбивавшие многометровый лед, и только следом за ними стартовали баллистические ракеты.
Из-за этой особенности 941-й проект нельзя было обнаружить из космоса, а значит, и предотвратить нанесение ракетного удара. Несмотря на столь высокий боевой потенциал, на флоте «Тайфун» невзлюбили, презрительно обозвав его «водовозом». По соотношению водоизмещения и перевозимого груза (баллистических ракет) 941-й проект проигрывал другой стратегической АПЛ проекта 667 БДРМ. При практически равных боевых возможностях он был более дорог в эксплуатации. Морякам не нравилось и то, что на БДРМ командиром был капитан 1-го ранга, а на «Тайфуне» – контр-адмирал.
Впрочем, все это имело мало отношения к тому, что в начале 90-х годов Россия и США договорились о совместном разоружении. Кроме стратегических АПЛ первых поколений, было решено пустить в утиль и «Тайфуны». В настоящее время из шести субмарин только «Дмитрий Донской» находится в боевом составе как экспериментальная лодка. Два ракетоносца, «Архангельск» и «Северсталь», стоят у пирса Северодвинского машиностроительного предприятия в ожидании решения своей судьбы.
Первоначально их планировали порезать, как и другие корабли этого проекта, на металлолом в рамках российско-американского договора СНВ-2. На «Архангельске» даже вырезали ракетные шахты. Он так и стоит с развороченной верхней палубой, чтобы пролетающие американские спутники могли видеть его беспомощность. «Северсталь» пока не трогают. По словам моряков, окончательного решение по судьбе кораблей нет. Поэтому, несмотря на нерешенный статус, на них продолжают нести службу. В экипажах надеются, что временная отсрочка на исполнение приговора может означать, что корабли снова вернут в строй. Судить об этом можно по тому, что ГРЦ имени Макеева, создававший твердотопливную РСМ-52, сейчас снова занялся морской ракетой.
В настоящее время предприятие завершает конструкторские работы по новой тяжелой баллистической ракете «Сармат». Она предназначена для замены сухопутных РС-20 «Воевода» и поступит на вооружение уже в следующем году. Тем не менее между РСМ-52 и «Сармат» есть нечто общее – система управления, созданная для сменщицы РСМ-52 – ракеты «Барк». В 90-х, когда принимались решения по СНВ, ее как раз создавали для вооружения «Тайфунов». Однако проект закрыли. Сегодня, как видится, не окончательно. Вполне может оказаться, что «Сармат» сделают универсальным. То есть запускать его станут не только из шахты, но и из-под воды. Последнее в ГРЦ Макеева умеют делать как нигде лучше.
Межфлотский переход ТК-208 – первая и, возможно, последняя боевая служба корабля с 1995 года. Председатель клуба моряков-подводников, советник губернатора Санкт-Петербурга капитан 1-го ранга Игорь Курдин рассказал, что «Дмитрий Донской» – единственная атомная подводная лодка, которую можно привлечь к участию в общественно-политических мероприятиях, не нарушая планов боевой подготовки. ТК-208 не несет постоянного боевого дежурства в составе стратегических ядерных сил и поэтому может выполнять представительские функции. Из-за своих размеров и малой глубины Балтийского моря корабль пройдет в Кронштадт в надводном положении, сообщил Курдин.
Читайте нас: