Некогда «Южмаш» – Днепропетровский «Южный машиностроительный завод имени А. Макарова» производил более сотни баллистических ракет в год. Даже после 1991 года это крупнейшее украинское предприятие тесно сотрудничало с Россией. Но экономику сменила политика киевской власти, которая привела к глобальному падению производства и фактической утрате технологического уровня. Сейчас Украина пытается наладить выпуск ракет-носителей «Зенит-3 SL», но без российского участия в этом проекте вряд ли она сможет это сделать самостоятельно.
Если кратко обратиться к истории, то днепропетровский «Южмаш» выпускал в свое время и троллейбусы, и автобусы, и даже тракторы – производственные мощности позволяли. Но основной продукцией этого предприятия, которая не особо афишировалась, были все-таки ракеты, в том числе РТ-23 УТТХ «Молодец» для БЖРК – боевого железнодорожного ракетного комплекса. В последующем предприятие освоило производство ракет-носителей «Зенит», «Циклон», ряда других. Разрушив корпоративные связи с российскими предприятиями, «Южмаш» обрек себя на постепенное умирание из-за отсутствия заказов и комплектующих деталей, таких как, например, разгонных блоков, производимых в РКК «Энергия».
«Подобные, с позволения сказать, инновации украинской экономики в управлении предприятиями, можно назвать убийственными, – считает профессор, доктор экономических наук Никита Кричевский. – Это относится к целому ряду производств, успешная основа которых была заложена еще в советские времена. Им по определению нужно было процветать и расширяться за счет перспективного рынка сбыта, который традиционно находится на постсоветском пространстве. Взять тот же "Южмаш", "Николаевские судоверфи", харьковский авиационный завод, запорожский автомобилестроительный и запорожский же "Мотор-Сич", который занимался разработкой и производством авиационных газотурбинных двигателей для самолетов и вертолетов. Вся их продукция была востребована именно в России. Это хорошие контракты, загруженность производства, деньги работникам, прибыль владельцам, налоги государству. И для нашей страны были выгодны эти закупки из-за их относительно низкой себестоимости, которая определялась, в том числе поставкой собственных комплектующих.
И когда Украина постепенно отказалась от экономического сотрудничества с Россией, разорвала многочисленные контракты, то создала в первую очередь проблемы для себя. Мы смогли достаточно быстро наладить производство таких трудоемких производств, которые ранее находились на территории Украины, как авиационные и вертолетные двигатели, газотурбинные установки для боевых кораблей. Космическая отрасль, к которой можно отнести и производство баллистических ракет, в России тоже полностью перешли на отечественные разработки и собственные предприятия по их сборке. Здесь проблем нет. Тем не менее вопросы кооперации в подобных сферах всегда считаются приоритетными и, что не маловажно, взаимовыгодными. Мы активно сотрудничаем, например, в самолетостроении и ракетном производстве с Индией, Китаем, рядом других стран. Украина в этом списке, по идее, должна была бы быть в особом приоритете из-за схожих технологий, общих технических идей, заложенных еще в общей инженерной школе, отсутствии языкового барьера. Очень жаль, что экономическое сотрудничество спотыкается о политические разногласия».
Нынешний «бзик», а по другому позицию киевской власти по поводу сотрудничества с российскими предприятиями назвать трудно, относится к контракту с компанией S7 Sea Launch Limited на производство и поставку ракет-носителей серии «Зенит». Обозначенная компания входит в российский авиахолдинг S7 Group, который еще в прошлом году выкупил права на программу «Морской старт» и «Наземный старт» для исследований и использования космоса в мирных целях в рамках международных космических проектов.
Контракт предусматривает изготовление 12 ракет-носителей «Зенит» из которых сейчас в производстве находятся две ракеты модификации «Зенит-3SL» и «Зенит-3LB». Среди заказчиков значатся компании из таких стран, как США, Италия, Индия, Южная Корея и пакет заказов может превысить 350 миллионов долларов. Но эти контракты могут быть банально сорваны из-за невозможности их выполнения украинским предприятием, которому дана установка «сверху» не использовать российские комплектующие в производстве.
Генеральный директор российской ракетно-космической корпорации «Энергия» Владимир Солнцев заявил, что Украина вряд ли сможет производить ракеты-носители без кооперации с Россией.
«Проще им полететь на метле, чем на ракете без российских двигателей», – так оценил он этот проект, подразумевая, что в производстве ракеты выгоднее всего использовать разгонный блок ДМ-SL российского производства.
«Украина живет какими-то представлениями из прошлого, помноженными на непомерные амбиции, – считает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. – То производство, которое ей досталось с советских времен, было построено именно на мощной интеграции с другими регионами страны. И если, например, раньше военно-транспортные самолеты Ил-76 собирали в Ташкенте, а вертолеты Ми-24 в Тбилиси, то шасси для них производили в Харькове, двигатели в Запорожье, ряд деталей в Ульяновске. Над производством ракет и ракетоносителей работало еще больше предприятий по всей стране. Это только при помощи топора можно, как в сказке, сварить кашу, но и для этого потребуется еще котел, вода, крупа и еще ряд ингредиентов. Чтобы "сварганить" ракету, требуется еще больше компонентов.
В торговле оружием Украина уже имеет печальный опыт, как это было с разрекламированными танками "Оплот", которые были хороши в базовом советском варианте танке Т-80, но оказались достаточно убогими в украинском новоделе. Их так никто и не купил из-за серьезных проблем в вооружении, ходовой части и средствах активной защиты. Подобная судьба может ждать и ракеты "Зенит"», от которых покупатель ждет не только знака известной прежде марки, но и в первую очередь мощных технических характеристик. При этом, как мне кажется, именно наличие российских комплектующих, имеющих хорошую мировую репутацию, повысит конкурентоспособность этих ракет. Ей же не на Майдане скакать, а в космос лететь».
Для «Южмаша» нынешний заказ на производство «Зенитов» может стать той спасительной палочкой-выручалочкой, которая поможет некогда легендарному предприятию остаться на плаву. Но в одиночку, как показывает практика последних лет, в этой ситуации не справиться. Без партнерства с Россией – уж точно.
Читайте нас: