«Плоский разворот», «воронка», внезапное ускорение, все это делает «Летающий танк» - ударный вертолет Ка-52 уникальной боевой машиной. На днях к этим возможностям официально добавилась еще одна – базирование на кораблях Военно-морского флота. Минобороны отчиталось, что в ходе Средиземноморского похода авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» два Ка-52 подтвердили высокую надежность и эффективность. Тем самым выполнив первый этап, программы испытаний.
В настоящее время вертолеты переданы в распоряжение инженеров АО "Камов" для проведения дополнительных исследований, а также внесения изменений с учетом новых требований Минобороны. Ранее замминистра обороны Юрий Борисов отмечал, что опытно-конструкторская работа по Ка-52К завершится к концу года. А до 2020 года Минобороны получит не менее 146 вертолетов Ка-52 из которых 32 будут Ка-52К «Катран».
Отличие корабельного «Катрана» от традиционного Ка-52 заключается в его адаптации к базированию на кораблях ВМФ России. Для этого на вертолете установлено укороченное крыло, система складывания лопастей и кондиционирования воздуха. Она позволяет безотказно работать двигателям вертолета в условиях повышенной влажности. Как и традиционный Ка-52, корабельный вертолет оснащен комплексом бортовой обороны, гиростабилизированной оптико-электронной станцией ГОЭС-451 и 30-мм автоматической пушкой 2А42.
В отличие от «сухопутного» «морской» вертолет несет на себе две самые мощные противокорабельные крылатые ракеты Х-31 и Х-35. До этого эти машины размещались только в составе вооружения палубных истребителей Су-33 и МиГ-29/КУБР. Возможность их использования с вертолета существенно расширяет потенциал машины делая ее многофункциональным ударным средством способным одинаково эффективно работать, как по морским, так и наземным целям. Например, Х-31 специально создана для уничтожения десантных кораблей, а также транспортных средств противника из состава ударных групп и конвоев или одиночных целей. Х-35 может поражать, как корабли, так и наземные цели: портовые объекты, склады горючего и даже боевую технику.
Придание вертолету этих возможностей - одна из главных задач предстоящей доработки «Катрана». Обновленная серийная машина получит усовершенствованную радиолокационную станцию с активной фазированной решеткой (АФАР). Особенность антенных решеток на основе АФАР состоит в том, что приемник и передатчик антенны - единое целое, объединенное в микромодулях. То есть каждая маленькая ячейка, а их тысячи, содержит в себе и передатчик, и приемник. В антенну «сливается» вся высокочастотная часть локатора. Благодаря этому можно создать неподвижные антенные решетки. Локатор сканирует пространство, в доли секунды перемещая луч по приемопередающим модулям, селектирует цели, наводит на них оружие, работает как средство радиоэлектронного противодействия.
Первый замгендиректора и генконструктор корпорации «Фазотрон-НИИР» Юрий Гуськов говорит, что, пока, палубные Ка-52К оснащаются той же радиолокационной станцией «Арбалет», что и сухопутные Ка-52. Это радар миллиметрового диапазона обеспечивает выполнение задач в прибрежной зоне, не требующих большой дальности. Новая РЛС будет работать не только в миллиметровом диапазоне, эффективном для обнаружения наземных целей, но и в сантиметровом, позволяющем рассмотреть крупные морские объекты на дальности до 180 км.
По словам конструктора, с появлением в составе оборудования Ка-52 нового радиолокационного комплекса экипаж получил возможность картографирования местности, эффективного выделения на фоне подстилающей поверхности движущихся наземных целей и их сопровождения. Благодаря этому летчикам станет значительно проще ориентироваться в условиях плохой видимости: тумана и запыленности, темного времени суток, включая глубокую ночь при полном отсутствии освещенности.
Радар обнаруживает и наземные препятствия, представляющие собой угрозу для безопасности полета: опоры линий электропередачи и даже сами провода, натянутые между ними. Кроме того, ему видны еще и маловысотные воздушные цели: крылатые ракеты и беспилотные летательные аппараты. Появилась возможность выдачи целеуказания по обнаруженным объектам, имеющимся на борту оптико-электронным средствам и соответствующему оружию.
Появление серийных «Катранов» не только позволит вооружить единственный российский авианесущаий крейсер «Адмирал Кузнецов» новыми ударными вертолетами расширив его возможности. Но и дает толчок разбитию еще одного весьма амбициозного проекта – строительства собственных вертолетоносцев. «Катран» специально проектировали под французские десантные вертолетоносцы типа «Мистраль». Но после отказа Парижа передать эти корабли Ка-52К перебазировали на «Кузнецов». В ходе выставки-форума «Армия-2015» в экспозиции Военно-морского флота впервые был показан макет российского универсального большого десантного вертолетоносца «Прибой».
По своим характеристикам это корабль водоизмещением 14 тыс. тонн. Имеет длину 165 и ширину 25 метров. На нем могут быть размещены до 12 ударных или противолодочных вертолетов. В трюме до 60 единиц бронетехники и не менее 500 морских пехотинцев. Собственно, по этим параметрам, а также зная количество заказанных Минобороны «Катранов», легко можно представить, какую группировку кораблей этого класса планирует в ближайшее время развернуть Военно-морской флот.
Читайте нас: